Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота опубликовала выполненное по ее заказу исследование НИФИ Минфина России, посвященное анализу налогообложения рыбопромысловых компаний. Согласно выводам исследования действующие налоговые льготы (режим ЕСХН, механизм уплаты ставок сборов за водные биоресурсы) не являются эффективным инструментом поддержки малых предприятий и не создают условий для привлечения инвестиций в развитие отрасли, сообщили в ассоциации.
В АСРФ напоминают, что вопросы ограничения применения ЕСХН в отрасли и изменения механизма уплаты ставок сборов за пользование ВБР в целях развития рыбопереработки включены в перечень поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от по итогам заседания Президиума Госсовета РФ 9 ноября 2015 года. Также в апреле 2021 года Президентом РФ дано поручение о налоговых стимулах увеличения финансирования инвестиционных проектов на российской территории за счет собственной прибыли.
Как следует из отчета НИФИ, для российского морского рыболовства характерна высокая концентрация капитала. Крупнейшие компании и группы компаний (холдинги) создают около 50% общей выручки отрасли. Около 90% выручки проходит в отчетах по укрупненному виду деятельности "морское рыболовство".
Экспертами НИФИ выявлено, что около половины крупнейших компаний и холдингов сегодня широко применяют льготы — режим ЕСХН, налог на прибыль по ставке 0%, 15% размера ставок сбора за пользование водными биоресурсами.
В целях применения налоговых льгот (ЕСХН и уплаты ставок сборов за пользование объектами водных биоресурсов в размере 15%) Правительством Российской Федерации утверждён перечень из 40 градо— и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций (ГПО). Из них морское промышленное рыболовство, которое затрагивает исследование НИФИ, осуществляют всего 24. При этом 5 входят в состав крупнейших холдингов, 5 относятся к среднему бизнесу и лишь 14 — к малым предприятиям.
Приведенные экспертами НИФИ расчеты подтверждают, что сам по себе факт принадлежности предприятий к ГПО не должен определять применяемые льготы, поскольку ГПО, входящие в состав холдингов, имеют исходный экономический потенциал на уровне крупнейших и средних предприятий.
Таким образом, режим ЕСХН вместо достижения своей цели — поддержки предприятий, находящихся в объективно менее благоприятных экономических условиях, приводит к тому, что они ущемляются в конкурентной борьбе с более крупными компаниями. В свою очередь, это может приводить к их вытеснению с рынка, сокращению рабочих мест и иным негативным социально-экономическим последствиям.
Выпадающие бюджетные доходы в связи с предоставлением льгот по ЕСХН на поддержку крупнейших предприятий отрасли оцениваются не менее 5 млрд рублей в год. Кроме того, на крупнейшие предприятия и холдинги приходится 29% объема льгот по сбору за пользование ВБР (3,5 млрд рублей).
По выводам экспертов, результат действующего регулирования таков:
— снижение поступлений налога на прибыль и от уплаты ставок сбора за пользование водными биоресурсами в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
— создание неравных конкурентных условий менее крупным компаниям и компаниям, не имеющим холдинговую структуру.
Вносятся следующие предложения:
1. Применить в морском промышленном рыболовстве ЕСХН исключительно для малых предприятий (выручка до 800 млн. руб.), не аффилированных с иными участниками отрасли.
2. Доработать законопроект по изменению механизма уплаты ставок сборов за ВБР, дополнив его стимулами реализации отраслевых инвестиций на период становления инвестпроектов (5 лет).
3. Исключить ГПО из механизмов режима ЕСХН и льгот по уплате ставок сборов за ВБР в целях предотвращения возможности ухода от уплаты налога на прибыль и льгот по ставкам сбора крупнейшими организациями отрасли и в рамках холдингов
Ожидается, что внедрение этих предложений позволит получить следующие эффекты:
1. Повышение доходов консолидированного бюджета на 21,6 млрд рублей (4 млрд рублей в федеральный бюджет и 17,6 млрд рублей в региональные бюджеты) при учете указанных предложений, в том числе:
— 6,1 млрд рублей в результате реформирования ЕСХН (0,9 млрд рублей в федеральный бюджет и 5,2 млрд рублей в региональные бюджеты);
— 15,5 млрд рублей в результате реформирования ставок сбора за пользования объектами водных биоресурсов (3,1 млрд рублей в федеральный бюджет и 12,4 млрд рублей в региональные бюджеты).
2. Создание единых и справедливых конкурентных условий налогообложения в отраслевом сегменте и стимулов инвестиций на российской территории в обновление судов рыбопромыслового флота и рыбопереработку.
3. Реализация отраслевых инвестпроектов и создание условий для дальнейшего роста инвестиций (сохранение темпа роста инвестиций на уровне 41,7%).
Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) создана в 2016 году. Сегодня АСРФ объединяет 14 компаний морского рыболовства. На рыбодобывающих судах и перерабатывающих предприятиях, входящих в состав АСРФ, занято свыше 2,5 тысяч человек. Инвестиции участников Ассоциации в обновление основных фондов составляют около половины отраслевых капиталовложений или свыше 100 млрд рублей инвестиций. На долю предприятий-членов Ассоциации приходится около 15% вылова минтая в России и около 9% мирового вылова этого промыслового объекта, а также около 15% в российской крабодобычи.
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ) основан в 1937 году. Сегодня миссия НИФИ формулируется следующим образом: "Научное обоснование финансовой политики России в целях устойчивого развития экономики страны". Общественная миссия НИФИ заключается в содействии устойчивому развитию экономики России, и как следствие, в поддержке процессов, направленных на финансовое процветание ее граждан. Ключевой стратегической целью НИФИ является обеспечение руководства, директоров департаментов и сотрудников Минфина России своевременными и качественными результатами научно-исследовательских работ и экспертными заключениями по актуальным вопросам, отнесенным к компетенции Минфина.