Почему в Магадане нет теплых остановок? С таким вопросом обратилась в редакцию MagadanMedia читательница. Информагентство разобралось в вопросе и выяснило, где берет начало тенденция к установке прозрачных павильонов, что о теплых остановках думают чиновники и пассажиры, как функционируют конструкции в других городах и есть ли перспектива установки отапливаемых павильонов в Магадане. Все подробности — в материале MagadanMedia.
В российских городах устанавливают теплые остановки. Конструкция павильонов позволяет ожидать прибытия автобуса в комфорте — внутри установлен тепловой конвектор, электронное табло, освещение, лавки, есть возможность зарядить телефон. Павильоны уже установили в Омске, Ханты-Мансийске, Салехарде, Якутске, Владивостоке и так далее.
Открытие 26-й теплой остановки в Якутске. Фото: мэрия Якутская
В Магадане так же идет работа по замене павильонов. Например, 14 января 2021 года на остановке "Центр" появилась новая конструкция.
Такую же установили в Моргородке, а в мае — в Автотэке, на Пролетарской (Технологический колледж), на Колымском шоссе (Библиотечная) и возле Женской консультации. Еще четыре остановки (всего их приобретали 10) оставили прозапас, на случай, если потребуется срочная замена.
Выглядят эти павильоны так:
Остановка. Фото: пресс-служба мэрии
Остановки Магадана. Фото: MagadanMedia
Почему такие
Выбор на эти модели, по словам руководителя комитета по работе с хозяйствующими субъектами мэрии города Магадана Марины Батовой, пал после установки аналогичной одним из магаданских предпринимателей.
"Изначально предприниматель устанавливал остановки с торговыми объектами, как на "МегаФоне", например. Они понравились, и решили установить такие же. Стали изучать, обратились в фирму, которая изготавливала. Там подобрали модель обычной остановки".
Остановки Магадана. Фото: MagadanMedia
На вопрос, почему выбрали именно прозрачные павильоны, отвечает:
"Чем она не устраивает? Видно идущий транспорт, не нужно выглядывать. Это удобно. Есть различные показатели — ветроустойчивости и так далее. Все сконструировано людьми знающими, все было учтено".
Все 10 остановок, которые купили для Магадана, изготовлены компанией "Дизфор" в Новосибирске.
Их приобрели за счет средств городского бюджета в рамках реализации целевой программы "Совершенствование транспортного обслуживания населения". Стоимость каждой составляла порядка 350 тысяч рублей.
Телевышка
Зимой 2020-го новую остановку снесло ветром. Ее установили взамен ларька (с остановочным павильоном), находившегося на этом месте.
Остановка. Фото: соцсети
Как пояснили в городском комитете по работе с хозсубъектами, произошло это потому, что павильон устанавливали в срочном порядке, не подготовив как следует площадку. А при правильной установке, конструкция вполне надежна.
Что думают пассажиры
Несмотря на современный дизайн и внимание со стороны властей к состоянию остановок, часть пассажиров недовольна изменениями. По словам магаданцев, ожидать транспорт внутри павильона еще холоднее, чем просто на улице. За счет больших зазоров в основании павильона, ледяной колымский ветер буквально пронизывает ожидающих. Есть и другие проблемы:
"Летом и осенью (во время дождя) невозможно сесть на лавку внутри павильона. Вода попадает в щели и заливает лавку.
На некоторых остановках есть расписание. Но толку от него мало.
Вместо того, чтобы выстроить его по конкретному времени (например автобус № 1 приезжает — в 13.15, 13.35, 13.55 и так далее), на табличках написаны минутные промежутки, с которыми маршрутки приходят на ту или иную остановку. И, конечно же, время этих промежутков редко когда совпадает с действительностью. Особенно у автобусов № 26 и № 26К по вечерам", — рассказывает пассажирка автобуса Елена.
В соцсесях также ежегодно указывают на необходимость установки теплых остановок. Это важно, по словам авторов, из-за сурового климата и времени ожидания автобусов. С этим, отмечают магаданцы, также есть проблема — порой проводить на остановке приходится по 40 минут. Гораздо комфортнее было бы сделать это в теплом павильоне.
О теплых остановках заявляли и на Стратегической сессии "Магадан-2030: ответы и вызовы" при губернаторе. Здесь рассуждали о том, каким будет Магадан спустя 10 лет. В качестве решения проблемы дефицита качественной городской инфраструктуры участники сессии предложили в числе прочего (реконструкция фасадов в исторической части города, изменение концепции освещения города) установить теплые остановки.
Обратная сторона
Теплые остановки стали спасением от морозов. Действительно, ожидать автобус куда приятнее в тепле. Но наряду с этим, популярностью павильоны стали пользоваться и у бездомных. С проблемой столкнулись в нескольких городах. Например, во Владивостоке, маргиналы буквально отвоевывают остановки у пассажиров, сообщает "Вести: Приморье".
С подобными ситуациями сталкиваются и в других городах. Местные власти усиливают патрулирование в таких районах, пытаются решить проблему с размещением бездомных в спеццентрах.
Остановка во Владивостоке. Фото: Администрация Владивостока https://www.vlc.ru/
Сколько это стоит?
О теплых остановках мечтают не только магаданцы. Установить комплексы удается не во всех регионах. Например, власти Нерюнги объясняли это так: подходящий вариант павильона найден, стоит 2 млн рублей. Но денег на покупку в бюджете нет. Кроме того, нет денег на содержание павильона — уборка, наблюдение. Реализовать проект возможно за счет муниципально-частного партнерства. Но желающих реализовать проект — нет, сообщало nerulife.ru.
В Уфе, к слову, нашли вариант павильона подешевле — за 1,3 млн рублей.
В компании "Дизфор", где и заказали прозрачные остановки для Магадана, MagadanMedia пояснили, что стоимость одного теплого павильона рассчитывается индивидуально для каждого города в зависимости от габаритов и функционала — нужны ли световые табло, подогрев пола, стенды, Wi-Fi, системы климат-контроля и обеззараживания воздуха. Делается это по заявке от муниципалитета или частных компаний.
Сколько именно будут стоить такие павильоны для Магадана — 500 тысяч, 1 млн, 2 млн рублей — пока в компании сказать не могут — необходимо учесть множество факторов. Но, совершенно точно, один теплый павильон обойдется, как минимум, вдвое дороже обычной остановки.
Главное, на что указал директор ООО "Дизфор" Анатолий Бакшаев, — важно понимать, что вместе с покупкой конструкции нужно покупать и сервис.
"Для определения стоимости элементов этой системы надо сделать проект — разработать идеологию модернизации объектов транспортной инфраструктуры города Магадана.
Для этого, конечно, важно провести опрос населения, но вряд ли кто-то из горожан "набегу" сможет дать взвешенный совет.
Тут нужна работа специалистов. Нужно понимать, какие типы оборудования из этой системы нужно внедрять в городе, кто будет их обслуживать (без этого даже не стоит планировать никакое обновление), кто будет ремонтировать, как будет это оборудование поставляться с материка, кто в Магадане павильон будет собирать, кто будет передавать информацию о движении транспорта, кто будет отвечать и реагировать на звонки с остановок, как быстро будут реагировать на хулиганские действия, кто будет убирать". — подчеркивает Анатолий Бакшаев.
Он также отмечает, что для функционирования электронного табло необходима современная система отслеживания автобусов, камера наблюдения тоже не должна работать впустую — за данными с камер кто-то должен следить и реагировать на них, а собирать теплую остановку и ремонтировать в случае поломки должны специалисты.
Это все дополнительные затраты, люди, рабочие часы. И это необходимо учесть перед тем, как приобретать павильоны.
В Магадане
В Магадане устанавливать теплые павильоны пока не планируют.
"Это традиционный вопрос — почему нет теплых остановок. Теплые значительно дороже стоят. Было принято довольно давно решение об установке павильонов именного такого типа, как сейчас. Их и закупаем. Сейчас вопрос установки теплых остановок поднимает и область, но проблема в том, что и сама область покупает такие же остановки как у нас. Пока, грубо говоря, кто-то первый шаг этом в направлении не сделает, ничего не изменится. В ближайшее время теплые остановки, я думаю, закупаться не будут. Уже запланированы по программе "Столица" порядка 15 остановок, и они того же типа, как нынешние", — комментирует Федор Сергиенко, и.о. заместителя руководителя комитета по работе с хозяйствующими субъектами мэрии Магадана. — Понятно, что люди хотят теплые, но эти павильоны требуют определенного ухода. Это большие дополнительные расходы, нужно и штат вводить — кто будет наблюдать за остановками? Это целый информационный центр или отдел нужен. Это точно не усилиями комитета нашего решается, и пока этот вопрос точно не в ресурсах города. Если это будет когда-либо делаться, то в рамках той же программы "Столица", которую реализует область".
Зато, в планах мэрии была установка трекеров для отслеживания транспорта и информационных табло.
Вот такого формата:
Информационное табло. Фото: С сайта компании "Дизфор": https://www.kioski.ru/
Вместо таких:
Информационное табло. Фото: Скриншот блога Ильи Варламова в ЖЖ: https://varlamov.ru/4132418.html
Но и здесь пока продвижений нет.
"Были в планах электронные табло, но в бюджете пока на эти цели не заложили деньги. На Автовокзале установкой планировал заняться бизнесмен за свой счет. А мы планировали за счет бюджетных средств еще три табло приобрести. Они недешевые", — отмечает Марина Батова.
С запуском приложения для отслеживания маршруток вышла заминка. За возможность отслеживать движение автобусов в Магадане борются уже шестой год. В 2017 году была проведена подготовительная работа по запуску приложения, однако на его поддержание министерством транспорта Магаданской области не были выделены ресурсы, сообщала мэрия в 2018 году.
Мэрией города для введения программы в эксплуатацию были запланированы денежные средства, на которые будет произведена закупка трекеров с дальнейшей передачей перевозчикам.
С момента запуска системы оборудование несколько раз приходилось менять, и к 2019 году оно устарело. Использование программы было возможно лишь в тестовом режиме. Массовый доступ к программе намерены были организовать в 2020 году.
Но и в 2020-м с запуском приложения для отслеживания маршруток вышла заминка. Для его функционирования необходимо было оснастить весь транспорт трекерами. Но маячки установили только в муниципальном транспорте, а частники должны были делать это за свой счет.
"По нормативным актам транспорт должен оборудовать собственник. Мы на муниципальный транспорт — тот, что в собственности муниципалитета — купили трекеры в рамках программы совершенствования транспортного обслуживания и оборудования. Есть перевозчики, которые оснастили. Но приложение будет эффективно работать только в том случае, если весь транспорт будет оснащен", — комментировала этот вопрос руководитель комитета по работе с хозяйствующими субъектами мэрии города Магадана Марина Батова.
В ноябре 2021 года вопрос работы приложения снова подняли в рамках прямого эфира мэра Магадана Юрия Гришана с руководителем Центра управления регионом Магаданской области Павлом Береговым.
"Люди жалуются на холодные остановки, да там есть зазор, через который якобы выдувает тепло. Можно и зазор сделать поменьше, но я за то, чтобы люди не стояли на автобусных остановках, и я борюсь с Минцифра, чтобы закончить проект по наблюдению за транспортом. Мы приобрели все трекеры, чтобы люди не приходили за 20 минут на остановку, а ориентировались по приложению", — отметил мэр Магадана Юрий Гришан. — "Зайти в Go2bus можно будет в ноябре, сказали. Этим сначала занимался Миндор, потом управление информационной политики, потом все поставили, но не нашлось сервисной организации, которая бы это обслуживала. Сейчас ждем, пока все звезды сойдутся. Такси же мы видим, а автобусы нет. Это какой первобытно-общинный строй".
На сегодняшний день приложение Go2bus так и не заработало.
*Go2bus — сервис для онлайн-отслеживания движения общественного транспорта. Местоположение транспорта определяется благодаря системе Глонасс. Все автобусы оборудованы датчиками.