Авиация — это большая семья, но иногда в ней приходится отстаивать свое место.
— На первый взгляд кажется, что профессия пилота, и вообще все, что связано с небом, полетами, поездками, путешествиями, очень романтичная. А многие говорят, что пилоты вертолета — это маршрутчики. Даже внутри МИ-8 похож на высокотехнологичный УАЗик. Хотя стоит он дороже, чем любой "Мерседес". Расскажи, как ты относишься к своей профессии?
— Это только на первый взгляд. В интернете есть много мемов: "Стану пилотом, увижу весь мир". Но чаще всего я вижу аэропорты по типу Эвенска или Омолона. Романтично ли?

Милана Смердова. Фото: Павел Жданов
— А как тебе Колыма?
— Безумно красивое место. Я побывала во многих городах России, но я бы не сказала, что там настолько прекрасно, как здесь. Кстати, есть романтика в том, что ты возвращаешься домой не в шесть часов вечера. В командировке ты спишь, где повезет, ужинаешь тушенкой или "Дошираком". Недавно из-за погодных условий провели несколько дней на Омолоне в спартанских условиях.
— Как ты справляешься с тем, что иногда приходится ночевать вдали от комфорта?
— Это бывает достаточно редко. Это интересно, смена обстановки, я воспринимаю это как работу. Я в жизни достаточно брезгливый человек. Но как только приезжаю на работу, этого человека нет. Если в суп муха упадет, выливать не буду, не побрезгую.
Каждый день приходится доказывать, что ты не хуже.
— Мы недавно разговаривали с женщиной, которая работает токарем на ТЭЦ. Наверное, единственная женщина-токарь в Магадане. Около тридцати лет она отдала этой профессии. И она нам рассказывала, что ей всю ее карьеру приходится доказывать мужчинам, что она не "коза". На твоем пути бывали такие моменты, когда тебе приходилось кому-то что-то доказывать?
— Да, каждый день приходится это делать. С момента учебы у меня были два преподавателя, которые относились ко мне и к другим девочкам просто отвратительно. Один вел конструкцию самолетов. Мне нужно было ему рассказать о конструкции. Стою я ему, отвечаю, на что он, не слушая совершенно, просто такой говорит: "Слушай, а ты какое тесто на пельмени завариваешь?" Я не отреагировала и продолжила отвечать. Другой преподаватель у меня был по навигации, и относился ко мне просто с ярой ненавистью. Я ежедневно стояла у него на парах и рисовала навигационный треугольник скоростей, решала все задачи, и в итоге я все равно получила тройку. Я считаю, что это незаслуженно. Как-то раз мой одногруппник Данил повернулся ко мне и сказал: "Ну ты что, реально будешь работать после выпуска?" Потом он понял, что все-таки сказал глупость, и добавил: "Милан, на самом деле, если ты чего-то добьешься, я буду за тебя счастлив".
— Как ты доносишь эту мысль: я девушка — пилот, и в этом нет ничего страшного?
— Я стараюсь это нести своими действиями. Девушке нужно быть на голову выше мужчин, потому что, если я сделаю то же самое, что сделал условный Вася, этого никто не оценит. А если я сделаю что-то лучше, возможно, это увидят и посчитают, что она что-то сделала нормально. Сейчас у меня прекрасная авиакомпания и руководящий состав, и я всем благодарна, что они ко мне отнеслись по-доброму. Сейчас меня "завирусили" в интернете, и мне очень забавно с того, какие они придумывают прозвища девочкам-пилотам: пилотесса, пилотреса, пилотраса, пилорама, пилотка или даже пилотерка. Доказывать еще приходится и самой себе. Я вижу, как реагируют люди: "Девочка-пилот? А мы точно долетим?"

Милана Смердова. Фото: Павел Жданов
Неважно, мужчина ты или женщина. Важно, как ты управляешь вертолетом.
— Этого предосудительного отношения со временем становится меньше?
— Со временем — да, но я замечаю, что это плохое отношение исходит только от старого поколения. Хотя и в молодом поколении есть люди, которые к этому относятся плохо. Я вижу иногда комментарии под постом в авиационной группе, где есть девушки, и кто-то пишет гневные комментарии, а молодые люди заступаются. Они говорят: "Вы чего, они работают наравне с мужчинами". Это действительно так. Я очень часто вступаю в полемику с людьми, даже своими коллегами из других авиакомпаний. Авиация — это большая семья, где мы часто встречаемся на ежегодных курсах, где мне приходится отстаивать свою точку зрения. Тем более, на северах. В авиакомпании "Ямал" девочек нет, и вообще их можно даже, как я понимаю, засудить за то, что у них, как говорят, написано в положении, что девочек не берем: якобы это очень сложная работа, и девочки не вывезут. Но вот Магадан: тут тоже холодно, тоже сурово, но я не вижу здесь каких-то проблем.
— Девушки управляют аккуратнее?
— Я знаю, что есть девушки, которые действительно выполняют свою работу лучше мужчин. И управление вертолетом у них происходит лучше. Кто-то это делает плавнее. Мышление у нас разное, но в этом-то и плюс, наверное, когда у тебя экипаж стоит из представителей и женского, и мужского пола; я знаю, что за границей такое практикуется. Мужчина где-то подумает резче, а девушка подумает легче. Либо наоборот.
Романтика в том, что ты возвращаешься домой не в шесть часов вечера.
— Что насчет красивых мест на Колыме?
— Первое, что запомнилось, это место под названием Лора. Там месторождение, сейчас недействующее. Это было летом, уже достаточно тепло, в горах очень жарко. Мы прилетаем, а там как в фильме, что-то невероятное. Горы, зелень, чуть выше — снег, и ты идешь, и у тебя и лето, и зима, и это так красиво, и свежий воздух. Еще из красивых мест — озеро, которое мы нашли в Тенькинском районе, оно не отбито нигде, на картах его нет. Я знаю, что никто о нем не знает, потому что когда люди отбивают самую высокую точку, то ставят на нее триангуляр. Там его нет, гора отбита на картах неверно, то есть по факту она выше, чем есть. И это озеро на горе, у него нет названия. Невероятной красоты озеро.
— Вы дали ему название?
— Экипаж дал ему мое имя. То есть озеро Милана. Вот такие джентльмены у нас работают.
— Теперь ты обладательница колымского озера, поздравляю!
— Спасибо. Мне еще очень понравилась гора Бутугычаг. Страшно завораживает, когда ты знаешь, что там происходило. Гигантские штольни. Очень красиво. Еще я бы хотела побывать на озере Джека Лондона. Я, к сожалению, за два года так туда ни разу и не попала. Но я очень надеюсь, что я еще туда попаду. Я только пролетала мимо, но не на низкой высоте.
Колымский характер суров, но люди здесь — добрые.
— Карьера не мешает личной жизни?
— Это еще одна проблема. К девочкам предвзято относятся, потому что мы можем родить. Многие авиакомпании считают, что мы из декрета не выйдем. Мне отказали пару лет назад в одной красноярской авиакомпании, только услышав, что я девочка. Этот руководитель так и сказал: "Я девчонку брать не буду". Я долго искала работу. Пока что в приоритете добиться целей.
— Пожелания читателям.
— Я бы хотела пожелать всем целеустремленности. Я очень надеюсь и желаю, чтобы люди поняли, что не существует мужских и женских профессий.
Беседовал Дмитрий Андреев