Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Посёлок дорожников Буркот располагался в приустьевой зоне реки Гряда, в месте её впадения в реку Буюнда. Фактически посёлок располагался на берегах двух рек.
Слово буркот родом из эвенского языка. В этих местах часто находили обломки кремня (буркот) и кремниевые жилы. По этим находкам эвены и назвали эту местность кремниевой, такое же название получила и река, протекающая здесь, — Буркот. А позже и дорожники присвоили имя возводимому посёлку — Буркот.
Рождение посёлка и вся его жизнь неразрывно связана с трассой Герба-Омсукчан.
О трассе Герба – Омсукчан: "Для улучшения снабжения Омсукчанского горного комбината в 1949 году началось строительство автозимника Герба – Омсукчан. Эксплуатационная служба дороги осуществлялась Управлением шоссейных дорог, база которого находилась на 103 километре Колымской трассы в посёлке Карамкен. На всем протяжении дорога имела 6 дорожно-эксплуатационных участков. Сквозное движение по трассе началось уже в 1954 году".
Точная дата основания посёлка Буркот неизвестна, но можно предположить, что посёлок строился в начале 50-х годов ХХ-го века.
Трасса Герба – Омсукчан проходила через посёлок и делила его на две части.
Ближайшими посёлками к Буркоту были:
- посёлок Стрелка примерно в 79 километрах (в сторону посёлка Ягодное по Омсукчанской трассе и затем по Колымской трассе);
- дорожная дистанция "Жаркий" примерно в 30 километрах (в сторону Омсукчана по Омсукчанской трассе);
- посёлок Купка примерно в 63 километрах (в сторону Магадана по Омсукчанской трассе).
Водители и дорожники Гербинского ДСК. 50-e годы ХХ-го века. Фото: Из архива Александра Овчинникова
Перевод в посёлок Буркот Гербинского ДСК, который занимался строительством и эксплуатацией Омсукчанской трассы, привело в середине 50-х годов ХХ-го века к активному строительству и расширению посёлка, он рос на глазах.
В 1956 году в состав Омсукчанского района была передана территория Гербинской трассы и расположенный на ней посёлок Буркот.
А 4 января 1957 года решением Магаданского облисполкома № 3 в составе Омсукчанского района был образован Буркотский сельский Совет с центром в посёлке Буркот.
Посёлок Буркот. У доски почёта Гербинского ДСК. 50-e годы ХХ-го века. Фото: Из архива Александра Овчинникова
В то время Буркот был одним из самых крупных посёлков на трассе Герба – Омускчан. Здесь размещалась база строительства дороги, рембаза, гаражи, цеха и другие объекты.
Посёлок в полной мере был обеспечен всем, что необходимо было для нормальной жизни населения. В Буркоте были почта, клуб, фельдшерский пункт, баня, столовая и другие объекты соцкультбыта.
В 1957-58 годах часть зданий на Буркоте была разобрана и перевезена на новое место, где началось строительство посёлка Верхний Балыгычан.
Родители в гостях у друзей. Посёлок Буркот. 50-e годы ХХ-го века. Фото: Из архива Александра Овчинникова
Закат посёлка Буркот был напрямую связан со строительством Омсукчанской трассы. Строительство трассы далеко ушло от этих мест, трасса строилась дальше, и расстояние между Буркотом и местом проведения работы увеличивалось. Было принято решение о переносе базы дорожников из посёлка Буркот в посёлок Верхний Балыгычан, чтобы перенести её ближе к месту проведения строительных работ.
В 1964 году база дорожников и управление было переведено в Верхний Балыгычан. В посёлке Буркот была разобрана большая часть зданий и объектов, вывезена и собрана в посёлке Верхний Балыгычан.
В 1964 году, решением Магаданского облисполкома № 228 от 28 мая 1964 года Буркотский сельский Совет Омсукчанского района был переименован в Верхне-Балыгычанский сельский Совет депутатов трудящихся Омсукчанского района с центром в селе Верхний Балыгычан.
Машина дорожной дистанции "Буркот". 70-e годы ХХ-го века. Фото: Из архива Людмилы Есиковой
Так, в течение года, из крупного (по колымским меркам) посёлка дорожников Буркот превратился в посёлочек на Омсукчанской трассе, где базировалась дорожная дистанция "Буркот" (46 км) Омсукчанского ДРСУ.
В 1967 году посёлок Буркот был передан в Хасынский район, а дорожная дистанция "Буркот" и зона её ответственности были переданы из Омсукчанского в Аткинское ДРСУ.
Каким был посёлок Буркот в начале 70-х годов ХХ-го века рассказывает Людмила (Лугина) Есикова: "Моего отца, Тарасова Валентина Петровича в начале 70-х годов перевели работать на дорожную дистанцию "Буркот". В посёлок Буркот отец забрал нас с мамой из посёлка Чалбухан Тенькинского района в 1973 году. Вместе с нами, в то время, в посёлке Буркот проживало человек 30, включая 7 детей.
В посёлке Буркот. В правом углу — дом мастера. 70-e годы ХХ-го века. Фото: Из архива Людмилы Есиковой
В посёлке Буркот. 70-e годы ХХ-го века. Из архива Людмилы Есиковой.В посёлке Буркот. В правом углу — дом мастера. 70-e годы ХХ-го века. Из архива Людмилы Есиковой.
Омсукчанская трасса делила посёлок на две части. С одной стороны трассы (ближе к реке) оставалось четыре дома и жилой барак на шесть комнат, дом мастера, в котором размещался красный уголок, и здание электростанции.
С другой стороны трассы располагались большой гараж дорожной дистанции, два жилых дома и развалины от двухэтажного жилого дома.
Если внимательно осмотреть окрестности вокруг Буркота, то можно было найти остовы старых зданий, заброшенные огороды и другие следы деятельности человека. Видно было, что раньше посёлок был значительно крупнее по своим размерам.
Все дома посёлка были деревянные. Отопление в домах было печное.
Электричество подавалось в дома и на объекты с 9 утра до 23 вечера, после чего дизельгенератор на ночь останавливали и утром запускали снова.
В красном уголке проходили собрания и показывали кино. Мой отец работал грейдеристом и киномехаником.
На берегу Буюнды стояла поселковая баня. В пятницу вечером население посёлка носило в баню воду из Буюнды, а в субботу был банный день.
Летом воду в посёлок для своих нужд жители носили из реки Буюнда. Зимой из проруби наполняли большую бочку, которую к домам подтаскивал трактор, где воду разбирали по домам, у каждой семьи под воду стояли 200-литровые бочки.
Буюнда была для жителей не только источником воды, но и природным холодильником и кормилицей. В реке стояли кастрюли и бочки, где могли недолго храниться скоропортящиеся продукты. Практически всё население Буркота было заядлыми рыболовами и охотниками и река щедро делилась с людьми рыбой.
Дети Буркота. 70-e годы ХХ-го века. Фото: Из архива Людмилы Есиковой
Детского сада и начальной школы в посёлке не было, дети жили и обучались в школе-интернате Омсукчана, приезжая домой только на каникулы.
Магазина в посёлке не было, два раза в месяц приходила автолавка с посёлка Стрелка. Если чего-то не хватало, ездили в другие посёлки за покупками.
Телефон в посёлке были один, стоял у дорожного мастера. Связь была только с дорожным управлением.
Медпункт в Буркоте отсутствовал, в случае необходимости получения медицинской помощи жители обращались в фельдшерский пункт посёлка Купка.
Роль почты в поселке играл почтовый ящик, установленный в центре посёлка, куда сгружали и откуда забирали корреспонденцию проезжающие почтовые машины. А жители из почтового ящика сами разбирали почту по адресатам.
Практически у всех жителей посёлка были огороды".
В 80-х годах Аткинское ДРСУ решило построить новый гараж и другие сооружения в посёлке Буркот, но этим планам не суждено было осуществиться. От этих начинаний остались только сваи фундамента на месте предполагаемого строительства гаража.
Примерно в 1985-86 годах дорожная дистанция была "Буркот" закрыта и вскоре последние жители посёлка его покинули. Буркот опустел…
А в 2016 году постановлением Правительства Магаданской области №552 от 1 июля посёлок Буркот, в числе других, был упразднён.
Так закончилась история посёлка дорожников Буркот.
___________________
Моя признательность и огромная благодарность за помощь в работе над страницей посёлка Буркот Виктору Никитину, Александру Овчинникову, Людмиле (Лугиной) Есиковой.