Интервью с губернатором Магаданской области Сергеем Носовым для книги "42 интервью о жизни и смерти на Дальнем Востоке". Поговорили о будущем маленьких поселков Колымы, проекте на острове Завьялова и литературном фестивале в Магадане.
— Сергей Константинович, мы бы хотели поговорить с вами сегодня о настоящем и будущем Колымы, но начнем с вашего прошлого. В 1983 году, после окончания МГМИ (сегодня МГТУ), вы работали на металлургическом комбинате подручным сталевара и мастером. Вы не скучаете по работе руками?
— Здесь не только работа руками, но и работа головой. Вспоминаю часто, как это было. Учиться приходилось всему. Нужно было научиться вязать веники, чтобы делать метелки. Надо было научиться ловко работать лопатой. С ней тоже нужны особые навыки, в каждой из работ есть свои секреты. Надо было научиться закрывать летку в мартеновской печи, а это высший пилотаж, задача первого подручного сталевара. С того времени осталось много интересных воспоминаний. Мартеновские печи ушли в прошлое. По крайней мере те, на которых я работал. А звание мастера стало званием ключевого человека, который отвечает и за производство, и за объем, и за качество металла. А мне довелось работать на так называемом малом блоке, то есть я варил настоящую броню, которая была разработана в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны.
— В 2018 году после назначения на должность главы Магаданской области вы сказали, что нужно сначала разобраться и понять, что это за регион. Прошло шесть лет. К каким выводам вы пришли?
— Было достаточно времени, чтобы разобраться. В целом, сначала всегда надо разбираться, а потом уже делать выводы. Только потом может прийти понимание реального плана работы. Надо определить самое узкое место, заниматься им прежде всего. Это позволит стабилизировать ситуацию, и дальше двигаться вперед. Я применял этот подход много раз, и считаю, что он правильный. Для определения таких точек обычно требуется 3–4 месяца. Но на понимание нюансов потребовалось больше времени. Мы начали, пусть даже спонтанно, реализовывать проекты, которые касались самых сложных вопросов. Затем это переросло в нормальную, достаточно стройную систему. Правильность этой системы подтверждается сегодняшними реалиями.
— Как вас приняла Колыма, как вы налаживали связи с новыми подчиненными?
— Налаживание связи с подчиненными должно происходить естественным путем. В основе, конечно, лежат твои профессиональные качества. Но и морально-волевые тоже играют существенную роль. Если ты держишь линию, то люди поймут и оценят. Было неверие в то, что берется за дела всерьез и надолго. Надолго, потому что объем работы большой. Эту работу нужно обязательно делать, и раз начали, то доводить до конца. И когда пошли изменения, когда люди увидели, что слова не расходятся с делами, то стало работать легче.
— Каким вы видите будущее Колымы?
— Сейчас закладывается основа устойчивого развития Колымы, прежде всего за счет сохранения и преумножения человеческих ресурсов. Главное — это люди, постоянное повышение качества жизни колымчан. Инвестиции в Колыму, в золото начались гораздо раньше. А сегодня мы восполняем отставание в социальной сфере. Оно образовалось потому, что инвестиции в горнодобывающую отрасль, золотодобывающую промышленность шли опережающими темпами. Они и сейчас продолжаются. Но нам потребуется несколько лет, чтобы подтянуть социальную инфраструктуру на хороший уровень. В основе нашей экономики будет все-таки горнодобывающая отрасль. Я надеюсь на диверсификацию от золота: разработку меди, других полезных ископаемых. Плюс морские биоресурсы уникального качества, которыми мы богаты. Гидроэнергетика создает не только тылы для развития горнодобывающей отрасли. В современном мире, я имею в виду искусственный интеллект, без выработки электроэнергии уже не обойтись. И мы знаем, что во всем мире сегодня колоссальный дефицит энергии, но мы находимся на возобновляемых или нескончаемых источниках электроэнергии, одним из которых является наша великая река Колыма.

Запись интервью для книги "42 интервью о жизни и смерти на Дальнем Востоке". Фото: Павел Жданов
— Полтора-два года назад шла речь о том, чтобы закрыть Аркагалинскую ГРЭС. Если есть планы строительства железной дороги в Магадан, резонно было бы сохранять и, соответственно, АрГРЭС?
— Конечно, населённые пункты вдоль железной дороги будут или образовываться, или получать толчок в развитии. Особенно на Колыме, дело даже не в энергетике, а в тех полезных ископаемых, добыча, транспортировка которых с учетом железной дороги стали бы очень эффективны, привлекательны и рентабельны. Что касается Аркагалы, структура затрат и выбор источников электроэнергии могут меняться в зависимости от конъюнктурной цены на энергоносители. Но находить ресурсы на капитальные затраты на строительство достаточно сложно. Поэтому, я думаю, надо подождать некоторое время, чтобы понять, будет ли востребовано производство электроэнергии, а АрГРЭС сохранить не только как резервный источник на маловодный год, но и вообще на перспективу. С учетом того, что для искусственного интеллекта, а может быть и для цифрового рубля, о котором сейчас начали громко говорить, любая генерация будет важна и востребована. Но тогда это потянет за собой еще и изменение подходов к источнику, к сырью, я имею в виду угольное месторождение. Его плюс — в том, что оно рядышком, считайте за забором. Минус — в том, что уголь вообще-то нужно обогащать, чтобы его состав и калорийность были стабильны. Тогда можно говорить об эффективности работы энергетики. То есть необходимо определить спрос на электроэнергию и ближайшую перспективу.
— Сергей Константинович, наслышан, что вы на заседаниях часто цитируете стихи, иногда Маяковского. Расскажите о ваших литературных предпочтениях?
— Мне повезло: громадная библиотека у родителей, не было интернета. Я перечитал массу художественной литературы, и это — то, что идет со мной по жизни. Понятно, что есть интересные современные произведения. С возрастом, с опытом литературные предпочтения меняются. У нас, в век высоких скоростей и высокой загруженности, находить время для чтения новинок, конечно, достаточно сложно. Не зря же появились мессенджеры... Поток информации идет очень быстро, ее очень много. Фактически у многих руководителей чисто слайдовое мышление. Быстро считываемая информация, быстро делается ее анализ, а дальше — принятие решения.
— По Дальнему Востоку сейчас проходят крупные литературные фестивали. На Сахалине есть свой "Остров Сахалин", в Благовещенске, во Владивостоке проходит ежегодно. Появится ли когда-нибудь литературный фестиваль в Магаданской области?
— Знаете, литературные фестивали я поддерживаю. Их появление не случайно, ведь есть хороший государственный проект: так называемые "Модельные библиотеки". И то, как это делается сегодня, — грамотно, со вкусом, — привлекает людей, особенно молодежь, что очень важно, к чтению книг. Сегодня в библиотеку попросту приятно зайти. Есть современно оформленные пространства. Что касается самого фестиваля, это невозможно по команде сверху. Если будет движение снизу, и оно будет иметь хорошую перспективу, мы его поддержим. Например, недавно появились интересные предложения и возможности по кинофестивалю. В прошлом году мы провели телевизионный фестиваль "Русский Север", есть желание проводить и в следующем, на базе ВГТРК. Темой будет "Роль Севера в истории России". Это интересно, полезно, важно для сохранения истории и сохранения интереса к истории, в частности, Магаданской области, Колымы.
— Вы много по работе летаете по Колыме, много поездок, много чего видели. Какие у вас любимые места?
— Остров Завьялова. Очень красивый, очень необычный. Этот большой остров отражает именно нашу природу, ее особенности. Сочетание пресноводных рек, водопадов, гор, лесотундры и моря. Если говорить о рыбалке, это наши речки Яма, Яна. Колыма осенью особенно красива.
— Имидж Магаданской области не улучшить без людей. Какая работа ведется в этом направлении?
— Я считаю, нельзя экономить на культуре. Если мы не поможем через бюджет (а у нас есть возможности), то люди многое не увидят, не услышат о наших проектах, о наших планах и стремлениях. Надо сделать так, чтобы к нам приезжали настоящие звезды. Недавно приехал всемирно известный джазовый музыкант Игорь Бутман, мы поддержали, оркестр прилетел, не боясь, что они не соберут зал. Люди с удовольствием идут на звезд, и не зря их называют звездами. Они делают большую работу в сфере культуры. А люди через это приобщаются. Поэтому надо сюда приглашать театралов, писателей, художников... И они рассказывают о своем путешествии на Колыму. Это тоже продвижение региона. Сегодня многое меняется. Маховик начал потихоньку вращаться. Я не знаю, чувствуете ли вы это. Я чувствую.
Если мы не забюрократим свое отношение к нашим гостям, они будут с удовольствием к нам приезжать. Все, кто приезжают, отмечают отзывчивость и доброе к ним отношение магаданцев. Прилетал полтора года назад народный художник Василий Нестеренко, попутешествовал, а в прошлом году в Москве в его галерее прошла выставка "Охотоморье. Шантары — Колыма — Магадан". Люди увидели, как прекрасна эта часть Колымы. Нам, может быть, больше подходит ленинский подход: лучше меньше, да лучше. И нам не надо соревноваться с Камчаткой по количеству туристов. Нам нужно, чтобы наш малый бизнес, наши возможности были на том уровне, чтобы у гостей оставались самые лучшие впечатления. Нам еще много работать и учиться индустрии гостеприимства. Душа душой, но есть и необходимые вещи. Тем более у нас даже сегодня есть, где собрать и достойно встретить гостей.

Снежные бараны на острове Завьялова. Фото: Павел Жданов
— Мне тоже в этом году впервые посчастливилось побывать на острове Завьялова. А благодаря вам, собственно, оттуда выбраться. Я увидел впервые овцебыков. А потом я увидел фотографии, на которых вы лично помогали выпускать снежных баранов. Какой проект хотят там реализовать? Это будет зона, где будут обитать только животные? Или туристическая база, куда можно будет приехать и на них посмотреть? Или место, где на них можно будет охотиться?
— Любой проект или процесс развивается со временем. Но то, что делается там сегодня, делается с увлечением. Строится гостиничный комплекс для проживания в условиях дикой природы. Одноэтажные домики очень органично вписаны в ландшафт. Люди будут отдыхать, получая удовольствие от пеших прогулок, наблюдений за животными, от рыбалки. Проект очень интересный, потому что он дерзкий и красивый в прямом и переносном смысле. Если популяция снежных баранов восстанавливается (она там когда-то была), то в случае с овцебыками это очень интересный эксперимент и серьезная научная работа. Что радует, задействованы не только приезжие ученые, но и ученые институтов Магаданской области. Кстати, идея острова Завьялова подтолкнула развитие многих проектов на Колыме. Это кемпинги, мини-гостиницы, парки и так далее. Заставила по-другому посмотреть и на горячие источники, которых достаточно на Колыме. Это очень ценное направление отдыха.
— Постоянный вопрос для гостей подкаста "Ваши уши" из одного слова: "Трасса".
— Колымская трасса — это легенда. И легендой она стала, наверное, еще во время строительства. Сложно переоценить ее роль. Через эту трассу шло обеспечение и Восточной Якутии, и всех районов Магаданской области. Добыча полезных ископаемых также шла вдоль трассы и по мере ее строительства. Но легендарной она остается и сегодня. Потому что, к сожалению, проехать по ней — это почти целый подвиг. Шелковый путь по сложности не особо отличается по сравнению с нашей трассой в определенные периоды. С нашими дорогами связано много легенд. Много историй связано с названиями перевалов. Трасса — это история Колымы, а этими историями Колымский фольклор богат.
— Вопрос от предыдущего гостя, художника Василия Нестеренко. Какой подарок нужно сделать Магадану?
— Подарок? Неправильно говорить, что нам нужны подарки. Мы работаем, с учетом поддержки правительства и президента — просто целенаправленная работа. Наша работа — это, если хотите, даже не поручение, а доверие, которое надо оправдывать. На данный момент для Магадана очень важно реализовать проект под названием "Рыбный порт". Почему? Потому что это шаг к восстановлению не только рыбной отрасли, но и самого Магадана. Когда-то здесь все гудело именно благодаря рыбному порту. Я надеюсь, что мы его восстановим.
— Ваши пожелания читателям.
— Будьте здоровы и будьте счастливы. И приезжайте к нам на Колыму. Не разочаруетесь.
Беседовал Дмитрий Андреев для книги "42 интервью о жизни и смерти на Дальнем Востоке" издательства "Охотник"