Когда лишаешься 40-70% своего заработка, потому что ваш бизнес — и есть единственный источник дохода, пандемия становится еще страшнее. Самоизоляция ударила по многим, но малому бизнесу приходится не только бороться за существование своего дела, но заботиться о сотрудниках. Удается ли это магаданским предпринимателям, выяснила редакция. Об аренде, налогах, кредитах и предложениях по поддержке бизнеса — в материале MagadanMedia.
Мы задали предпринимателям несколько вопросов о положении дел спустя месяц режима самоизоляции. И получили честные ответы о реальной ситуации в бизнесе.
Юлия Ли, владелица премиум-кафе Korea House:
За месяц наши потери составили 70%. Доставка не была сильной стороной заведения до самоизоляции. Пытаемся выкарабкаться, делая большие скидки. Только таким образом можно выжить.
18 мая будет 2 года, как мы открылись. Чтобы не обанкротиться, пытаемся придумать лояльные шаги, привлечь новых клиентов, договариваемся с арендодателями. Не все идут на уступки – у всех есть обязательства.
Риск закрыться на данный момент есть, но он минимальный. Смотря на сколько это все продлится и как кризис повлияет на бюджет людей, которые заказывают доставку.
Нет, подушки безопасности не было. Это мой первый опыт бизнеса, я еще не окупила то, что вложила, а так как помещение арендовано, подушки скопить не удалось.
К счастью, больших кредитов у меня нет, в этом мне повезло.
Штат я не сократила, так же работает девять человек. Пока кредит на зарплаты я брать не планирую.
Хуже всего для нас — залезть в долговую яму, из которой не известно, как выбираться. Кредиты, как бы то ни было, — это долг. Все меры, которые предлагаются государством — долги. Хоть даже и беспроцентные, но долги.
Я слышала про меры поддержки от государства. По аренде — не каждый согласится, чтобы мы эту задолженность растянули на 2 года. Частнику тем более не могут указать, только рекомендовать. Это полумеры, арендодатели тоже теряют деньги.
С арендодателем тяжело идут переговоры — не все хотят терять деньги. У него также никакой поддержки нет. Пытаемся хоть какую-то часть процента снизить. Я считаю, что вот эти потери должно было взять на себя государство — делать арендодателям поблажки.
Было бы отлично, если бы убрали налоги, тем более, общепит находится на "вмененке". За какие квадраты мы платим? За то, что нас закрыли? Это должна быть не отсрочка, а именно снятие налогов. То же самое по аренде. Скинули на нас эти проблемы — решайте с арендодателем. Но идут очень немногие на это. Проще расторгнуть договор.
Все, что зарабатываем — хоть бы выйти в ноль или в маленький минус. Борьба идет со всем.
Пока не получается закрыть долги по поставщикам. На них мне денег просто не хватает сейчас.
Пандемия очень повлияла на гостей, думаю, что "новый мир" будет совсем иной. Пока борюсь и попутно занимаюсь волонтерством. Трем бабушкам доставляю обеды. Может кто-то еще захочет присоединиться?
Директор кафе Korea House в Магадане – о поварах, еде и сервисе
Мария Таченко, владелица билингвального клуба Mumble kids:
Мой бизнес – в сфере допобразования. Его просто закрыли с карантином. До изоляции некоторые стали воздерживаться от посещения занятий. Сейчас уже многие сообщили, что если карантин снимут раньше конца учебного года, они не будут продолжать занятия — нет смысла, финансовая напряженность.
Мы начали работать в сентябре. Экстренно переходим в онлайн, чтобы удержать целевую аудиторию. У меня в мае заканчивается "сезон", а там – до сентября и начинать "по новой".
Подушки безопасности у нас на момент введения режима не было, была только предоплата аренды за апрель. С кредитами успели расплатиться перед карантином.
Работаю в клубе я сама, поэтому никаких сокращений не было. Спасает то, что это вторая работа. На первой зарплата осталась прежней.
Из видов поддержки, которые предлагает государство, хочу воспользоваться пособием в 12 тысяч.
Помещение у нас находится в аренде. На уступки арендодатель не пошел. Платим по 850 рублей за кв.метр.
Какие у меня есть предложения по поддержке бизнеса? Закрывшимся возместить аренду за простой. У кого есть сотрудники, дать субсидию по прожиточному минимуму.
Бизнес-интервью с основательницей клуба Mumble kids Марией Таченко
Артем Ганиев, владелец кафе Woki-Toki:
У нас несколько точек. Кинобар в кинотеатре "Горняк" закрыт с 27 марта. Сотрудников по желанию перевели на работу в Woki-Toki.
Кафе на Гагарина, 12 закрыто с 28 марта. Фудпоинт Barash работает, но с ограничениями.
В целом самоизоляция снизила оборот предприятия почти на 40%.
В мае этого года "панде Воки" уже 6 лет. Летом этого года были запланированы ремонтные работы ряда наших точек. Уже закуплены материалы. Сейчас мы отложили эту историю. Сократили часть расходов. Оптимизировали работу наших точек. Как говорится, бар закрыт, но не сломлен!
Подушка безопасности? Что это? :)
Мы всегда инвестировали в новые проекты и апгрейды существующих.
Общепит – это велосипед. Если остановить, непременно упадешь!
Кредиты есть, без них, к сожалению, не получается развиваться. Часть из них получись оптимизировать.
На сегодняшний день у нас работает на всех точках и кухнях почти 50 человек. Увольнений не было, оптимизировали смены, урезали часы. Это позволило оставить всех на рабочих местах.
Все помещения у нас находятся в аренде. Получилось договориться по аренде на закрытых точках, за что большое спасибо нашим партнерам, потому что арендодатель – очень важный партнер бизнеса.
Сейчас находимся в стадии оформления беспроцентного кредита для выплаты зарплат.
Кроме того, государство перенесло ряд налогов на более поздний срок.
Из предложений: чтобы бизнес выстоял, государство должно убрать налоги в пострадавших секторах минимум на один год.
Как привезти из свадебного путешествия бизнес и "вырастить" собственный бренд на кухне рассказал Артем Ганиев
Елена, владелица отдела аксессуаров для мобильных телефонов:
Я работаю сама, без наемных работников. Мой отдел закрыт с 31 марта, поддержки никакой, сижу без доходов. На 1 января был долг по налогам, поэтому на кредит под 0% я не попадаю. Да даже если и долгов нет, то розничная торговля непродовольственными товарами не попадает в список наиболее пострадавших отраслей, хотя очень странно – работать запретили, но мы не пострадали якобы.
Затем, чтобы получить злополучный МРОТ, нужно зарегистрироваться на бирже, а там регистрируют, только если закрыть ИД. В общем, идите, но никто вас не ждет. Сидите дома, а свои кредиты, квартплаты, аренды платите вовремя. Дома ребенок 14 лет, который тоже кушать хочет, и учиться дистанционно нужно.
Так и существуем – работать не разрешают и помощь не оказывают. Зато, так хорошо с экранов телевизора говорят.
Как вы думаете, если запрещают работать, а по всем обязательствам платить надо – это нормально? Наверно, если были бы средства к существованию, никто бы и не жаловался. Ничего хорошего у таких предпринимателей как я нет. Мы очень мелко плаваем, выручка небольшая, налоги всегда с задержкой платим. Ну зачем таким помогать?
Мнение владельцев о возможном закрытии заведений и стратегия работы в новых условиях