Огненное и световое шоу "АльтерЭго" с 2016 года удивляет зрителей Магадана и области. Артисты владеют более чем 20 видами реквизита, участвуют в федеральных и международных фестивалях и конкурсах, выступают с безогненной программой на городских праздниках. О том, с чего всё начиналось, как создаются номера и почему огонь требует не только таланта, но и железной дисциплины, рассказала ИА MagadanMedia руководитель коллектива Анастасия Никитюк.
— Анастасия, как появилось фаер-шоу "Альтер Эго"?
— Фаер-шоу как направление возникло в Магадане в 2016 году. Хотя мой первый реквизит появился ещё в 2012-м, тогда почти не было доступа к обучающим материалам. Всё изменилось, когда в город приехал человек с восьмилетним опытом в фаер-культуре. Он обучил первую группу из 5–6 человек, в которую вошла и я. Позже он отошёл от проекта, и организация перешла ко мне. Название "АльтерЭго" закрепилось практически сразу. Уже в мае того же года у нас было первое некоммерческое выступление.

"АльтерЭго". Фото: Архив Анастасии Кливцур
— Что для вас огненное шоу?
— Это синтез нескольких направлений: немного театра, немного танца, физической нагрузки и работы с огненной стихией. Это не только красиво, но и по-настоящему сложно. Есть элементы, которые отрабатываются месяцами. Все это требует выносливости, координации. Плюс ко всему каждый выход с огнём даёт адреналин, ощущение силы и контроля над стихией.
— Какой реквизит вы используете?
— У нас более 20 видов реквизита. Для сравнения: в других коллективах часто используют максимум три. У нас всегда в приоритете было творчество. Артисты в нашей команде владеют минимум тремя видами реквизита. Есть мастера, которые специализируются на конкретных инструментах. У нас есть тренировочный, световой (в том числе пиксельный), огненный и декоративный реквизит (например, флаги). Световой используем в помещениях, Flow Art — на фестивалях.

"АльтерЭго". Фото: Архив Анастасии Кливцур
— Какие выступления были для вас самыми масштабными и запоминающимися?
— Ярким и запоминающимся было участие в праздновании Ивана Купалы в поселке Палатка в 2024 году. Мы использовали спаркл-реквизит, который создаёт эффект фейерверка. С ним сложно работать на большинстве площадок из-за техники безопасности. Ещё запомнился турнир клуба "Братина", куда нас позвали выступать. Также мы участвуем в федеральных и международных фестивалях и конкурсах, выступаем с безогненной программой на городских праздниках.
— Были ли какие-то нестандартные перфомансы?
— Конечно! В начале нашего пути мы участвовали в фестивале "Колымский Рокот". Совместно с пожарными подожгли списанную пожарную машину. Всё было согласовано, безопасно и ярко.
Мы вообще стараемся всегда быть в контакте с МЧС, чтобы наши выступления проходили законно и безопасно.

"АльтерЭго". Фото: Архив Анастасии Кливцур
— Хотели бы вы поработать в коллаборации с другими артистами?
— Мы уже сотрудничали, например, с коллективом брейкдансеров, даже снимали вместе видеоролик. С музыкантами тоже были проекты — с группой "No Name". А ещё участвовали в гастролях от "Молодёжного центра", это был очень крутой опыт.
— Как люди приходят к вам в команду?
— Кто-то увидел нас на выступлении и заинтересовался, кто-то искал целенаправленно. Но из десяти человек, может, один остаётся надолго. Через "Альтер Эго" прошло больше 30 человек, но многих я уже даже не помню — они приходили, уходили. В активном составе сейчас 7–8 человек.

"АльтерЭго". Фото: Архив Анастасии Кливцур
— Можно ли просто прийти и попробовать себя в этом искусстве?
— Да, конечно. Мы раньше проводили мастер-классы, например, на ярмарке досуга, которую организовывал "Молодежный меридиан". Там мы показывали реквизит — не огненный, а тренировочный и световой. Есть даже отдельный "Flow Art" реквизит — он яркий, зрелищный, но безопасный. С ним мы, например, выступали на фитнес-фесте в ФСК "Колымский".
Каждый может попробовать, но чтобы остаться, нужна выносливость, музыкальность и усердие.
— Какие у вас требования для артистов?
—Музыкальность, чувство ритма, пластика, выносливость. Нужно не только красиво двигаться, но и правильно выстраивать номера — мы используем восьмёрки и квадраты, как в танцах. Также важна дисциплина. Некоторые могут в жизни быть неуклюжими, но при работе с реквизитом точны до миллиметра.
— Как у вас проходит обучение?
— Сначала нас обучал человек, который привёз культуру в город. Позже мы начали развиваться самостоятельно. Некоторые участники проходят платные курсы в Москве и Санкт-Петербурге. Начинающие артисты обучаются сначала с тренировочным реквизитом. Работа с огнём начинается не сразу — только после определённого уровня подготовки.
— Сколько времени занимает подготовка одного номера?
— Зависит от состава. Но даже с опытными участниками мы не ставим номера за неделю, хотя и такое бывало. Обычно у нас уходит около месяца на постановку и репетиции, перед тем как выйти с огнем. Если участвуют новички — это может занять месяц и больше.

"АльтерЭго". Фото: Архив Анастасии Кливцур
— Какие меры предосторожности обязательны перед выходом?
— Артист должен быть готов технически и физически. Обязательно нужно поесть перед выступлением. Потому что пары топлива при выдувании огня могут вызвать отравление, если желудок пустой. И, конечно, никто без тренировки с огнём не выйдет на сцену.
— Бывали экстренные ситуации во время шоу?
— На выступлениях почти никогда. Всё отработано. А вот на репетициях бывало: отлетал реквизит, падал под ноги. Был у меня один сильный ожог — горящий металл попал на плечо. Но это единственный случай за все годы.

Анастасия Кливцур. Фото: Архив Анастасии Кливцур
— Кто следит за безопасностью на массовых мероприятиях?
— Мы сами. Ставим людей следить за всем, чтобы никто из зрителей, особенно дети, не подошёл к огненному реквизиту. А пиротехнику размещаем подальше от публики.
— Кто занимается идеями, музыкой и костюмами?
— Основной постановщик — наша участница Ольга, она ставила большинство номеров. Идеи могут приходить от любого участника. Мы их обсуждаем, дополняем, усложняем. Часто вдохновляемся фестивалями, работами других коллективов, просто увиденным в интернете или в жизни. Музыку подбираем вместе, я занимаюсь сведением и технической частью.
Хорошие костюмы стоят от 50 до 70 тысяч рублей на человека, это неподъёмно. У нас свои — простые, но стилизованные: тёмные мантии в духе шаманов. Главное, чтобы они были удобны, не пачкались от копоти и эффектно смотрелись в темноте.
— Как вы справляетесь с финансовыми затратами? Есть спонсоры?
— Нет. Почти всё финансируем из личных средств. Зал арендуем, закупаем топливо, реквизит. Мы выигрывали гранты — один федеральный и пару небольших местных. Но в последнее время на гранты сложно пробиться. А хочется и реквизит обновить, и костюмы сделать получше.
— Какие у вас цели на будущее?
— Главная цель — подготовить новое поколение артистов. Старый состав не сможет выступать вечно. Также мечтаем поехать на фестиваль "Огни Сибири" (16+)— один из лучших в СНГ. Мы уже подавались на гранты с этой целью, но не получили поддержки.
— Что вдохновляет вас продолжать?
— Артисты, энергия команды, желание расти и делать зрелищные шоу. Мне нравится быть за кулисами, решать организационные вопросы, создавать. Это заряжает и даёт силы двигаться дальше, несмотря на трудности.












