в рамках деловой программы "Абилимпикс" в Москве состоялась дискуссия "Сопровождение и социальная адаптация обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ в процессе обучения и трудоустройства: лучшие региональные практики", сообщили ИА MagadanMedia в правительстве Магаданской области.
Елена Шестакова, руководитель центра поддержки системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ Магаданской области, МОГАПОУ "Колледж сервиса и технологий", в своем докладе на тему "Трудоустройство и сопровождение выпускников СПО с интеллектуальными нарушениями — участников "Абилимпикс" из числа детей сироти детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве ассистентов (помощников), оказывающих техническую помощь лицам с ОВЗ" представила опыт Магаданской области.
В 2024 году у выпускников Магаданского областного центра образования с ментальными и интеллектуальными нарушениями появилась возможность получить профессию укладчика-упаковщика в МОГАПОУ "Колледж сервиса и технологий". Для создания комфортных условий обучения проведена большая работа: созданы все условия для свободного перемещения данной категории студентов, класс укомплектован оборудованием с учетом нозологий, разработаны адаптированные программы.
Особое внимание уделено команде педагогов, которые непосредственно принимают участие в процессе обучения — это мастер производственного обучения, тьютор, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, преподаватель по адаптивной физической культуре.
Острый вопрос встал перед администрацией колледжа о введении такой должности как Ассистент(помощник) по оказанию технической помощи, так как студенты имеют тяжелые формы ментального нарушения, передвигаются исключительно с помощью инвалидных колясок, самостоятельно не могут обслуживать себя.
Магаданский Колледж сервиса и технологий является базовой профессиональной образовательной организацией по развитию инклюзивного профессионального образования в Магаданской области. Колледж реализует программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих служащих, таких как "Пекарь", "Кондитер", "Оператор ЭВМ", "Горничная", "Обувщик по ремонту обуви". Основным контингентом абитуриентов являются выпускники Магаданской областной школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих интеллектуальные нарушения, в частности легкую умственную отсталость. Эти ребята активно принимают участие в чемпионате "Абилимпикс", начиная с категории "школьник", а в дальнейшем, став студентами колледжа, в качестве участников категории "студент", неоднократно становясь победителями в различных компетенциях, как в региональном отборочном чемпионате, так и в национальном.
Благодаря чемпионатному движению заметны положительные изменения. Необходимость быть нужными в обществе придаёт ребятам уверенность в жизни, что немало важно для тех, кто в силу своих жизненных обстоятельств не рос в семье. Отметим, что именно данная категория ребят обладает такой чертой характера как умение заботиться о ближнем, несмотря на физические недостатки.
Рассматривая кандидатуру на должность Ассистента(помощника), поступило предложение о трудоустройстве выпускника Колледжа из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, — участника чемпионата "Абилимпикс" Владимира Милова. Владимир имеет статус сироты, закончил школу-интернат для детей с легкой умственной отсталостью, получил профессию обувщика по ремонту обуви. Во время обучения показал себя только с положительной стороны.
Основываясь на практике колледжа, в настоящее время в рамках соглашения между БПОО и Магаданским Центром опережающей переподготовки разрабатывается краткосрочная программа профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" со сроком обучения 72 часа, в рамках которой обучающиеся смогут получить необходимые знания для оказания технической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Так, запланировано обучение как минимум 5 выпускников колледжа из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — участников "Абилимпикс" с последующим трудоустройством.
Потенциальные работодатели: колледжи, производственные мастерские, реализующие программы профессионального обучения для лиц с тяжелыми ментальными нарушениями, коррекционные школы, дома — интернаты общего типа для престарелых и инвалидов, региональные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.