Дальнему Востоку срочно нужна своя система финансирования здравоохранения - Безденежных

Общепринятая методика ОМС только вредит населению и ставит на грань выживания больницы и поликлиники региона
Медицина. Фото: ИА AmurMedia

Удивительного в отечественном здравоохранении действительно не мало: оно может похвастаться недоверием населения, недовольством пациентов и самих врачей. При этом опыт работы Минздрава убедил российские власти, что дополнительное финансирование часто не идет здравоохранению на пользу и не меняет общего негативного отношения граждан к системе. Однако это самое финансирование и может спасти от полного краха эту наиважнейшую сферу нашей с вами жизни. Вернее, не само финансирование как таковое, а четкое, грамотное и эффективное распределение денежных потоков.

Для начала разберемся, из чего складываются расходы на здравоохранение вообще. Деньги на медицину идут из федерального, регионального бюджета и из Фонда обязательного медицинского страхования, который, в свою очередь, наполняется за счет страховых взносов населения. За тех, кто трудится в любой сфере, взносы платит работодатель. За тех, кто не работает, — государство.

С бюджетными средствами все более-менее понятно, их распределение жестко контролируется государством. В системе же ОМС разобраться не так-то просто.

Система обязательного медицинского страхования в России была введена в 90-е годы с основной целью – спасти здравоохранение в условиях сокращающихся бюджетов и гарантировать россиянам бесплатную медпомощь. С этими задачами ОМС справилось, но на смену им пришли новые: модернизация медицинской отрасли, внедрение и обеспечение широкой доступности новых технологий лечения, переход от медицинской помощи преимущественно в экстренных ситуациях к сохранению здоровья, профилактике заболеваний и предотвращению развития тяжелых форм опасных болезней. И в этих новых условиях действующая система стала давать сбой.

Предложение отказаться от системы ОМС звучат на федеральном, в том числе законодательном уровне уже давно. Основная причина, как говорят инициаторы реформ – в отсутствии прозрачности распределения средств. По мнению руководителя Высшей школы организации и управления здравоохранением, эксперта рабочей группы Общенародного российского фронта "Социальная справедливость" Гузели Улумбековой, необходимо перейти к централизованному бюджетному финансированию. Почему? Потому что государственная система финансирования здравоохранения должна быть ясной и понятной. А сегодня она запутанная, в том числе благодаря наличию различных страховых фондов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (это государственные фонды), деньги из которых переходят почему-то в частные страховые медицинские организации.

— Запутанными путями приходит для оплаты медицинской помощи в учреждения. И это сложно. А бюджетное финансирование – ясная и простая система. При этом никаких дополнительных ценностей система обязательного медицинского страхования в систему российского здравоохранения не привносит. Наоборот, она запутывает процесс дохождения денежных средств, — говорит эксперт. — Если мы устраним частные страховые медицинские организации из системы доведения денежных средств до лечебных учреждений, мы сэкономим где-то от 16 до 20 млрд рублей в год.

В марте текущего года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать систему, в которой граждане пользовались бы услугами частных страховых компаний и поликлиник добровольно, а на лечение остальных выделять деньги напрямую из бюджета. Она раскритиковала существующую систему медицинского страхования, назвав ее неэффективной.

В частности, Матвиенко раскритиковала деятельность страховых компаний, которые "подключаются", когда государство передает деньги Фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС).

"Скажите, пожалуйста, сколько средств граждан уходит на содержание этих страховых компаний? Это просто прокладки по перекачиванию денег граждан, — заявила Матвиенко. — А какая эффективность страховой компании? Я в регионе работала, мы этим занимались. Да никакой! Это конторки, которые просто собирают деньги и перечисляют со счета на счет больниц. И вы называете это эффективной системой?"

Вопрос о финансировании ОМС до сих пор остается одним из самых сложных во всей системе. Как поступают деньги на покрытие обязательных медицинских страховок, понятно. Но кто их аккумулирует и перераспределяет?

С 1993 года в нашей стране действует система федеральных и территориальных фондов ОМС. Они обеспечивают стабильность системы ОМС. Территориальные фонды заняты поиском оптимальных вариантов взаиморасчетов за медицинскую помощь, защитой прав застрахованных, решением финансовых вопросов, разработкой критериев надзора за страховой деятельностью и механизмов ответственности за нарушения. Федеральные фонды проводят финансирование целевых программ, контролируют использование средств и финансово-кредитную деятельность в системе ОМС, влияют на решения территориальных органов, занимаются распределением средств для экономически слабых регионов.

То есть по логике вещей, чем больше населения в регионе, тем больше средств идет на здравоохранение, и наоборот. Как правило, в отрасли здравоохранения северных, дальневосточных, сибирских регионов гораздо больше озвучивается проблем нежели, скажем, в центральных и южных. И здесь прямое, бюджетное распределение средств могло бы в корне изменить ситуацию и с кадрами и с оснащением в медицинских учреждениях.

— У нас достаточно много проблем, связанных с медициной. Мы посещаем различные населенные пункты Хабаровского края. Возьмем даже пригород Хабаровска, село Черная Речка. Там одна машина скорой помощи на несколько поселков. Князе-Волконское – та же ситуация. Ясно, что систему финансирования отрасли здравоохранения нужно серьезно пересматривать – говорит депутат краевой Законодательной Думы от ЛДПР Сергей Безденежных. — Очень много жалоб от больниц, главврачи говорят, что страховые компании штрафуют буквально на ровном месте. Я считаю, что для регионов Дальнего Востока должна быть разработана особая система финансирования отрасли здравоохранения. Тогда и "скорые" будут успевать, и в селах появится больше ФАПов, и оснащение поликлиник станет лучше, а главное, исчезнет кадровый голод. Да, проблемы есть, люди жалуются. И очень серьезно достается министру здравоохранения Александру Витько. Но я считаю, что в нынешних условиях тотальной нехватки финансов он делает невозможное. И для решения всех проблем необходима помощь федерального центра. Мы видим, что сегодня на медицину в целом не хватает денег. Вопросы с ремонтом больниц в Некрасовке, Эльбане, Тополево, Хабаровске решаются за счет регионального бюджета. Мы мучаем жителей, и нужно как можно быстрее разобраться с этим вопросом.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia