В Магадане при поддержке "Тихоокеанской рыбопромышленной компании" проходит персональная выставка художницы Натальи Гончаровой.
Называется она "Оранжевый шум", открылась в конце апреля и уже успела произвести немало шума, поскольку стала одним из самых необычных и неоднозначных явлений в социально-культурной жизни магаданцев последних лет.
Необычность как в содержании — проект посвящен "неудобной" проблематике отношений нашего общества к трудовым мигрантам из Центральной Азии, так и в форме. Живописные полотна здесь соседствуют со скульптурой, коллажем, инсталляцией и национальной вышивкой, придающей безликому оранжевому жилету рабочего индивидуальность, "лицо".
Каждая работа художника несет свою смысловую нагрузку. Имеет значение и расположение экспонатов.
На входе зрителя встречают баннеры, на которых почти две сотни фотографий реальных людей — с именами и названиями городов, откуда они приехали в Магадан на заработки.
"Сначала была мысль сделать парадные портреты, — поясняет Наталья Гончарова, — но попытка воплотить ее оказалась неудачной: люди перед камерой тревожились, смущались. Поэтому остановилась на репортажной съемке в процессе работы".
Автору проекта пришлось для этого изрядно потрудиться:
"Сначала созванивалась с работодателем, объясняла, что хочу и зачем, мне назначали время и место встречи, приезжала на локацию, опять объясняла, выслушивала, что дура, что делать мне нечего и что лучше бы русских снимала. Не везде, конечно. Но зачастую".
Фотографировала мигрантов только с добровольного письменного согласия, подчеркивает Наталья. И заодно отвечала на вопрос, где будет проходить выставка и как на нее попасть.
"Желание сходить выразили многие приезжие, правда, не у всех это получится: галерея в будни работает до 18 часов, в то время как у них рабочий день до семи-восьми, а то и десяти вечера, и нет выходных. Но некоторые все же уже нашли возможность и посетили выставку. И все правильно поняли", — говорит художница.
Из книги отзывов:
"Интересная выставка не на простую тему, о которой вслух не принято говорить. Твои работы заставляют остановиться и задуматься. Спасибо!"
Концептуально важная часть выставки — текст, поясняющий замысел автора: помочь обществу продраться через негатив и предрассудки и увидеть за безликой серой массой живого человека.
Текст на четырех языках — русском, узбекском, таджикском и киргизском. Переводом занимались носители языков, которые сами являются мигрантами в России.
Также есть варианты текста, адаптированные для детей и людей с ментальными особенностями. "Мне показалось, что раз проект инклюзивный, то инклюзия должна быть всесторонней", — пояснила Наталья.
Основная часть выставки построена на чередовании параллельных линий: обретшие индивидуальность оранжевые жилеты — живописные полотна.
Почти все картины представляют собой оммаж, отсылки к легко узнаваемым работам известных художников, но с иным прочтением.
Так, "Московская готика" вызывает в памяти "Американскую готику" Гранта Вуда, "Вышивальщица" — "Кружевницу" Яна Вермеера. "Девушка с дыней" навевает образ мадонны с младенцем, а "Вавилонская башня" Питера Брейгеля становится символом современного общества, которое одновременно строится и рушится, поскольку у фундамента нет прочности из-за заложенных в нем глубоких социальных ошибок.
Особое внимание магаданцев, судя по отзывам, обратила работа с оригинальным сюжетом "Папа, мы соскучились".
"Идея с детьми появилась, когда проект был уже почти готов, — поясняет художница. — Захотелось посмотреть на вопрос со стороны семьи мигранта, которая ждет его дома. Дети рисуют папу, крепят рисунки на холодильник магнитиками "Ташкент" и "Москва". Рисунки, кстати, настоящие — их действительно рисовали дети по моей просьбе".
Из книги отзывов:
"Спасибо, очень взволновало, до слез. Мне понравился формат предложенной темы. Действительно, не стали ли мы шовинистами?
Картина "Папа, мы соскучились" просто запала в душу. Самая чувствительная для меня оказалась. Будем смотреть с душой и так же относиться ко всем людям разной национальности".
Строительная каска, лапша быстрого приготовления, лепешка — главные атрибуты собирательного образа рабочего-мигранта в представлении россиян. О скудости этого стереотипа автор напоминает композицией из керамики.
А однобокость и категоричность публичного обсуждения темы трудовой миграции в России автор показала коллажем из газетных вырезок с заголовками вроде: "Я не расист, но...". И он не зря размещен ближе к выходу с экспозиции.
"Как напоминание, что зритель свободен в своих суждениях. Он волен не думать об этом, если не хочет. Все понимаю: жизнь сложна, у всех свои заботы.
Меньше всего мне хотелось бы поучать, морализаторствовать. Есть стремление работать через любовь и уважение человека к человеку", — говорит Наталья.
По ее словам, коллаж "[Не] мое дело" наибольший отклик получил у зрителей в Екатеринбурге, где в ноябре 2021 года в Ельцин Центре состоялась премьера "Оранжевого шума". Выставка имела большой успех, о ней много говорили и писали.
В частности, благосклонную рецензию на "парадные портреты непарадных людей" дала руководитель научно-исследовательского отдела Екатеринбургской академии современного искусства Анастасия Егорова.
"Работы Натальи Гончаровой делают видимым то, что большинство людей старается не замечать и помещать в слепую зону — приезжающих из других республик и других стран, людей в оранжевых жилетах, чей труд, зачастую, остается невидимым и недооцененным. Произведения Гончаровой дают шанс каждому развить способность к эмпатии и сопереживанию Другому", — говорится в статье Егоровой.
В этом году магаданская художница планировала выставить "Оранжевый шум" в Москве, однако на это не решилась ни одна столичная галерея: тема "взрывоопасная".
Из книги отзывов:
"Ваш труд — это историко-социальное исследование, требующее не только знаний, но и душевных сил, чтобы говорить о том, о чем зло молчат или громко возмущаются.
Это мастерство, которым нужно дышать!"
Решиться на домашнюю выставку Наталье было совсем непросто.
"Дома выставляться гораздо страшнее, чем где-то. И потому, что много знакомых, и потому, что обстановка более жесткая, чем в том же Екатеринбурге: у нас на 130 тысяч жителей 30 тысяч — трудовые мигранты, и это только официальная статистика.
Даже от близких людей выслушала много всего, когда готовила выставку. Был момент, когда почти отказалась от затеи".
Дело не в критике, объяснила Наталья. Она боялась еще больше разочароваться в людях. Сильнее этого страха оказалась вера в земляков.
"Глобально, проект — не о мигрантах, а о нас. Мы сейчас боремся с национализмом в другой стране, но ведь его зачатки вырастают именно вот так, демонстрацией пренебрежительного отношения к тем, кого не считаем своими. Пестуем нелюбовь в себе, выращиваем нелюбовь к себе у них, не задумываясь, к чему это приведет.
Мы можем как угодно относиться к миграционной политике правительства, и мы не можем влиять на нее. Но в силах изменить свое отношение — пусть не к происходящему, а к конкретному человеку, с которым сталкивает жизнь. К дворнику, уборщице, подсобному рабочему.
Если этот человек тебе лично не сделал ничего плохого, зачем ты транслируешь плохое отношение к нему? Это прежде всего о тебе самом история, а не об объекте твоего неудовольствия, верно?
Мне кажется, если бы каждый из нас следил за культурой поведения, мы бы жили в совсем другом мире".
Насколько оправданны опасения Натальи разочароваться в людях, покажет время. Пока же магаданцы выражают художнице благодарность за мужество и мастерство. И еще за науку.
"Самое приятное: несколько человек признались, что после посещения выставки и размышлений над увиденным начали здороваться с уборщицами в своих подъездах, говорить спасибо и желать хорошего дня дворникам, таксистам, грузчикам. И получать посылы добра в ответ. Значит, все не зря".
Наталья Гончарова выражает огромную признательность "Тихоокеанской рыбопромышленной компании" за материальную помощь в организации выставки и моральную поддержку.
"Мы рады, что магаданский зритель наконец увидел проект, получил, так сказать, приглашение к обсуждению сложной темы.
Наталья — настоящий мастер и большой души человек, мы невероятно горды за нее и полностью поддерживаем в главном: меняя мир к лучшему, начни с себя", — сказал генеральный директор ООО "Тихрыбком" Михаил Котов.
Выставка "Оранжевый шум" проходит в галерее современного искусства культурно-спортивного комплекса "Металлист" до конца мая. Приходите.
Из книги отзывов:
"В жизни нам так не хватает добра и заботы о ближнем, чувства сострадания друг к другу, и не важно, какой ты национальности.
Я почувствовала любовь художника Наташи к людям. Надеюсь, замечательный проект "Оранжевый шум" заставит людей задуматься о вечном".