Омсукчанский угольный кластер – монокультурный ТОР, и подходы к его созданию должны быть нестандартными. Колыма – край сложный, и с точки зрения климатических условий, и с точки зрения инфраструктуры, поэтому подходы к созданию территорий опережающего развития здесь должны быть не такими, как в других регионах Дальнего Востока. Об этом заявил сегодня на совещании в Правительстве Колымы заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Он отметил, что здесь необходимо собирать проекты практически вручную, поэтому органам управления надо быть активнее в создании очагов развития экономического роста, сообщает ИА MagadanMedia.
Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, Фото с места события собственное. Автор фото: Мария Золотарева, MagadanMedia
Открывая встречу по вопросам создания территорий опережающего социально-экономического развития и реализации инвестиционных проектов в Магаданской области, Юрий Трутнев подчеркнул, что сегодняшняя встреча проходит для того, чтобы все смогли обсудить – что можно взять за основу для создания ТОР на Колыме. Он напомнил, что 12 февраля правительственная подкомиссия уже одобрила три проекта ТОР, предложения колымского региона не попали в эти списки: инвесторы посчитали, что в Магаданской области недостаточно развита инфраструктура, что понесет большие затраты при строительстве новых объектов.
Совещание по вопросам создания ТОР и реализации инвестиционных проектов в Магаданской области, Фото с места события собственное. Автор фото: Мария Золотарева, MagadanMedia
Переходя к обсуждениям ТОР на Колыме, Юрий Трутнев предоставил слово заместителю Министра РФ по развитию Дальнего Востока.
"Как мы знаем, администрацией Колымы была сформирована и отправлена заявка на создание территории опережающего развития "Омсукчанский угольный кластер", – отметил заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока Максим Шерейкин. – Объективные условия говорят о том, что развитие добывающей и горнорудной промышленности – это потенциальный и перспективный сектор, поэтому неслучайно ТОР на Колыме была выбрана переработка полезных ископаемых, что касаемо кластера, то здесь непосредственно ожидается добыча угля.
Специфика этого ТОР заключается в том, что на территории отсутствует автомобильная дорога между Омсукчаном и бухтой Пестрая Дресва, необходимая длина которой 141,7 км. В бухте как раз-таки теоретически можно было бы осуществлять перегрузку добываемого угля".
Он добавил, что в момент подачи заявки был всего один потенциальный резидент на этой ТОР – "Восточная горнорудная компания", объем заявленных инвестиций которой составляет 22,2 млрд рублей и создание порядка 1,1 тысячи рабочих мест при ежегодной добыче 3 млн тонн угля. Однако, две недели назад от Правительства Колымы был заявлен еще один инвестор – это компания "Полиметалл", потенциальный резидент данной ТОР.
При подведении итогов стало ясно: сумма стоимости проекта вместе с частными бюджетными инвестициями составляет 24,9 млрд рублей, из них 2,7 млрд рублей – автомобильная дорога, а остальное – частные инвестиции группы компаний "ИСТ". Таким образом, бюджетный мультипликатор составляет 1/10. Предполагаемые сроки проектирования и строительства объектов инфраструктуры – 2015–2016 годы.
"Балансовые запасы по углю составляют порядка 77 млн тонн на этом месторождении, хотя перспективные прогнозы запасов по категории П3 равняются в среднем 5 млрд тонн. В связи с этим группа компаний ИСТ, имея лицензию, должна завершить свои геологические изыскания", – завершил Максим Шерейкин.
"Резидентом "Омсукчанского угольного кластера" выступает Северо-восточная угольная компания, входящая в восточную горнорудную компанию, – вступил в полемику генеральный директор ООО "Восточная горнорудная компания" Дмитрий Гаврилин. – За последние пять лет мы провели целый ряд геологоразведочных работ, в том числе порядка 60 км бурения. Объем инвестиций, вложенный в геологоразведку, составил свыше 1 млрд рублей. Сейчас, помимо опытной добычи и геологоразведочных работ, ведутся предпроектные изыскания в отношении строительства автодороги и порта по ТОР "Омсукчанский".
Однако, как напомнил Юрий Трутнев, в проект необходимо вложить 22 млрд рублей, что составляет порядка 350 млн долларов. И на вопрос полпреда, где же компания возьмет средства, Дмитрий Гаврилин ответил, что одним из акционеров и партнеров выступит банк "Открытие" (он занимает по капиталу четвертое место в стране после трех крупнейших государственных банков), с ним компания ведет активную работу, например, по проекту добычи угля на Сахалине. Также планируется привлечение средств со стороны группы "ИСТ", имеется и расчет на средства пенсионных фондов.
Совещание по ТОРам, Фото с места события собственное. Автор фото: Мария Золотарева, MagadanMedia
Также Гаврилин добавил, что если сегодня государство оказало бы помощь в строительстве дорожной инфраструктуры проекта, то экономика этого ТОР становится более позитивной.
Как отметил в беседе губернатор Колымы Владимир Печеный относительно дороги "Омсукчан – Пестрая Дресва", в рамках программы развития транспортной инфраструктуры РФ реализуется проект дороги "Колыма – Омсукчан – Омолон" на Чукотку, и в связи с этим можно было бы рассмотреть вопрос включения отрезка трассы между Омсукчаном и бухтой Пестрая Дресва в 141,7 км в эту программу.
Возможно, со строительством дороги может помочь и фонд развития Дальнего Востока и, по словам инвестора Дмитрия Гаврилина, такая помощь будет только приветствоваться. Однако, по заявлению Трутнева, Фонд сможет предоставить деньги на дорогу только на возмездных условиях, и какими бы выгодными они не были, деньги придется возвращать.
Как рассказал директор Магаданского филиала ОАО "Полиметалл УК" Геннадий Кузьменко, представляющий второго потенциального инвестора, их компания в Магаданской области представлена двумя хабами: Омолонским и Дукатским.
Спикер добавил, в рамках проекта ТОР они рассматривают два месторождения, находящиеся в Омсукчанском районе – "Халали" (с ресурсами в 12 тонн золота) и "Теплое" (ресурс – 20 тонн золота и около 2 тысяч тонн серебра). По результатам среднесрочного планирования на 5 лет, если экономическая целесообразность этих проектов будет подтверждена результатами бурения, то запуск этих двух проектов произойдет в 2019–2020 годы. В планах от Омсукчана до Пестрой Дресвы проложить до 50 км дороги, что будет являться транспортной составляющей для перевозки руды на хаб.
Совещание по вопросам создания ТОР и реализации инвестиционных проектов в Магаданской области, Фото с места события собственное. Автор фото: Мария Золотарева, MagadanMedia
Следующим для обсуждения стал второй инвестиционный проект "Строительство горно-металлургического комплекса на базе золоторудных месторождений "Павлик", "Павлик-2", Родионовское". Уже сегодня на основном проекте "Павлик" завершено строительство золоизвлекательной фабрики, работает открытый карьер, а к 15 марта планируется в полном объеме запустить мельницы и получить первое золото уже в апреле.
По планам уже к 2018 году помимо ГОКа на "Павлике" будут введены в эксплуатацию "Павлик-2" и Родионовское". Также планируется строительство двухцепной линии электропередач "Усть-Омчуг – Омчак – Новая" стоимостью 10 млрд рублей для обеспечения энергией ГОКов.
Напомним, по информации Министра экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области Ирины Пеньевской, план по созданию Омсукчанского угольного кластера вошел в пятерку перспективных ТОР. "Это – экспортно-ориентированный проект, рассчитанный на Азиатско-Тихоокеанский регион. Он был одобрен правительственной комиссией и полностью подходит по критериям территорий опережающего развития, и мы будем дальше работать в этом направлении, – подчеркнула Пеньевская. – Главным вопросом является привлечение туда большего количества резидентов. В рамках ТОР мы должны реконструировать и достроить дорогу в 141,7 км "Омсукчан – Галимый – Меренга – Пестрая Дресва". Наш инвестор компания "ИСТ" берет на себя обязательства построить пристань в бухте Пестрая Дресва, которая будет работать в летний период, а зимой позволит складировать до 3 тысяч тонн угля. Эта дорога позволит минимизировать транспортные затраты. Территория определена, и руководство области сейчас работает над привлечением новых резидентов и увеличением границ.
Встреча с полпредом прошла в Правительстве Колымы, Фото с места события собственное. Автор фото: Мария Золотарева, MagadanMedia
Второе направление, по которому мы проводим работу – это разработка месторождений Яно-Колымской золоторудной провинции, строительство крупнейших в России предприятий по добыче золота – рудника имени Матросова и золоторудной компании на месторождении "Павлик". На сегодняшний момент инфраструктура позволяет запустить в работу лишь месторождение "Павлик 1". Высоковольтная линия электропередач "Усть-Омчуг – Омчак" поможет дать старт очереди "Павлик 2" и "Родионовское". Пока по предложению нет проектно-сметной документации, но мы планируем в скором времени решить этот вопрос".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Из-за неразвитой инфраструктуры Магаданская область не попала в список ТОР
Агропромышленный парк может полностью обеспечить колымчан продукцией – Владимир Печеный
Япония и Колыма открыты для ведения взаимовыгодного бизнеса – министр Ирина Пеньевская
"Полюс Золото" понизил запасы Наталкинского месторождения на Колыме почти наполовину