Алексей Ткачев: Моторесурс шин продлевается эксплуатацией по сезону
10 октября, 12:10
В Магадане несовершеннолетнего обвиняют в причинении смерти подростку
12:10
Колымчане могут купить билеты на межмуниципальные автобусные рейсы на сайте  
12:10
В Магаданской области установили местонахождение 6 человек, объявленных в розыск
11:38
Студенты МАРХИ участвуют в инфраструктурных проектах Дальнего Востока
11:05
В Магадане продолжается благоустройство города
10:53
Куда сходить на предстоящих выходных, узнайте из еженедельной афиши
10:09
На Шумшу появится музей, посвященный Курильской десантной операции
09:40
В Магадане стартовал городской турнир, посвященный Дню боксера
09:30
Жительницу Магадана обвиняют в незаконном приобретении и хранении наркотиков
09:20
По требованию прокурора в Эвенске произведен ремонт системы водоснабжения
09:20
Иван Ковалев: Цель Банка России — держать инфляцию вблизи 4% в год
09:00
Программы благоустройства в посёлках Магаданской области выполнены на 100%
08:10
Тест на эрудицию: только 20% людей знают ответы на этот ТЕСТ по истории
08:00
11 октября в календаре: Международный день девочек, Харитонов день
07:45
Звание "Ветеран труда Магаданской области" учреждено 11 октября 1989 года
07:30
Подходы к благоустройству городов обсудили на "УрбанВэе" 10 октября, 19:25
"Люди травмированы некомфортной городской средой Владивостока" — эксперт форума "УрбанВэй" 10 октября, 18:50
"Люди травмированы некомфортной городской средой Владивостока" — эксперт форума "УрбанВэй" 10 октября, 18:50
"УрбанВэй": что было в первый день, что будет во второй 10 октября, 12:55
"Задаем вопросы – ищем ответы": "УрбанВэй" идет по правильному пути 10 октября, 12:15
Развитие ТОС и их влияние на городскую среду обсудили на форуме "УрбанВэй" 10 октября, 12:05
Перформанс молодых архитекторов на "УрбанВэе" - арт-объект строится прямо на форуме 10 октября, 12:00
Документальный сериал "Полюса" завоевал гран-при на конкурсе "Земля открытий" 9 октября, 11:44
Пленарное заседание "Урбанистика как основа инфраструктуры для жизни" откроет "УрбанВэй" 8 октября, 16:05
"УрбанВэй": Что? Где? Когда? 8 октября, 13:15
Глава РусГидро оценил готовность Магаданэнерго к работе зимой 7 октября, 17:59
Практика — дверь в профессию 7 октября, 11:15
Утилизационный сбор и курсы валют взвинтили цены на автомобили в Приморье 5 октября, 15:30
"Надеемся, "УрбанВэй" станет площадкой для диалога общественности, власти и застройщиков" 4 октября, 16:10
Виктория Голубева встретилась с педагогами в приемной "Единой России" 4 октября, 08:54

История Колымы: Рудники Урчана. 2019 год

Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Рудник на ручье Канительном. Урчан. 2019 год Василий Образцов
Рудник на ручье Канительном. Урчан. 2019 год
Фото: Василий Образцов

Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.

В 2018 году удалось побывать в этих местах и результатом поездки стал ряд статей и репортажей, которые были выложены ранее, среди них — Знакомство с Урчаном. Центральный посёлок и Урчан .

Из-за лимита времени и бензина осмотреть всё в полной мере и так, чтобы насытить дух познания, мне не удалось. Осталось внутреннее ощущение незаконченности и масса вопросов.

Один из них — расположение рудников Урчана, в поездке было найдено два района добычи, об этом подробнее в статьях Горный участок "Эдванс". Рудник Урчан и На Урчанском перевале, но мне казалось, что нашли мы далеко не всё. За зиму 2018–2019 годов не один раз были пересмотрены все карты и спутниковые снимки и отмечен ряд мест, на которые стоило обратить внимание…

И для меня настал момент озвучить своё уникальное по содержанию предложение: "Недалеко от этого места на спутниковом снимке я обнаружил ещё один интересный объект, что там точно — я не знаю, это можно выяснить, только добравшись до места. Есть предложение не упустить такую возможность и побывать там… В ту сторону идёт дорога, которая начинается практически за вагончиками. Интересующая нас точка располагается от нас в километрах полтора-двух, если брать по прямой, о том, что на этом пути судя по рельефу местности, будут спуски и подъёмы и расстояние окажется куда больше — я стыдливо умолчал"…

1 / 4

Предложение было принято к рассмотрению заинтересованными сторонами и вскоре я вместе с водителями уже осматривал дорогу на предмет проходимости. Узрев предложенную мной дорогу, а, точнее, направление, оставленное гусеницами бульдозера, энтузиазм водителей сошёл на нет. В единодушном порыве мои соратники объявили, что знание — сила, но резать шины о скальник и гробить подвеску машин желания не возникает. Если уж быть откровенным, то по этой дороге было бы быстрее идти, нежели ехать…

Понимая, что не известно, когда снова доведётся побывать на Урчане, я объявил о желании прогуляться туда пешком хоть в одиночку, хоть с компанией.

Прекрасная половина экспедиции решительно осудила моё провокационное заявление и занялась приготовлением обеда. Выражения лица Саныча говорило о том, что он не испытывает особого желания двигаться на поиски неизведанного… В конечном счёте новыми открытиями мне удалось соблазнить только Алексея, моего надёжного напарника по таким вылазкам.

Сборы были недолгими, пошли налегке, кинув в шмотники аппаратуру и питьё. Проверили работу раций и двинулись в путь.

Первая часть нашего маршрута пролегала по вершине перевала, где нам предстояло пройти около полутора километров. Виды здесь, конечно, открываются потрясающие.

Это уже не сопочки возле Магадана, а именно горы, которыми хочется любоваться и не отрывать взгляда. А учитывая, что мы находились на приличной высоте, при хорошей погоде и приличной видимости, то пейзажи открывались перед нашим взором необычайной красоты.

Путешествие по вершине перевала оказалось не слишком комфортным. Несмотря на солнечный день и на то, что температура у подножия этих гор была 20–30 градусов тепла, на перевалах было довольно-таки прохладно и ко всему нас начал одолевать пронизывающий ветер.

Невольно появилось желание поскорее уйти с этого продуваемого места и приспуститься по склону, под защиту склонов горы, от этого природного кондиционера.

Стоило нам спуститься с перевала на пару сотен метров, тем самым спрятавшись от ветра, как с огорчением пришлось констатировать, что мы остались без связи, с этого места рации уже не добивали — базовый лагерь нас не слышал. Вскоре закончился и след бульдозера — дальше бульдозерист, несмотря на всё своё умение, решил не рисковать и повернул обратно.

Спустились ещё ниже и вышли на вершину сопки. По всем расчётам, мы уже находились в зоне визуальной видимости объекта, да вот только никаких следов человеческой деятельности вокруг не было.

Подошёл к левому склону сопки и внимательно осмотрел распадок — кроме большой осыпи белого цвета там больше ничего интересного обнаружено не было… А в душе невольно закрадывалась мысль: "А не эту ли осыпь я принял за очередной рудник Урчана?" Рассматривая спутниковые снимки, учитывая их качество, можно легко ошибиться в выводах, такое уже не раз бывало. Понемногу становилось грустно и обидно за потерянные силы, время и неосуществлённые мечты.

— Ну что, Алексей? давай осмотрим правый склон, передохнём и двинем обратно к нашим. Времени прошло немало, наши нас могут потерять, да и к обеду можем не успеть.

По правой стороне открывался величественный вид на горы, потревоженных местами проходческими траншеями геологов и больше ничего… Приближаясь к спуску, я сперва увидел верхушки высоковольтных столбов, спустился ещё ниже и передо мной открылся вид на ту часть рудника, что находилась на поверхности.

Тут моё израненное ожиданием сердце не выдержало и тишину ущелья разорвал победный вопль Шлимана, узревшего остатки Трои. Если жизнь свела меня поближе с танцами, а Хозяин не оттоптал в детстве уши, я, честное слово, пустился бы в пляс, исполняя победный танец.

1 / 3


Рудник располагался от нас на расстоянии двухсот метров, посередине обрывистого склона. Сам собой возник резонный вопрос — как же туда попасть?

Подниматься обратно вверх, на вершину перевала, чтобы спуститься прямиком в нужное место или сперва спуститься и потом уже преодолеть подъём до рудника — варианты, конечно, хорошие, но такому тяжкому мероприятию совсем не радовались натруженные ноги.

В результате победила лень и мы с Алексеем рванули до намеченной цели наискосок по осыпи, чтобы в случае, если осыпь пойдёт вниз, не прихватила нас с собой и не доставила до подножия сопки…

Вот мы на месте и пора приступать к осмотру. Сруб, в котором находился компрессор и небольшая слесарная мастерская, шахтный ресивер и верхняя лебёдка бремсберга находятся в метрах 50–70 от самой штольни на рукотворной полке, вырубленной в склоне сопки.

Чем интересен найденный рудник? На нём практически полностью сохранился комплекс оборудования для обеспечения добычи касситерита, за исключением снятых агрегатов. Осмотрев это место, можно понять, как работал удалённый небольшой рудник, степень его механизации и обеспечения. От разграбления его спасла удалённость и труднодоступность этих мест.

Чтобы узнать, как добывался колымский касситерит, не надо читать страшилки или принимать на веру басни некоторых популярных авторов… Можно просто приехать, прийти на это место и всё увидеть собственными глазами. Как говорится — лучше одни раз увидеть, нежели сто раз услышать.

Вот высоковольтная опора, с трёхфазным рубильником и площадкой под установку понижающего трансформатора. Значит, этот удалённый рудник был электрифицирован и приходило на эту опору, если вспомнить подстанцию на горном участке "Эдванс", где остались корпуса от понижающих трансформаторов, киловольт так шесть…

Провода на линии — алюминиевые, многожильные. Такое вполне возможно для эпохи позднего Дальстроя.

Если судить расположению высоковольтных столбов, то можно предположить, что электричество на рудник шло с обогатительной фабрики.

Из увиденного можно говорить о том, что в 50-х годах 20-го века все объекты рудника "Урчан" были подключены к высоковольтной электрической сети, которая приходила со старой Яны.

1 / 5

Как уже говорилось выше, здесь же была и слесарная мастерская. Нашёлся разваленный верстак, с закреплёнными на нём тисками.

А вот это интересная находка, привлекающая к себе внимание. Жалко, что компрессор сам отсутствует, но он уже встречался на горном участке "Эдванс". Зато всё остальное на своих местах.

Рядом с компрессором очередная находка — на земле валяеться эмблема с маркой агрегата из нержавейки. Уцелела чудом — пока никто не позарился на блестящее, удержались от этого соблазна и мы.

Теперь можно точно установить, что же за агрегат обеспечивал рудник сжатым воздухом для проведения работ и вентиляции. Из справочника: "Передвижная компрессорная станция ЗИФ-ВКС-5 предназначена для снабжения пневматических инструментов сжатым воздухом на строительных, монтажных и других работах".

На самом электромоторе нашлась незамысловатая крышка с эмблемой. Сперва мельком пробежал взглядом, но тут память включила режим "ALARM" — где-то такое уже было.

И точно! Такая же крышка встретилась мне год назад на удалённом от основного места разработок руднике на "Сталинградце" . Я тогда ещё долго гадал, отчего здесь работал компрессор. А ответ нашёлся на Урчане — стоял такой же ЗИФ-ВКС-5 и работал от электричества…

Вне сруба располагался воздушный ресивер и лебёдка бремсберга. Особо рассказывать тут нечего, порадовало отличное состояние агрегата. Его братьев можно встретить на Днепровском и Хеникандже.

1 / 3

В метрах пятидесяти от сруба находится штольня рудника — тут всё как положено, откатная горка с рельсами для вагонеток, трубы для подачи в рудник сжатого воздуха.

Приводит в умиление крепь из лиственницы, идущая через осыпь до коренных пород. Постояла и выдержала почти семьдесят лет, несмотря на все передряги.

Возле штольни и по сей день валяется горняцкий инструмент — буры, лопаты и так далее.

Сама штольня остудила наш пыл как в прямом, так и в переносном смысле. Она идёт под наклоном и если у входа лёд только на полу, то метров через пятнадцать он полностью перекрывает проход и возможность пройти дальше.

Впрочем, явление нередкое. При наличии близко расположенных грунтовых вод, последние стараются заполнить все рукотворные пустоты, а генерал Мороз делает из собравшейся воды неприступный ледяной монолит. Поэтому шанс встретить проходимые на значительное расстояние штольни, большая редкость.

Многие дальстроевские шахты пробивались и в них велась добыча, как правило, в зимний период, чтобы избежать борьбы с грунтовыми водами. Если запасы руды в руднике были небольшими, то работы в ней велись только в течение зимнего периода, а летом рудник забрасывался. Но если запасы металла были большими, тогда налаживалось водоотведение и добыча руды велась долгое время.

Но если рудник прекращал эксплуатироваться, то вскоре он надёжно закрывался от любопытных глаз ледяной пробкой, вот такая природная консервация выработок. На фотографии как раз такой живой пример.

1 / 4

У входа в штольню — откатная горка с узкоколейными рельсами, по которым вагонетками вывозили и сбрасывали вниз пустую породу.

Внизу, у насыпи из пустой породы валяются бревна от полуразрушенного сруба компрессорной, трубы, рельсы, агрегаты и другой никому не нужный металлолом.

Один из них вызвал интерес, в результате пришлось спуститься и осмотреть поближе. По большому счёту осмотр утвердил меня в выводах, что все механизмы рудника приводились в действие электричеством. А вот для чего служил этот агрегат — осталось покрыто тайной.

И если пустую породу сбрасывали вниз по склону, то добытую руду подавали на бремсберг и спускали к подножию сопки, там добытый касситерит грузился на машины и его везли на обогатительную фабрику.

От самого бремсберга мало что уцелело — внизу валяются несколько вагонеток и на своём месте осталась верхняя электрическая лебёдка рядом со штольней.

Как сюда попадали шахтёры было непонятно — никаких тропинок рядом не было, да и подниматься или спускаться по такому склону — дело неблагодарное и экстремальное. Возникало ощущение, что рабочие поднимались к штольне при помощи того же бремсберга.

Оставался один из главных вопросов — в какие годы работал этот рудник?

Так как данных по нему не было, оставалось надеяться, что находки помогут с ответами. К сожалению, на большинстве агрегатов и механизмов отсутствовали таблички и надписи, по которым можно было узнать год выпуска.

Нам досталось всего пара находок, по которым можно было сделать какие-то выводы.

Одна из них — клеймо завода изготовителя и дата изготовления на узкоколейном рельсе с откатки — рельс был изготовлен в 1949 году.

Ещё одну дату подарил нам высоковольтный изолятор, выпущенный в 1951 году.

1 / 2

На основании найденного можно предположить, что добыча касситерита шла в этом месте в начале 50-х годов и, наверное, это один из самых "юных" рудников дальстроевской эпохи Урчана.

Закончив осмотр, мы расположились передохнуть на площадке у штольни. За беседой и обменом впечатлениями вспомнили и о следах бульдозера, что вели прямиком к этому месту.

— Скорее всего, трактор пробивался сюда поживиться металлолом. Сдаётся мне, у бульдозериста не хватило духу и или чувство самосохранения совсем не отказало, но спускаться к штольне по такому крутому и сыпучему откосу он не стал… — рассуждал Алексей.

— Да и правильно сделал, что повернул. В противном случае нам бы достались обрезки труб и штольня, вместо всего этого великолепия — продолжил я мысль своего напарника.

Передохнув, мы приспустились чуть ниже, чтобы осмотреть местность у подножия сопки, где были развалины барака.

Развалины бараков на ручье Канительном. 2019 год

Развалины бараков на ручье Канительном. 2019 год. Фото: Василий Образцов

Мой напарник мужественно собрался с силами и решил спуститься ещё пониже, чтобы осмотреть это место. Душа искренне рвалась вместе с ним, но натруженные ноги были категорически против. В результате я остался набираться сил перед нелёгким подъёмом, а Алексей осуществил задуманное.

Вскоре он вернулся и, расположившись рядом со мной на тёплых камнях, рассказал о своих находках. Как оказалось, у подножия сопки на берегу безымянного ручья, в своё время стояло два небольших барка, впоследствии разрушенных паводками.

Скорее всего, в них жили рабочие этого рудника, так как он находится на значительном расстоянии от ОЛП и посёлков и совершать ежедневное путешествие утром сюда, а вечером обратно, ещё то приключение.

Во время привала, перед очередным броском, мы обсудили все возможные варианты маршрутов для возвращения к остальной компании.

Дорога вдоль ручья Канительного. Урчан. 2019 год

Дорога вдоль ручья Канительного. Урчан. 2019 год. Фото: Василий Образцов

Внизу, по ручью Канительному шла дорога, местами в идеальном состоянии, местами размытая ручьём.

Появилась шальная мысль спуститься к подножию сопки и идти по старой трассе, чтобы избежать штурма перевала в лоб, всё-таки по дороге ездили машины и идти по ней будет куда легче.

От этой аферы нас остановило понимание того, что где начинается и заканчивается дорога также неизвестно.

По одной из версий заброшенная трасса могла привести к развалинам фабрики и тогда нам с Алексеем пришлось подниматься от Центрального посёлка по серпантину на перевал, где были наши спутники, до момента появления связи.

Вдоволь пообсуждав все возможные варианты, мы собрались и пошли обратно по той же самой тропе, что привела нас к этому месту.

1 / 2

Штурм крутого склона градусов в 35–40 и длиной метров 400–500 до вершины хребта дался нам с трудом. Много сил было уже потрачено за день, шли вверх, останавливаясь буквально через каждые 20–30 метров для кратковременного привала и отдыха.

Забравшись на перевал, мы смогли докричаться до Саныча, который бродил по окрестностям недалеко от базового лагеря. Вскоре мы присоединились к своим спутникам и с большим удовольствием пообедали, делясь своими впечатлениями и эмоциями.

После трапезы экспедиция продолжила путешествие, держа курс на Центральный посёлок. Солнце уже прошло зенит и нам стоило поторопиться, чтобы вернуться к трассе по свету, дабы не повторять ошибки экспедиции предыдущего года.

Уже вернувшись домой и досконально проутюжив карту и спутниковые снимки понял, что дальстроевская дорога действительно шла от фабрики до этого рудника и проходила по распадку реки Урчан до его истоков, через перевал и далее уже по ручью Канительный.

Артельские "тропы" Урчана. 2019 год

Артельские "тропы" Урчана. 2019 год. Фото: Василий Образцов

Старая дорога по Урчану основательно заросла и артельщики пробили новую трассу, по склону сопки, но впоследствии выход на эту дорогу на прощанье проутюжил бульдозер, оставив после себя приличный холмик, который пресекает все попытки проехать по этой дороге.

Впрочем, если вы решитесь срыть преграду шанцевым инструментом или пригоните для этой цели другой бульдозер — тогда у вас будет возможность добраться до места на машине, а так — только ножками. Эта дорога длиной 6,5 километра.

В обмен на дополнительно пройденное расстояние у вас будет шанс посмотреть несколько полуразрушенных бараков 50-х годов и останки ещё нескольких. Впрочем, выбирать вам.

Самый близкий путь до рудника идёт по трассе, проложенной бульдозером с Урчанского перевала, где стоят вагончики артели. Проехать по ней попытаться можно, если вам не дорога резина и хочется развлечься набиванием шишек об крышу машины. По мне, если позволяет погода — этот маршрут лучше проделать пешком. Всего 2,5 километра по колее бульдозера.

Таким образом, этот рудник стал по счёту третьим, обнаруженным нами на Урчане:

  • рудник у истоков ручья Эдванс;
  • рудник у истоков ручья Бедный;
  • рудник в среднем течении ручья Канительный.

Есть ещё одно место, где возможно велась добыча касситерита — но сперва надо побывать там, чтобы утверждать с полной уверенностью.

93090
31
60