Верховный суд приготовил новое разъяснение, касающееся дележа имущества при разводе. Оказалось, что старые правила, в которых срок исковой давности в подобных спорах составляет три года, уже не актуальны. Решение Высокого суда может оказаться сюрпризом для бывших супругов.
Поводом для разъяснения послужила жалоба бывшего супруга в Верховный суд на нежелание судов низшей инстанции делить нажитое в браке добро спустя четыре года после развода.
История началась с того, что супруги при разводе поделили автомобили, но не стали делить иное общее имущество, а именно — две квартиры — "трешку" и "однушку". Поначалу оба заявили свои требования, но позже подписали соглашение: на жилье бывший муж претендовать не стал — в трехкомнатной квартире осталась жить бывшая жена с детьми, а однокомнатную женщина стала сдавать, чтобы получить денежное подспорье. Экс-супруга это устраивало.
Однако для мужчины стало неприятным сюрпризом известие спустя четыре года после расторжения брака, что бывшая жена решила продать "однушку". И он обратился в суд. На "трешку" истец не претендовал, однако просил разделить однокомнатную квартиру. Мировой суд, ввиду того, что имеются данные спора о дележе имущества четырехлетней давности, истцу отказал — мол, опоздал, вышел срок исковой давности в три года. О том, что его права в отношении жилья могут быть нарушены истец знал давно, указали в суде. Апелляционная инстанция поддержала решение Мирового суда.
Но Верховный суд с такой позицией не согласился. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда напомнила коллегам, что срок давности в делах о разделе общего имущества составляет три года. При этом, срок считается не со дня развода, а с момента, когда второй супруг узнал, что его права нарушаются. В рассматриваемом деле гражданин полагал, что он и его супруга пользуются квартирами по имеющемуся взаимному соглашению. А в суд мужчина обратился, когда узнал, что бывшая жена намерена продать одну из квартир.
В такой ситуации срок исковой давности не пропущен, подчеркнул Высокий суд, бывший супруг имеет право заявлять свои требования. В итоге дело отправили на пересмотр с резолюцией Верховного суда. пишет "РГ".
Анна Кольцова