История Колымы: Пароход "Днепр"
24 ноября, 11:30
В Магаданской области состоялось заседание коллегии по вопросам миграции
13:06
В Магаданской гордуме прошло заседание комиссии по вопросам социальной политики
12:39
Молодой магаданец может отправиться в колонию на 5 лет за кражу телефона
12:37
Колымчанин может получить срок за хранение бездымного пороха
12:35
Магаданцев ждут на конкурсе на лучшее новогоднее оформление зданий и дворов
12:27
На Колыме проходит съезд Ассоциации "Совет муниципальных образований"
12:06
В поселке Ола планируют капитальный ремонт улицы Кирова
11:48
В Магадане 28 ноября в нескольких домах отключат холодную воду
11:37
В реабилитационном центре поселка Ола прошел праздник "Мамины помощники"
11:23
Педагогов Колымы приглашают к участию в конкурсах профессионального мастерства
11:15
Фотоконкурс "СуперМама" продолжает MagadanMedia в Telegram
11:09
На Колыме продолжается реализация проекта "Бадминтон и зрение" для юных колымчан
11:06
На Колыме пройдет второй этап конкурса "Лучший специалист по охране труда"
11:02
В Магадане продолжается уборка от снега улично-дорожной сети
10:40
Магадан присоединился к всероссийской акции "Стоп ВИЧ/СПИД"
10:22
На Колыме проходит съезд Ассоциации "Совет муниципальных образований" 12:06
Магаданская областная Дума приняла в первом чтении бюджет фонда ОЭЗ 09:24
В главном финансовом документе РФ увеличивается финансирование соц и эконом обязательств 25 ноября, 13:45
Территория ГИС: в Магадане стартовал новый этап проекта 25 ноября, 11:14
Итоги XXXVI заседания Магаданской областной Думы седьмого созыва 22 ноября, 16:34
В бюджеты Магаданской области за 10 месяцев поступило 48 млрд рублей налогов 22 ноября, 16:32
В Магаданской области с 2025 года начнет действовать специальный налоговый режим 22 ноября, 16:20
Сергей Абрамов: Финансовая составляющая бюджета Колымы на 2025 год – позитивная  22 ноября, 13:44
В Магадане состоялось заседание фракции "Единая Россия" 22 ноября, 10:01
В Магаданской области "Единая Россия" провела конференцию реготделения партии 21 ноября, 22:19
Колымские парламентарии приняли участие в конференции регионального отделения ЕР 21 ноября, 16:44
Железная дорога от Якутска до Магадана — важнейшая транспортная магистраль 21 ноября, 14:55
Госдума поддержала инициативу ЕР об освобождении участников СВО от исполнительного сбора 20 ноября, 14:59
Комитет СФ рассмотрел законы, направленные на поддержку волонтеров и участников СВО 20 ноября, 14:44
Сергей Иванов провел заседание подкомитета по финансовому контролю комитета СФ 19 ноября, 14:27

Колымская Атлантида: Исправительно-трудовой лагерь "Днепровский"

Совместный проект историка Ивана Паникарова и MagadanMedia
Днепровский, реммастерская и караулка Мария Сидоренко
Днепровский, реммастерская и караулка
Фото: Мария Сидоренко

MagadanMedia совместно с историком Иваном Паникаровым представляет проект #КолымскаяАтлантида. Публицист, создатель музея памяти жертв репрессий "Память Колымы" ведет просветительную работу в регионе, издает книжную серую "Архивы памяти" и почти 40 лет занимается поиском бывших узников Колымы и историей треста "Дальстрой". Ивану Паникарову есть, что рассказать не только землякам, но всем жителям нашей планеты.

2155802.jpgКолымская Атлантида: Далёкая экспедиция в "места не столь отдалённые"

Совместный проект историка Ивана Паникарова и MagadanMedia

Оказавшись на территории лагеря и проехав по заросшей дороге ещё с километр вверх по долине ручья Днепровский, наша "вахтовка" остановилась. Все с облегчением вздохнули, так как трудный путь закончился. По крайней мере, так думали многие. Однако трудности были впереди.

Все вышли из машин и начали разминаться, глядя по сторонам и покрикивая, как бы "пугая" медведя. Кто-то хотел было обедать, но я "приказал" всем следовать за мной по крутому, заросшему кустарником склону сопки к её вершине. Впереди были видны огромные отвалы, деревянные строения, сторожевые вышки. 

Днепровский. Реммастерская

Днепровский. Реммастерская. Фото: Иван Паникаров

Я, конечно же, всем рассказал, где что смотреть. Молодые девчонки из библиотеки и московский гость-историк (приехал специально ко мне) стремительно взяли курс на вершину сопки, где было довольно-таки интересное озеро с зелёной водой, штольни и сторожевые вышки. 

Озеро на сопке

Озеро на сопке. Фото: Ольга Мафтиевич, Евгения Иванова

Колонна растянулась метров на 100–150, а до вершины сопки было около полукилометра. Меня, с моим 65-летним возрастом и почти 120 килограммами, конечно же, обгоняли все. В итоге эти "все" были у меня на виду, как на ладони, и я хорошо видел, как большинство рьяно ринувшихся вперёд, начали сбавлять ход, останавливаться и даже отдыхать. К обеду температура воздуха на улице доходила до 30 градусов. Благо по ходу следования до половины сопки струился ручеёк с вкусной холоднющей водицей. Кто-то дожидался меня, сидя на горячих огромных валунах, а кто-то помоложе, догонял, помогал идти, угощал водой…

Минут 30–40 я поднимался по камням к зданию бывшей мехмастерской. Здесь уже отдыхало человек 5–6, остальные шли к вершине сопки, а также уходили по дорожке влево по сопке к сторожевым вышкам и штольням. 

Выше ремонтной мастерской в зарослях кустарника виднелась крыша небольшого здания. Это в прошлом было караульное помещение, а вправо и влево от него по склону сопки горизонтально видны тропинки, по которым разводили караулы к сторожевым вышкам. В этом здании уже кто-то из наших чем-то "интересовался" — шумел. 

Штольня со льдом и Вагонетка

Штольня со льдом и Вагонетка. Фото: Ольга Мафтиевич, Иван Паникаров

В прошлые разы, когда я здесь бывал, возле "караулки" был турник, а внутри нары, печка кирпичная и большой пищевой чугунный котёл…

Пожилых и полных людей в нашей группе было несколько, и они, как и я, не решались подниматься выше, так как жарища была неимоверная. Благо ветерок гулял по сопке, охлаждал слегка, да и отгонял кровожадных комаров.

Перед подъёмом я предупредил, чтобы часам к двум все подошли к ремонтной мастерской, откуда продолжим путь дальше — к транспортёру и изолятору. К назначенному времени немного опоздала молодёжь, поднимавшаяся на самый верх сопки. Всех дождались и решили сделать фото на память на фоне ремонтной мастерской…

Участники экспедиции на Днепровский

Участники экспедиции на Днепровский. Фото: Иван Паникаров

Дальше наш путь, метров сто, пролёг по тропинке, затем через канавы и далее через заросли стланика. Мы шли вниз, к транспортёру.

Продираться по густым зарослям было очень трудно. Отрадно, что молодёжь оперативно помогала пожилым, так что все шли группой. Спускались около получаса. Вот и сортировка, где внутри сохранилось больше десятка метровых валиков, по которым на ленте транспортировалась руда. Сюда её доставляли из шахт и сортировали вручную — выбирали пустую породу и выбрасывали в проёмы, под которыми стояли вагонетки. А руда, содержащая касситерит (чёрный-причёрный камень), шла по транспортёру и сбрасывалась в проём, в ёмкость, которую потом доставляли на обогатительную фабрику. Было много вопросов, удивлений, восхищений и сожалений… 

Днепровский, транспортёр-сортировка

Днепровский, транспортёр-сортировка. Фото: Иван Паникаров, Наталья Кнейс

С отвалов была видна крыша изолятора, куда мы и направились. С трудом  продирались сквозь заросли, но упорно шли к цели. Те, кто пришёл первым отзывался, чтобы остальные шли на крик и не заплутали. Изолятор был огорожен колючей проволокой с мощными дверьми и забором (правда уже рухнувшими и сгнившими). К сожалению, кто-то здесь лет 15–20 назад поработал — поснимал все решётки с окон, собрал "буржуйки", а возле транспортёров (их в лагере было три), где были отвалы, поснимал все рельсы. Да и в нижней части лагеря много чего металлического пропало.

Днепровский, изолятор

Днепровский, изолятор. Фото: Иван Паникаров

Часа в три подошли к машине, сели и поехали по долине выше, к лагерному кладбищу. Метров за триста до кладбища остановились. Здесь, как бы поминальное место — столик, сколоченный из брёвен, можно костерок развести, чай сварганить, пообедать, отдохнуть. Но всё это делается после посещения кладбища. И наша группа, побывав на погосте, тоже решила покушать и помянуть по-русскому обычаю всех усопших без исключения — невиновных и виноватых (были здесь и такие), похороненных здесь… 

Днепровский, кладбише

Днепровский, кладбише. Фото: Иван Паникаров

Часа в четыре подъехали к высокому сооружению — копру — приспособлению для выемки руды из-под земли. Об этом сооружении я рассказывал всем и особенно делал акцент на решётчатую дверь, закрывающую вход к месту выемки руды. Она (дверь) в таёжной тишине скрипит страшным звуком, в чём все убедились сами. 

Копер

Копер. Фото: Иван Паникаров

Последним объектом были остатки обогатительной фабрики. К сожалению, лет 30–35 назад кто-то сжёг её. Остались лишь бетонные фундаменты, которые абсолютно всех удивили. Им более чем по 70 лет, а они не разрушились, хотя находятся под дождями, снегами, морозами, солнцем.

Днепровский остатки фабрики

Днепровский остатки фабрики. Фото: Иван Паникаров

Кто-то посоветовал привезти сюда на экскурсию губернатора Магаданской области и мэра Магадана, что бы они посмотрели на качество бетона. Дельный совет! Даст Бог — выиграю очередной президентский грат и обязательно приглашу.  

________________

Иван Паникаров, участник экспедиции из пос. Ягодное

Справка:

Днепровское оловорудное месторождение открыто геологом Кузнецовым в 1941 году. На базе этого месторождения 25 июля 1941 года был организован рудник "Днепровский", вошедший в состав Южного горнопромышленного управления Дальстроя. Находился рудник в 288 км от Магадана. Основной рабочей силой являлись заключенные, осужденные по политическим мотивам…  

За время существования рудника "Днепровский" — с 1941 года по 1 июля 1944 года — здесь было добыто 750 тонн металла (олова).

5 марта 1944 года рудник был законсервирован. Однако 1 марта 1949 года на Днепровском оловорудном месторождении работы по добыче олова возобновились, оловодобывающее предприятие получило статус прииска "Днепровский".

20 мая 1949 года на прииске "Днепровский" было организовано лагерное отделение № 11 Особого лагеря № 5 — Берегового лагеря (Берлага). Содержались здесь в заключении в основном "особо опасные преступники", к которым причисляли бывших советских военнопленных и осужденных националистов из Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии. Среди заключенных были и те, кто сражался в армии генерала Власова, воевавшего на стороне фашистов, а также полицаи и другие "изменники" Родине.

На 1 января 1950 года на руднике работало 1196 заключенных.

Во все годы деятельности "Днепровского" основными орудиями труда здесь являлись кирка, лопата и тачка. Однако часть наиболее тяжелых производительных процессов  была механизирована, в том числе и американским оборудованием, поставлявшимся в годы войны по ленд-лизу.

В 1949 году прииском "Днепровский" было добыто 115,4 тонны олова, в 1950 г. — 119,1 т., в 1952 г. — 133 тонны. В плане на 1952 год значилось 175 тонн олова.

 В 1953 году на руднике было добыто 84 тысячи тонн касситеритовой руды, в 1954 г. — 100 тысяч тонн, в 1955 г. — 165 тысяч тонн…

На основании экспертизы комиссии Дальстроя с участием профессора Левицкого по состоянию на 13 сентября 1951 года запасы олова на прииске "Днепровский" составляли 10 тысяч тонн.

С лета 1954 года (после закрытия Берлага) здесь уже не было "особо опасных преступников".

С 1 января 1955 года рудник "Днепровский" был вновь законсервирован, а заключенных перевели в другие лагеря…

Сам же посёлок ещё некоторое время существовал, затем был закрыт как неперспективный в виду того, что работы по добыче касситерита были прекращены. Жителей переселили в близлежащие посёлки Мякит и Стрелка... 

________________

Историческая справка подготовлена по архивам А.Г. КОЗЛОВА и Ягоднинского музея "Память Колымы". 

93090
31
60