Отечественная рыбная отрасль не войдет в число тех сегментов агропромышленного комплекса страны, которые окажутся бенефициарами снижения курсы национальной валюты и снижения доли импортного продовольствия на внутреннем рынке. Как справедливо указал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев в заочной полемике с Центром отраслевой экспертизы Россельхозбанка (РСХБ), рынки рыбопродукции – как российский, так и мировой – в ближайшие годы ждет существенное снижение спроса из-за пандемии коронавируса. При этом заявленный аналитиками РСХБ рост рублевой выручки рыбопромышленников-экспортеров будет нивелирован параллельным ростом номинированных в иностранной волюте цен на судовое топливо и оборудование, а также – ростом фискальных издержек отрасли, сообщает ИА PrimaMedia.
Напомним, что в конце апреля этого года пресс-служба АО "Россельхозбанк" распространила через СМИ подготовленный Центром отраслевой экспертизы банка ТОП-10 отраслей агропромышленного комплекса РФ, на которые, по мнению аналитиков Центра, пандемия коронавируса и девальвация рубля окажет положительное влияние. В особо выгодном положении, считают в Россельхозбанке, сейчас оказались экспортоориентированные отрасли: "производство зерна, масличных и продуктов их переработки, а также рыбохозяйственный комплекс получают мощную поддержку от снижающегося курса рубля", говорится в сопроводительных материалах ТОП.
Оптимистичные прогнозы РСХБ, впрочем, вызвали определенную критику отраслевых экспертов, о чем, в частности, сообщили "Ведомости". Как сообщил изданию президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, крупнейшее объединение рыбной отрасли страны считает фактор девальвации рубля существенно переоцененным аналитиками банка, поскольку в нынешней ситуации на финансовое положение рыбохозяйственного комплекса оказывают влияние (причем негативное) куда более мощные тренды, "заданные" пандемией.
"Исследование Россельхозбанка основано на методологически неверном посыле: фактор девальвации неверно оценивать в отрыве от более мощных факторов – пандемии коронавируса. Потребительские настроения во всем мире существенно меняются (можно изучить исследование BCG "COVID-19 – Срез потребительских настроений №1: российские потребители – новая реальность")
и рыбопродукция не находится в топе потребительских предпочтений",
— прокомментировал "Ведомостям" президент ВАРПЭ.
Помимо того, что пандемия критически сказалась на спросе на рыбопродукцию как в России, так и по всему миру, указывают в ВАРПЭ, сам по себе фактор снижения курса рубля нельзя рассматривать в отрыве от анализа издержек, характерных для той или иной отрасли. По отношению к рыбохозяйственному комплексу авторы исследования Россельхозбанка этого сделано не было.
Между тем, отмечает Герман Зверев, девальвация рубля уже прямо сказалась на себестоимости рыбопродукции отечественных рыбаков, поскольку существенно выросла номинированная в иностранной валюте стоимость судового топлива, занимающая в структуре себестоимости российской рыбопродукции существенные 20%.
Ситуацию усугубило еще и то, что с 1 января этого года вступили в действие новые требования к используемому судовому топливу (в части обязательного использования так называемых низкосернистых видов мазута – ред.), что в совокупности привело к рост цен на него в основных портах снабжения в среднем на 20%.
"Учитывая, что доля затрат на топливо в себестоимости добычи водных биологических ресурсов составляет в среднем 20%, себестоимость продукции из ВБР увеличилась в среднем на 4,5%, а стоимость фрахта судов – на 2%.
Произойдет удорожание и инвестиционных проектов: удорожание импортного оборудования, аналогов которому в России нет, для строящихся рыболовецких судов и береговых рыбоперерабатывающих заводов", — говорится в позиции отраслевого объединения, опубликованной на сайте ВАРПЭ.
Отметим, что по данным исследования BCG и РОМИР, на которое сослался в комментарии "Ведомостям" Герман Зверев, уровень обеспокоенности российских потребителей остается высоким из-за опасений, связанных как со здоровьем, так и с их финансовым положением: 2/3 респондентов настроены пессимистично относительно будущего российской экономики и оценивают свое финансовое положение как неустойчивое. Соответственно, по 90% категорий продуктов и услуг наблюдается снижение потребительского спроса – это больше, чем на других развивающихся рынках (кроме США и Италии). Сокращение расходов планируют все возрастные группы, причем "миллениалы" — в большей степени, чем "поколение Z" и "бэби-бумеры".
Таким образом, рыбной отрасли РФ еще, скорее всего, предстоит столкнуться с обвальным снижением спроса на рыбопродукцию на внутреннем рынке страны. Впрочем, ситуация с экспортом также выглядит куда сложнее, чем представляется аналитикам РСХБ.
Как отмечает Герман Зверев в позиции ВАРПЭ, МВФ кардинально изменил прогнозные оценки развития мировой экономики – World Economic Outlook. Если в январе 2020 года эксперты МВФ прогнозировали в 2020 году рост глобального ВВП на 3,3%, то в апрельском прогнозе они прогнозируют, что глобальный ВВП сократится в 2020 году на 3%. Согласно прогнозам МВФ, ВВП развитых стран в 2020 году снизится на 6,1%, тогда как ранее прогнозировался рост в 1,6%.
При этом экономика Китая – один из крупнейших мировых рынков сбытарыбопродукции – может показать рост в 1,2%, но это — в пять раз ниже (!) ранее прогнозируемого увеличения китайской экономики (6%).
Что характерно, прогнозы МВФ совпадают с оценками и других ведущих исследовательских центров: в 2020 – 2021 годы мировая и российская экономика существенно "просядет", что повлияет и на реальные располагаемые доходы населения, и на потребительский спрос. Например, консалтинговая компания McKinsey прогнозирует спад мировой экономики в 2021 году на 3,8%, Институт ВЭБ.РФ – на 2,1%.
Если говорить в целом, то в мировой экономике с высокой степенью вероятности прогнозируется полномасштабный, примерно двухгодичный циклический кризис, который продлится до 2022 года. В этом случае спад ВВП в 2020 году может составить 3-3,3% (из них дополнительные потери от карантинных мероприятий составят не менее одного процентного пункта), в 2021 году – 0,8-1%, а 2022 год пройдет в условиях так называемой "околостагнации" – то есть динамика мирового ВВП будет находиться в рамках от +0,3 до -0,6%.
Быстрыми темпами будут сокращаться инвестиции, считают ведущие аналитические центры: в 2020 году сокращение составит 7,5-8%, в 2021 году – 2-2,5%.
С учетом ажиотажного спроса в первом квартале и резкого сжатия доходов населения в условиях самоизоляции спад товарооборота в 2020 году составит не менее 2,5-3%, в 2021 году следует ожидать коллапса потребительского кредитования и снижения товарооборота еще на 1,7-2%. По данным Сбербанка, что интересно, потери потребительского спроса в РФ в апреле этого года уже превысили 1 трлн рублей (0,9%).
Следует также отметить, что в настоящее время существуют прогнозы, согласно которым мировой экономический кризис может быть куда более жестким. По оценкам ЦМАКП (НП "Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования" — ред.), уже в 2020 году падение мирового ВВП может составить 6,7-7% (из них 1,8-2 процентных пункта – из-за карантинных мероприятий), в 2021 году – 1,8-2,2%.
С учетом карантина и жесткой коррекции в сфере потребительского кредитования в шоковом варианте следует ожидать трехлетнего снижения товарооборота. В 2020 году оно может составить 5,5-6%, в 2021 году – 3,7-4%. В 2022 году можно ожидать "околостагнационной" динамики потребления товаров, а рост потребительского товарооборота начнёт медленно возрастать в 2023 – 2024 годы.
Говоря о падении потребительского спроса, угрожающему финансовому состоянию рыбной отрасли России в ближайшие годы, президент ВАРПЭ Герман Зверев анализирует и предыдущие мировые экономические кризисы и то влияние, которые они оказали на отрасль.
"Некоторые параметры "обвала" потребительского спроса схожи с тенденциями 2008 – 2009 годов.
"Сжатие" потребительского спроса в 2008 – 2009 годах привело к существенному "торможению" финансовых показателей отрасли. В 2010 году темпы прироста отраслевого сальдированного результата снизились в 15 раз (!),
причем объем инвестиций не превышал 5% отраслевой выручки и не являлся существенным фактором нагрузки на финансовое состояние предприятий", — отмечает Зверев.
Исходя из всего вышесказанного, руководитель крупнейшего объединения рыбной отрасли России не разделяет оптимизма аналитиков РСХБ, поскольку вместо некоей "мощной поддержки" отрасль в 2020 – 2021 годах ждет существенное торможение показателей выручки и, соответственно, отраслевого сальдированного результата.
"Прогноз отраслевой выручки по итогам 2020 года составляет 370 млрд рублей.
При этом налоговые изъятия составляют 59 млрд рублей, инвестиционные расходы и обслуживание кредиторской задолженности (включая банковские гарантии "инвестиционных квот") – 50-55 млрд рублей, дополнительные расходы, связанные с использованием низкосернистого топлива, – 5-6 млрд рублей", — констатирует президент ВАРПЭ.
От ИА PrimaMedia напомним, что по итогам 2019 года рыбная отрасль стала лидером в аграрно-продовольственном секторе экономики РФ как раз по уровню фискальной отдачи и общим поступлениям в бюджет и соцфонды. Рыбохозяйственный комплекс в прошлом году дал государству совокупно около 240 млрд рублей, тогда как весь остальной аграрно-продовольственный сектор за вычетом полученных дотаций (которых рыбная отрасль не получает) принес в консолидированный бюджет РФ около 250 млрд рублей.
Следует также отметить, что согласно данным ФНС, платежи рыбной отрасли только по налогам и соцвзносам в 2019 году превосходят по объему и положительной динамике (2018 год – 70 млрд рублей, 2019-й – около 100 млрд) аналогичные показатели других аграрно-продовольственных отраслей: мясной отрасли (50,6 млрд рублей в 2019 году, в 2018 году – 47,2 млрд. рублей), молочной отрасли (46,5 млрд рублей за прошлый год, в 2018 году – 56 млрд рублей) и сахарной отрасли (10,3 млрд рублей в 2019 году, в 2018 году – 9,9 млрд рублей).