Рухнувшие цены на нефть не принесут никакой выгода автомобилистам. Все дело в демпфирующем механизме, разработанном правительством. Добывающим компаниям придется приплачивать правительству за падение стоимости "черного золота".
Цены на нефть упали в цене на треть, но это не дает никакой надежды автомобилистам ждать, что стоимость топлива на АЗС также снизится. Виной тому особенности регулирования отрасли.
К примеру, в Европе цена бензина привязана к нефти и там моторное топливо уже подешевело вслед за падением цен на сырье. Так, отмечают экономисты, тонна аналога АИ-95 6 марта на "оптовке" в Европе стоила $467,8, а уже 9 марта подешевела до $354,8. В России оптовые цены просели незначительно — не более, чем на 4,9%.
Падения цен на бензин в России ждать точно не стоит. Напомним, в 2018 году, после того как на топливном рынке взлетели цены, правительство сначала их заморозило, а затем ввело демпфирующий механизм для стабилизации доходов компаний и цен на АЗС. Демпфер — сумма, которая составляет 65–68% расчетной премии, полученной нефтяными компаниями при продаже топлива на внутреннем или экспортном рынке. Если экспортные цены на топливо выше условной внутренней цены — нефтяники получают компенсации из бюджета. Если ниже — компании доплачивают разницу в бюджет.
В нынешней ситуации нефтяники заработают больше — из-за падения цен на нефть их премия на внутреннем рынке вырастет. Но снизить цены они не смогут — "куш" уйдет в бюджет. По прогнозам аналитиков, если цены на нефть не изменятся, в бюджет "притечет" около 35 млрд рублей, пишет РБК.
Анна Кольцова