Сегодня в областном центре прошла пресс-конференция Магаданского отделения Русского географического общества. Участники обсудили организованную археологическую экспедицию в Северо-Эвенском городском округе Магаданской области – в "забытый" город Гижигинск. Старинный город до сих пор не внесен в Перечень объектов культурно-исторического наследия Российской Федерации, но памятник расположен в зоне мерзлоты, предметы сохранились в идеальном состоянии, а коллекция артефактов, полученных при его исследовании, может стать эталонной для этого периода в истории региона, сообщает ИА MagadanMedia.
Экспедиция. Фото: РГО
С 1 июля 2019 года Магаданским региональным отделением Русского географического общества совместно с Северо-Восточного государственным университетом, Центром сохранения наследия Амурской области и при поддержке Правительства Магаданской области организовали ознакомительную археологическую экспедицию в Северо-Эвенском городском округе Магаданской области.
Губернатор Сергей Носов,как глава попечительского совета, поставил задачи по восстановлению истории Магаданской области с первых экспедиций казаков и первооткрывателей для привлечения внимания исторического сообщества и развития туристического потенциала региона. Указанная экспедиция является первым шагом в этой долгой и кропотливой работе.
"Эта работа является очень важной для нас. Системный подход говорит о том, что мы относимся к проекту очень серьезно", – отметил Сергей Носов.
Экспедиции организована при активном участии и финансовой поддержке заместителя председателя Магаданской областной Думы, члена попечительского совета регионального отделения Русского географического общества Игоря Донцова.
"С этой идеей выступил губернатор Магаданской области Сергей Носов, мы эту идею поддержали, и я рад, что наши слова не разошлись с делом. Найденные артефакты вселяют надежду, что на территории объекта могут быть обнаружены другие предметы быта, которые покажут, как жили люди в те далёкие времена. Со своей стороны, буду дальше финансировать этот проект. Этот объект имеет серьезную перспективу стать одним из интереснейших туристических мест", — отметил Игорь Донцов.
Отметим, что главная цель – обследование территории местонахождения "Город Гижигинск" с целью определения его границ для внесения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и возможность дальнейшего исследования одного из первых городов на Северо-Востоке России.
Как отметила руководитель археологической группы к.и.н., доцент, доцент Северо-Восточного государственного университета Ирина Понкратова, внимание ученых в последние десятилетия в основном сосредоточено на культурах коренного населения. Однако, исследование коренных культур почти невозможно без привлечения материалов памятников русского населения.
"Освоение территории Севера Дальнего Востока России (Чукотка, Камчатка, Магаданская область) началось с середины XVII века, на что указывают многочисленные данные о русских поселениях в письменных источниках. Первопроходцы – Семен Дежнев, Иван Москвитин, Владимир Атласов – своим героическим подвигом не только закрепили отдаленные труднопроходимые территории за Россией, но и, безусловно, оставили свидетельства материальной культуры, которая здесь – на севере тесно переплелась с культурами коряков, эвенов, чукчей.
За последние десятилетия в Сибири, на Амуре исследованы первые поселения русских, но на территории Севера Дальнего Востока России такие исследования не проводились, хотя подобные памятники этого периода известны.
Одним из таких "забытых" поселений и является Гижигинск, чья история началась в середине XVI века, и который из небольшого острога превратился в город-форпост в XVIII века на далекой окраине России.
Обзор документов и материалов, связанных с историей Гижигинска свидетельствует об огромном интересе к нему со стороны государственных органов императорской России и лично Екатерины II.
Именным Указом от 2 марта 1783 года "О составлении Иркутской губернии на четырех областей" она переименовала Гижигинский острог в город, а в 1790 году утвердила его герб.
Гижигинск и его окрестности интересовали многих – и тех, кто заботился о благосостоянии государства и народа, и тех, кого интересовали богатство этого края – пушнина, золото, моржовый клык и пр. Большинство описаний Гижигинска было оставлено учеными, путешественниками, административными деятелями. Анализ этих данных, а также материалов из архивов, сборников законов и пр. позволил составить хронологическую историю Гижигинска, на основе которой стало возможным выявление основных этапов в его истории", – со слов Ирины Понкратовой.
Этапы истории города Гижигинска
Первый этап связан с походами Михаила Стадухина, который в 1651 году с отрядом казаков добрался до реки Гижиги и в ее устье поставил зимовье, а также Ивана Баранова, после похода которого летом 1652 года, якутская таможня выдала "проезжие грамоты" на Чондон (Гижигу).
На втором этапе в середине XVIII века был основан Гижигинский острог и построена крепость, которая стала крупнейшим военным пунктом на Северо-Востоке России. В его задачи входило осуществление политики Российской империи: торговля и установление отношений между аборигенами и русскими, охрана российских территорий на Дальнем Востоке. Этот этап связан с именем Авраама Игнатьева, чье донесение в Охотскую канцелярию, помеченное 14 апреля 1752 года, принято считать за дату основания Гижигинской крепости. С 1757 года к Гижигинску морским путем на суднах стали приходить грузы.
В 1776–1780 комендантом крепости являлся Тимофей Шмалев – известный исследователь северо-восточной Сибири, этнограф, историк, географ. Благодаря ему в 1779 году в Гижигинске был заключен мир с чукотскими тойонами, результатом которого стало объявление чукчей подданными России.
Основным населением города Гижигинска с начала его существования были военные регулярной армии и казаки, переведенные на постоянное пребывание в городе. Образ жизни города был полувоенным – служивое население несло постоянную военную службу, а в тоже время занималось рыболовством, охотой, в малой степени огородничеством. Все это было связано с тем, что Гижигинск находился далеко от центра, военное довольствие было скудным, земля не была плодородна.
В этот период в городе Гижигинске функционировали навигационная, а затем казачья школы, где дети казаков и обывателей обучались азбуке, чтению, богослову, письму, началось крещение местного населения.
В окрестностях территории города Гижигинска проживали оседлые и кочевые народы Севера, такие как эвены, коряки. Кочевые эвены и коряки в основном занимались оленеводством, сезонной охотой и рыбалкой. Они постоянно перемещались по своим маршрутам, где находились наиболее подходящие пастбища для оленьих стад. Оседлые коренные народы, в основном коряки, занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом, а также сезонной охотой. Они проживали на одном месте, чаще имели два постоянных места пребывания: летние и зимние. Все они один или два раза встречались на ярмарках и торговали между собой мехами, одеждой, предметами быта.
На третьем этапе Гижигинск становится городом (Именным Указом от 2 марта 1783 года). Его создание было обусловлено тем, что в XVIII веке морские суда часто терпели крушения у берегов Охотского моря, а сухопутные сообщения были затруднены столкновениями с аборигенами. Также Северо-Восток еще не был полностью присоединен к Российской империи, и народы севера еще не являлись ее гражданами. Присоединение северных территорий были выгодны и для казны государства – дорого ценилась пушнина, которая в виде ясака собиралась с местного населения. В этот период Гижигинск посетил путешественник и дипломатом – Ж. Лессепс.
XVIII век – период расцвета города Гижигинска, который стал вторым после Охотска крупным и современным по тем понятиям города на всем Северо-Востоке России.
Он становится важным звеном в развитии сухопутных сообщений, связавший Охотск с северо-восточным побережьем Охотского моря и Камчаткой. Налаживается торговля – город превратился в крупный торгово-обменный пункт на Охотском побережье. Гижигинская Спасская церковь развернула активную миссионерскую деятельность среди коренного населения. Кроме эвенов, в христианство были обращены оседлые коряки, жившие вблизи Гижигинской крепости, Туманского форпоста и Ямского острога. Миссионеры проповедовали православную веру, обращали инородцев в христиан, укрепляя союз взаимоотношений между национальностями, меняя их мировоззрение и тем самым, подталкивая их на добровольное вхождение в состав Российской империи.
На четвертом этапе – в XIX веке происходит заметный упадок города, отмечаемый многими исследователями и путешественниками. Упадок это связывают с откочевкой коряков в 1800 году от Гижигинской крепости в северные места к реке Анадырь, на Камчатку – к Тигильской крепости, следствием чего явилось сокращение торговых сделок. Кроме этого, частыми явлениями становятся голод, заболевания, принесенные русскими. Гижигинская Спасская церковь продолжает свою службу, стараясь облегчить положение как русского, так и местного населения. На этот период приходится служение Митрополита Нестора, который не только крестил и отпевал население, но и обучал детей на корякском языке, переводил на корякский язык тексты. При нем церковь становится своеобразным центром города.
В конце XIX века Гижигинск перестает быть военным, опорным пунктом.
На рубеже XIX–XX веков в Гижигинске случилась эпидемия. Болезнь, завезенная с Камчатки торгующим Федором Косыгиным, была в то время не страшна в городах, где были и врачи, и аптеки; где была возможность соблюдать предписания врачей относительно диеты и гигиены вообще. В далеком Гижигинске она приняла угрожающие размеры – от вспышки кори из шестисот жителей умерло 160 чел.
Пятый этап связан с установлением Советской власти в Гижигинске и упадком города. В 1917 году бедные слои населения города с воодушевлением встретили новую власть – принимали активное участие в организации новых органов власти. Этот период связан с деятельностью А.А. Курилова – комиссара Временного правительства по Гижигинскому уезду (1917 год), а затем Первого председателя Гижигинского уездного Совета (1918 год). Настроенный демократично, не особо разбирающийся в сущности различных политических партий, А.А. Курилов защищал интересы трудового народа Гижигинска.
1920–1923 – время, когда власть в Гижигинске переходила из рук в руки, и город находился то под властью военно-революционного комитета, то колчаковцев, то есаула В.И. Бочкарева. Население города находилось в тяжелейших условиях; в 1920–1922 годы разразился голод.
13 апреля 1923 году был разбит отряд В.И. Бочкарева в поселке Наяхан. На следующий день закрылась Гижигинская Спасская Церковь. По разрешению Камчатского революционного комитета началось постепенное переселение населения из Гижигинска и Гижигинского уезда в другие населенные пункты.
После установления Советской власти жизнь в городе продолжалась: проводились сельские собрания и встречи, на которых обсуждались важные вопросы и решения, образовывались комсомольская и партийная организации. Комсомольцы создали клуб, в котором ставили спектакли. Продолжала функционировать школа (в здании церкви), в которой учились дети со всего Гижигинского уезда. Город превратился в обычный поселок, который еще сохранял статус города.
Решением Камчатского окрревкома № 29 от 1 апреля 1926 года в Камчатском округе было проведено районирование, ликвидированы уезды и волости. Гижигинский уезд переименован в Пенжинский район с временным центром в селе Гижига. Восточная часть его с поселком Гижигой вошла в состав Пенжинского р-на Камчатской области, а западная образовала Северо-Эвенский р-н с новым районным центром Наяханом.
В 1927 году в связи с эпидемией часть населения была отправлена в ближайшее поселение Кушки, остальных оставили умирать в своих домах, оцепив город кордоном. Затем остатки города были сожжены. Сегодня от города Гижигинска сохранилось лишь кладбище.
В целом, город Гижигинск играл важную роль в истории Российской империи и в дальнейшем для советского государства. Находясь среди пустынной огромной территории, он выполнил важнейшую функцию налаживания отношений с аборигенами с целью расширения и охраны территории России. Его значимость была высока тогда, когда на его территории происходили восстания народов севера против Российской империи и советской России. После того как были налажены взаимоотношения между местным населением и русскими, значение Гижигинска, как уездного центра, стало постепенно уменьшаться.
Отдаленное местоположение от моря и центра, отсутствие инфраструктуры, также в числе причин его упадка.
Настоящие дни
На сегодняшний день Гижигинск не внесен в Перечень объектов культурно-исторического наследия Российской Федерации; на его территории ведутся незаконные раскопки. В связи с этим представляется актуальным усиленное привлечение внимания к "забытому городу" Гижигинску с целью его научного изучения и сохранения как объекта культурно-исторического значения.
Отметим, изучение Гижигинска методами археологических исследований перспективно по ряду причин:
1. Памятник расположен в зоне мерзлоты, благодаря которой предметы сохраняются в идеальном состоянии.
2. После прекращения существования Гижигинска на этом месте не было другого постоянного поселения, и это обстоятельство поспособствовало сохранению культурного слоя.
3. Гижигинск – это единственный город на территории Магаданской области, который существовал в XVII–XIX вв. Коллекция артефактов, полученных при его исследовании, может стать эталонной для этого периода в истории региона.