Марчекан. Завод № 2

Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Устье реки Марчекан и постройки Дальстроя. Ноябрь 1932 года.. Фото: kolymastory.ru

Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина – Магадан" — новый взгляд на родные места.

1930 год

В 1930 году место у ручья Марчекан было отдано в вотчину геологам. Там возводились склады Второй Колымской экспедиции Геолкома, дома для рабочих, баня и другие строения.

И кто знает, как бы развивался Марчекан, и чем бы занимались его жители, могло оказаться и так, что поселок стал бы местом обитания беспокойных геологов.

Но свои коррективы в жизнь поселка и его дальнейшее развитие внесла стихия, в лице Охотского моря.

1932 год

В ноябре 1932 года в результате сильного шторма в бухте Нагаева были разбиты и повреждены плавсредства Дальневосточного пароходства. В связи с этим дирекцией Дальстроя принято решение организовать в бухте Нагаева судоверфь для постройки и ремонта малых металлических и деревянных судов. В задачу судоверфи входило:

  • Подготовить плавсредства к началу навигации 1933 года для разгрузки судов на рейде.
  • Построить плавсредства для связи с населёнными пунктами побережья Охотского моря.

1933 год

Строящиеся нагаевской верфью кунгасы и баржи морского типа и гидросамолёт Н-1. бухта Нагаева, 1933 год

Строящиеся нагаевской верфью кунгасы и баржи морского типа и гидросамолёт Н-1. бухта Нагаева, 1933 год. Фото: kolymastory.ru

В 1933 году на судоверфи построено 2 катера, 1 – тонная баржа, одна 50-тонная баржа и 2 кунгаса. Плавсредства проектировались и строились под руководством Л.В. Шульца. На ремонте и постройке работали нижегородские специалисты и заключённые.

1934 год

Судоверфь Дальстроя в бухте Нагаева. 1935 год

Судоверфь Дальстроя в бухте Нагаева. 1935 год. Фото: kolymastory.ru

В 1934 году в составе судоверфи в посёлке Нагаево находились следующие подразделения: мастерские деревянного судостроения, мастерские по железному судостроению, деревообделочная мастерская.

Руководство по судостроению было возложено на заключенного П.И. Рыбинского с окладом 1000 р. и выдачей 40% премиального вознаграждения.

На берегу бухты Нагаева возведен навес с одной кузней и двумя стапелями, годовой пропускной способностью 10 катеров. Сборка катеров велась электросваркой. Было решено строить не только буксиры для рейдовых работ, но и более мощные с районом плавания свыше 500 км. Для этого был выбран мореходный буксир 17 метров длиной. Штат судоверфи в августе 1934 года был 100-110 человек. В приказе № 293 Э.П. Берзина по тресту Дальстрой, отмечалось: "За добросовестное исполнение ответственной работы по руководству постройки катеров, объявляю благодарность зав. судостроением Мортрана П.И. Рыбинскому и механику-конструктору Л.В. Шульцу и приказываю премировать первого 500 р. и второго курортной путевкой за счет треста".

Судоверфь Дальстроя в бухте Нагаева. 1935 год

Судоверфь Дальстроя в бухте Нагаева. 1935 год. Фото: kolymastory.ru

В 1934 году на балансе судоверфи состояли следующие механизмы: 1 руль мотор, 1 динамо, 24 электромотора, 9 талей, 10 токарных станков, 6 кузнечных горнов и др.

Дальнейшее освоение побережья Охотского моря трестом Дальстрой требовало наличие малых судов для местного каботажа. Необходимо было установить регулярную связь с населенными пунктами на побережье Тауйской губы, где организовывались рыбацкие артели, сельскохозяйственные предприятия, а так же обслуживать геологические партии и доставлять строительный лес на строительство п. Нагаево и п. Магадан.

В связи с этим в 8 сентября 1934 года в системе треста Дальстрой организовано Управление строительства судоремонтного и судостроительного завода № 2. Руководителем стройки назначен Н.И. Мовсесян (Мовсесов), а начальником лагерного пункта – А. Якубовский.

Новое предприятие, строящееся в районе Марчекана, должно было ремонтировать суда Дальстроя и выпускать плавучие средства собственного производства.

В сентябре 1934 года утверждено "Положение об Управлении строительства завода № 2 гостреста Дальстрой". В положении, говорилось: "Управление … имеет своей задачей: 1. До проектирование в пределах пректов, утвержденных Наркомводом, и строительство промышленных зданий и сооружений завода № 2, местное дорожное и гражданское строительство, производство механических и монтажных работ, связанных со строительством завода № 2 до полной его сдачи".

В состав управления вошли следующие подразделения: производственно-плановая часть, учетно-финансовая часть, материально-хозяйственная часть, лагерный пункт, действующий на основе особого положения, утвержденного начальником СЕВВОСТЛАГ, а так же прорабства и подсобные предприятия.

Активное строительство гражданских и промышленных объектов на территории поселка Марчекан относится к IV кварталу 1934 года.

На южном берегу бухты Нагаева строительство началось в 4 квартале 1934 года. Возводились здания и сооружения завода № 2 и временные сооружения отдельного лагерного пункта (ОЛП). Строительство п. Марчекан, как спутника завода № 2, велось на основе технического проекта, подготовленного Гипротрансом Наркомвода СССР в Ленинграде. Этот проект утвержден 11 ноября 1934 года начальником Тихоокеанского бассейна. В декабре того же года проект был доработан, а затем одобрен Э.П. Берзиным.

По проекту сооружения завода состояли из заводской площадки площадью 6 га, каменного мола с ряжевым оголовком объемом 60 тысяч куб. м породы и цехов бетонной и кирпичной конструкции. В 1934 году строились временные постройки. В это же время началась отсыпка заводской площадки. В тело насыпи было насыпано 9300 куб. м скальной породы. Осенью 1934 года на строительстве завода № 2 работало 266 заключенных.

Само же строительство ввиду того что под возведение цехов не было готовой площадки и ее приходилось вырубать в прибрежных скалах, засыпая береговую полосу бухты добываемой в них породой, растянулось на несколько лет. Поэтому в материалах Государственного архива Магаданской области отмечается, что в состав управления морского транспорта Дальстроя входит "завод № 2, осуществлявший в 1937 году строительство самого же завода и одновременно выполняющий работы эксплуатационного характера".

1935 год

16 марта 1935 года строительство завода № 2 передано тресту Дальстрой.

В 1935 году продолжено строительство завода № 2. Было отсыпано: заводская площадка объемом 171,9 тысяч куб. м скальной породы, мол. Начато возведение основных цехов завода, гражданских построек в п. Марчекан, а так же временных сооружений. В марте велась прокладка дороги между п. Магадан и п. Марчекан протяженностью 4,35 км. В июле она была сдана в эксплуатацию.

В 1935 году велась активная разработка скального грунта. Взрывами штолен был снят откос скалы, давший 235,8 тысяч куб. м породы. Разработка скального грунта производилась: ручным способом, мелким взрывом, взрыв штолен и экскаватор. Дневная норма для заключенных на разработки скальной породы составила 3,68 куб. м. На вспомогательных работах – 2,56 куб. м. В гражданском строительстве – 0,96 куб. м.

В марте 1935 года в ОЛПе завода № 2 находилось: 1265 – вольнонаемных, 734 – заключенных.

Пароход Дальстроя "Кулу"

Пароход Дальстроя "Кулу". Фото: kolymastory.ru

В 1935 году на судоверфи в п. Нагаево производилось строительство катеров, барж, бензобаков, цистерн для горючего. Кроме того, осуществлены работы по капитальному ремонту пароходов "Ягода" и "Кулу".

Пароход "Ягода" ("Дальстрой") на разгрузке в бухте Нагаева. 30-е годы

Пароход "Ягода" ("Дальстрой") на разгрузке в бухте Нагаева. 30-е годы. Фото: kolymastory.ru

В декабре 1935 года введены в эксплуатацию судокотельный, механический и кузнечный цеха Марчеканского завода, где начали выпускать стальные катера, сухогрузные и нефтеналивные баржи.

1936 год

В 1936 году на строительстве завода № 2 осуществлены следующие работы: отсыпка мола и заводской площадки, возведение ряжевого оголовка, строительство основных и вспомогательных цехов завода и др.

В 1936 году в состав верфи входили следующие подразделения: котельный цех, деревообделочный цех, электромонтажный цех, водолазная станция. В этом году на Нагаевской судоверфи построены: нефтеналивная баржа грузоподъемностью 320 тонн, катер с силовой установкой 50 л.с., водолазный бар, самоходная шаланда, 9 шлюпок и др.

Из воспоминаний Н.Э. Гассельгрена: "…Там с весны 1936 года я стал возглавлять участок строительства завода № 2, который возводился в поселке Марчекан, примыкающем к бухте Нагаева. Поселок был совсем небольшой. Рассказывали, что там будто бы хотели обосноваться японские рыбаки, даже пытались возвести какие-то постройки, однако им это почему-то не удалось. А вот строительство завода в Марчекане, как и ранее дороги через Утинский перевал, было очень трудоемким и сложным делом. Об этом опять же неоднократно говорил Э.П. Берзин, который приезжал сюда и даже приходил пешком по берегу Нагаевской бухты.

Свои доводы Эдуард Петрович в первую очередь базировал на том, что промышленные объекты будущего завода возводились на отсыпной площадке, непосредственно отвоеванной у моря. Мешали постоянные приливы и отливы, которые вызывали оползни пород, заливали водой фундаменты возводимых зданий. Часто из-за этого строительство "топталось на месте". Все фундаменты под цеха (за редким исключением) делались исключительно на забивных и набивных бетонных и железобетонных сваях. Это во многом страховало, гарантировало прочность сооружений.

В основе организации работ на строительстве завода № 2 лежала бригадная система, куда было вовлечено не менее 350 человек, в большинстве своем заключенных. Имелись следующие бригады: плотников, столяров, бетонщиков, каменщиков, маляров, штукатуров, сантехников, взрывников и подсобных рабочих. Они работали слаженно, продуктивно, даже частично перейдя на хозрасчет. Стахановское движение по Магадану уже набирало силу, и у меня на строительстве имелось процентов 35 стахановцев. Так, на заготовке металлических ферм, на опалубке бетонных и железобетонных конструкций работала стахановская бригада плотников, руководимая Горшковым. Другая бригада, которую возглавлял Сергеев, рубила ряжи, устраивала шпунт вокруг котлованов. Норма ее выработки была довольно высокой. Помню еще стахановскую бригаду Иванова. Она трудилась на самых сложных работах, которые, как правило, выполняла досрочно. Желая ускорить строительство, начальство по-прежнему опиралось на систему зачетов для заключенных. Это было универсальным стимулом. Иного тогда никто не придумал, да, наверно, и не хотел. Нормы выработки, однако, в период стахановского движения несколько раз менялись (в сторону увеличения), что, конечно, усложняло получение зачетов. Кстати, председателем комиссии по зачетам на строительстве завода № 2 был я сам.

Со всеми трудностями в конечном итоге мы справлялись, хотя, кроме уже упоминавшихся ряжей (деревянных причалов, ячейки которых заполнялись камнями), построили и таксе гидротехническое сооружение, как соединительный мол…".

В 1936 году был снят с должности директора завода и арестован Н.И. Мовсесов (Мовсеcян). 15 сентября 1939 года в газета "Советская Колыма" была опубликовала статью Л. Решетова "Когда сорвали маску". В ней клеймилась "троцкистская деятельность" и "открывалась отвратительная физиономия подлого двурушника" бывшего строителя и директора Марчеканского завода, старого коммуниста Н.И. Мовсесова (Мовсеяна).

1937 год

На 1937 год Завод № 2 не имел утвержденного плана, а составленный план несколько раз корректировался.

В 1937 году строительство завода № 2 вел 1-й участок ОКСа Мортрана. Строительство осуществлялось по проектам Гипроводтранса СССР. Сметы составлялись ОКСом УМТДС. Местные материалы добывались в карьерах и лесозаготовках Мортрана. Механизация была следующая: на проходке шпуров работал компрессор и несколько перфораторов, для транспортировки скального грунта имелась узкоколейка и вагонетки "Коппель". На возведении основных и вспомогательных цехов применялись: паровой копер, кран укосина и др. В состав ОКСа входил, также кирпичный завод мощностью 150 тысяч штук кирпичей в год и пилорама.

В декабре 1937 год сдан в эксплуатацию завод № 2. Были построены:

  • Промышленная площадка 8,38 га;
  • мол площадью 240 кв.м.;
  • цеха завода: механический, котельно-сварочный, деревообделочный, а также центральная котельная для отопления служебных помещений;
  • возведены вспомогательные сооружения: нагорная канава, водоразброрное сооружение, теплосеть, водопровод в п. Марчекан.

Завод № 2 имел следующее оборудование: механический цех – токарных станки, котельно-сварочный цех – пневматических молоты, 3 нагревательные печи, сварочные аппараты и др. В этом году для нужд судостроения завод использовался лишь на 34% своей мощности, остальные 66% пришлись на долю горной промышленности.

Буксир "Марчекан"

Буксир "Марчекан". Фото: kolymastory.ru

Завод № 2 закончил сборку первого буксирного парохода "Марчекан". В конце мая 1937 года сборка парохода была закончена. В бухте Нагаева провели его двухчасовое испытание а затем "Марчекан" вышел в свой первый рейс. 19 июля 1937 года он вернулся из Армани и доставил плот из 600 бревен для строительства порта.

В этот период инженером строящегося завода № 2 и главным механиком УМТ ДС был В.В. Куковеров. Из документа: "Назначить с 27 марта 1937 года главного механика УМТ инженера Куковерова начальником завода № 2 по совместительству".

По существу В.В. Куковеров стал первым руководителем практически уже построенного завода № 2, позднее получившего наименование "Марчеканский", после ареста Н.И. Мовсесова (Мовсеcяна).

На судоверфи Мортрана в 1937 году собраны: 2 катера с силовой установкой по 50 л. с. каждый, баржи общей грузоподъемностью 370 тонн.

Согласно балансу по основной деятельности Завода № 2 в 1937 году в состав завода входили:

  • Деревообделочный цех,
  • котельный цех;
  • кузнечный цех;
  • монтажный цех;
  • механический цех,
  • отопительная станция,
  • электромонтажный цех,
  • электростанция. Марчекан,
  • клееварка,
  • такелажная мастерская,
  • зеркальная мастерская,
  • водолазный бот,
  • телефонная станция,
  • самоходная шаланда,
  • автомашина ЗИС. 3 тн.,
  • трактор ХТЗ,
  • лодка моторная,
  • мотоцикл,
  • компрессор.

За 1937 год на Заводе № 2 были произведены следующие продукция и работы:

  • Бойлера – 21 шт.;
  • цистерны – 24 шт.;
  • кузова -25 шт.;
  • блоки грузовые – 31 шт.;
  • водомаслогрейки – 2 шт.;
  • катушки:
  1. перевозочные -10 шт.,
  2. Настенные – 10 шт.,
  3. Переносные – 10 шт.,
  • кассы несгораемые – 5 шт.;
  • ножницы для слоника – 16 шт.;
  • сани тракторные – 110 шт.;
  • тумбы для причала – 8 шт.;
  • шлюпка тузик – 20 шт.;
  • шприц для колбас – 1 шт.;
  • шагомер – 1 шт.;
  • аварийный ремонт п/х "Кулу";
  • навигационный ремонт:
  1. п/х "Кулу",
  2. п/х "Джурма",
  3. п/х "Дальстрой",
  4. п/х "Н.Ежов",
  5. п/х "Волховстрой",
  • катер № 9.
  • Аварийный ремонт бака.

Таким образом, за короткий отрезок времени с 1932 по 1937 года трест Дальстрой осуществил строительство судоремонтного и судостроительного завода № 2 и судоверфи в бухте Нагаева. Данное обстоятельство позволило тресту Дальстрой установить регулярную связи с населенными пунктами на побережье Охотского моря, а также доставлять строительные материалы в порт Нагаево.

На заводе № 2 началось строительство мореходных буксирных судов и барж. Нагаевская судоверфь осуществляла строительство плавсредств для рейдовой разгрузки морских судов в бухте Нагаева и производила текущий ремонт океанских пароходов.

1938 год

В 1938 год Завод № 2 вступал как действующее предприятие (передача его со стройбаланса состоялась в конце 1937 года), однако строительство продолжалось.

Строительство Завода № 2 в 1938 году велось на основе технического проекта, подготовленного Гипроводтрансом Наркомвода СССР в Ленинграде и включало в себя:

  • расширение заводской площадки под вновь строящиеся помещения объемом 43 632 м³;
  • завершение возведения оградительного мола и ряжевого оголовка;
  • окончание работ по водопроводу, тепловой сети, устройству канализации и внутризаводских путей;
  • постройка литейного и такелажного цехов, а так же складских помещений.

Из плана видно, что программа капитального строительства завода № 2 в 1938 году в основном заключалась в исполнении доделок по объектам, уже находящимся в эксплуатации. Так, в 1938 году завершено возведение оградительного мола, с ряжевым оголовком и слипа.

"Строительство литерного завода № 2 (в III квартале), – читаем в "Объяснительной записке к отчету "Водстроя" Мортарана по состоянию на 01.10.1938 г.", – полностью рабсилой обеспечено не было, имевшаяся рабсила была большей частью II и III категории".

Эскизный проект генерального плана застройки пос. Марчекан Гипроводтрансом был составлен без "расширения подземного хозяйства". Поэтому Отдел капитального строительства Мортрана разработал новый генеральный план застройки пос. Марчекан "с включением в него всего поселкового строительства, жилых домов, детских учреждений, складов, специальных сооружений и озеленения поселка". В конце 1938 года в пос. Марчекан сдан в эксплуатацию 8-ми квартирный жилой дом.

Пароход Дальстроя "Джурма"

Пароход Дальстроя "Джурма". Фото: kolymastory.ru

План судоремонта в 1938 году был сорван по причине несчастного случая с пароходом "Сучан" (который должны были ремонтировать), он погиб по пути следования в бухту Нагаева.

Для ускоренного развития угольной промышленности и решения топливной проблемы в системе ГУСДС в 1938 г. активизировались поисковые, разведочные и эксплуатационные работ в прибрежной части Гижигинского угольного месторождения. В связи с этим завод № 2 получил директивное указание. В приказе № 519 от 2 августа читаем: "Директору завода № 2 т. Леонидову построить 5 барж грузоподъемностью 50 т для погрузки угля пароходами на Гижиге. Срок изготовления 15. 08. 1938 г.".

В течение 1938 года заводом № 2 осуществлен ремонт пароходов "Дальстрой", "Джурма", "Дон", "Смоленск", баржи "Яна" и др. Построен один катер мощностью 100 л. с. и понтон грузоподъемностью 100 т.

Однако для нужд судостроения завод № 2 использован на 41,7% своей мощности, "другая часть (производственного плана) это изготовление приискового оборудования и запасных частей к нему, а также побочная продукция". Так, судо-котельный цех выпускал бойлеры и 100-метровые транспортеры для нужд горной промышленности.

Помимо указанного завод № 2 осуществлял монтаж бензобаков емкостью 1130 м³ и 6300 м³, цистерн в 10 т, 25 т., 50 т, а также железных бочек для перевозки бензина. "Плановое задание заводом № 2 в 1938 г. выполнено на 71,6%". Из-за необеспеченности завода № 2 судовой сталью не пошли в серию три катера мощностью 100 л. с. и др. Кроме судоремонта и обеспечения нужд горной промышленности завод № 2 осуществлял монтажно-строительные работы по заявкам "Водстроя".

Из объяснительной записки к годовому отчету по заводу № 2 УМТ ЗА 1938 год. За 1938 год заводом произведено:

  • Транспортеры;
  1. 100 м – 8 шт.
  2. 50 м – 16 шт
  • бензоцистерны;
  1. 50 т. – 6 шт,
  2. 25 т – 35 шт,
  3. 10 т. – 40 шт,
  4. 3 т. – 48 шт.
  • бензопровод – 2700 погон. метров;
  • бойлер повторного нагрева – 100 шт.;
  • тракторные сани – 10 шт.;
  • тележки – 30 шт..

На заводе № 2 остро ощущался недостаток квалифицированной рабочей силы. Поступавшие в течение года на завод заключенные не обладали необходимыми умениями и навыками. Среднесписочный состав работавших на заводе № 2 в 1938 года, включал 470 человек. Из них 50 – вольнонаемных и 420 заключенных.

В приказе №013 по Главному Управлению "Дальстроя" НКВД СССР от 27 июня 1938 года говорится:

  • Командировку "Марчекан" выделить в отдельную командировку III категории с непосредственным подчинением УСВИТЛу.
  • Начальником отдельной командировки "Марчекан" назначить директора завода тов. Леонидова по совместительству и его помощником по лаглинии тов. Якушева.

Надо отметить, что именно 1938 год необходимо считать первым годом эксплуатации предприятия, первым полным годом его производственной деятельности, по сколько в предшествующем году завод находился на строй балансе и монтируемые им цеха вводились в эксплуатацию вплоть до конца 1937 года.

1939 год

Задачами ОКСа Мортрана в 1939 году по строительству завода № 2 являлись:

  • оборудование слипа для малого каботажа;
  • строительство литейного и медного цехов и мелких производственных помещений и др.

Однако весной вследствие "недополучения рабсилы и повышения сметной стоимости объектов строительства" изменены физические объемы строительных работ ОКСа Мортрана. "Исключить из титульных списков управлений Дальстроя, – читаем в приказе №499 от 28 мая 1939 г., – следующие не начатые строительством и не обеспеченные проектами и сметами объекты …, в частности литейный цех завода № 2.

Программа капитального строительства ОКСа Мортрана "в основном заключалась в исполнении доделок по объектам находящимся в эксплуатации". Монтажные работы и изготовление металлоконструкций осуществлялось Заводом № 2.

"Отдел капитального строительства Мортрана все лето занимался кустарной работой по засыпке карманов между пирсами. Затрачено много денег, времени, труда, а задание не выполнено до конца года. Пирсы постепенно разрушаются, привальные брусья требуют замены".

Программа капитальных вложений Мортрана "за 1939 г." реализована "на 38,3%, в том числе по строительно-монтажным работам на 94,2%". Помимо портовой площадки, причальной линии, доделок по цеху №1 и № 2 Завода № 2 ОКС Мортрана построил жилой дом и столовую в пос. Марчекан, а также столовую в зоне лагеря.

"Завод № 2 построен на узкой береговой полосе, – читаем в газете "Советская Колыма" от 6 марта 1940 г., – Поэтому силовая подстанция завода соорудили под самым откосом горы. В 1938 г. по заявке завода отделом капитального строительства Мортрана была построена заградительная стенка. 15 октября 1939 г. произошел оползень. Объем обрушения составил 1000 м³. Защитная деревянная стенка, ограждающая подстанцию, частично разрушена ударом обвала. Кончился 1939 г., а грунт все еще не убран".

Тем временем нарастало освоение побережья Охотского моря и перед заводом № 2 ставились очередные и ответственные задачи. О серьезности поставленных задач свидетельствует секретный приказ № 063 от 5 августа 1940 г. по ГУСДС: Начальнику Завода № 2 т. Чепель до 25 августа изготовить цистерны для горючего: емкость – на 50 т – 6 шт., емкость на 25 т. – 12 шт. И одновременно изготовить в полном раскрое 8 шт. бензобаков на 230 т. каждый для сварки и установки на месте". Помимо этого "Организовать бригаду и снабдив ее соответствующим инструментом и материалами, послать в бухту Пестрая Дресва одвовременно с отгрузкой заготовленного раскроя под бензобаки для сборки на месте. Первые 3-4 бака с бригадой сварщиков отправить очередным рейсом "Звезды".

Производственная программа Завода № 2 в 1939 г. предусматривала:

  • Строительство 4-х морских барж грузоподъемности по 1000 т каждая для перевозки угля с Гижиги;
  • "2000 т деревянного тоннажа для Рыбного управления и 7 катеров для мелкого каботажа".
  • "60% программы завода отводится на работы, не связанные с постройкой судов или ремонтом судов и распределяется следующим образом: строительство бензобаков и цистерн – 29%; изготовление бойлеров, транспортеров, ковши для экскаваторов, грохотов и т. п. – 16%; работа по дооборудованию завода – 6%; прочие работы".

Пароход "Феликс Дзержинский" в бухте Нагаева. Конец 1930-х годов

Пароход "Феликс Дзержинский" в бухте Нагаева. Конец 1930-х годов. Фото: kolymastory.ru

Зимой 1939 года Заводом № 2 осуществлен ремонт: пароходов "Ф. Дзержинский" (на пароходе "Ф. Дзержинский" заменили винт, поломанный во время "Сталинской каравана. Винт изготовили на АРЗе) и "Смоленск", морских буксиров "Тайга" и "Марчекан", а также парусно-моторной шхуны "Звезда" и др.

"Основные заказы судостроение и судоремонт дали всего лишь 24,3% производственного плана, где судоремонт составил 4,4%. Остальное пришлось на долю выполнения разных заказов для горной промышленности, бако-цистерн и др."

Ввиду необеспеченности техническими чертежами не пошли в серию катера мощностью 350 л. с. и баржи грузоподъемностью 300 т, "а также на основании распоряжения ПТО ГУСДС не запустил в производство товарной продукции на 4454 тыс. руб. или 25% от всей суммы товарного выпуска по плану".

В это же время завод непланомерно загружался различными заказами. Так судо-котельный цех выпустил 512 бойлеров и 30 прямоточных котлов для нужд горной промышленности. "Плановое задание заводом выполнено на 73,5% и по валовой продукции на 73,9%".

Однако необходимо отметить, что на Заводе № 2 остро ощущался недостаток квалифицированной рабочей силы. Поступавшие в течение года на завод заключенные не обладали необходимыми умениями и навыками. Помимо этого в январе 1939 года 150 заключенных ОЛПа Завода № 2 были направлены в Горнопромышленные районы. Среднесписочный персонал Завода № 2 в 1939 г. включал, чел.: рабочих – 557 человек, ИТР – 103 человек, служащих – 92 человека, МОП – 32 человека, учеников – 49 человек, итого – 833 человека. В это же время наблюдалась большая текучка вольнонаемного персонала завода, так при списочном количестве в 184 человека, уволено за год 322 человека.

Приказом по ГУСДС от 31 декабря 1939 г. № 1333 в целях обеспечения большей хозяйственной самостоятельности, повышения ответственности за выполнение программы и качество продукции завод № 2 выделяется из управления морского транспорта в самостоятельное предприятие с непосредственным подчинением ГУСДС НКВД СССР. В приказе отмечается, что основным профилем завода является судоремонт и судостроение.

Из объяснительной записки к годовому отчету по заводу № 2 УМТ ЗА 1939 год.

По Генпроекту производственный профиль завода определялся как основная база судоремонта и судостроения местного каботажа в системе ДС. Однако практика двух лет эксплуатационной деятельности предприятия характеризуется использования завода по его основному производственному профилю лишь в объеме не превышающему 35%, а остальную часть следует отнести на производство приискового оборудования и запчастей к ним, на бако-цистерно строение и прочие заказы.

Производственная мощность завода характеризуется составом производственных цехов и их техническим оснащенностью.

  • Монтаж механический цех – станочный парк 29 ед.;
  • судокотельный цех оборудование состоит из одного комбинированного пресса, ножниц, двух вальцев, 15 сварочных машин и 3 сверлильных станков. Начальник Донхио Е.С;
  • кузнечный цех оборудован 3 молотами 0,5т. 0,25 т. 0,125 т. И 9 горнов;
  • литейный цех, формовочная площадь которого состоит из 100 кв м. Начальник Буховцев М.И.;
  • деревообделочный цех в составе, которого станочный парк в кол. 8 ед. и лесосушильная камера пропускной способностью 2500 куб м.;
  • лесорама оборудована одной рамой РП55 с пропускной способностью до 2500 куб м.
  • В течении отчетного периода Завод формально находился в ведении УМТ, но по существу технического руководства и конкретной помощи со стороны УМТ завод не имел. Завод систематически загружался как со стороны УМТ, так и со стороны ДС внеплановыми заказами, большими партиями включающихся на ходу причем без каких либо предварительной подготовки производства и в ущерб выполнения плановых работ.

Выпуск продукции.

  • Постройка кунгасов:
  1. 25 т – 4 шт.,
  2. 10 т – 40 шт.;
  • бензобаки 6300 куб (монтаж) – 1 шт.;
  • бензо цистерны:
  1. 50 т – 1 шт.,
  2. 25 т – 23 шт.,
  3. 10 т – 29 шт.,
  4. 10 т – ЯГ-4 20 шт.,
  5. 3 т – ЗИС-5 180 шт.;
  • бензобочки 0,25 т – 1021 шт.;
  • бойлер повторного нагрева – 519 шт.;
  • запасные топки бойлера (завода № 2) – 68 шт.;
  • транспортер ленточный (100 м) – 34 шт.;
  • лебедки галечные – 114 шт.;
  • прямоточные котлы – 30 шт.;
  • срочный ремонт морских судов – 2 ед.;
  • ремонт судов:
  1. Буксир п/х Тайга и Марчекан – 2 ед.;
  2. морские катера и кавасаки – 9 ед..

В конце 1939 года по обсуждению итогов работы завода был издан приказ от 31.12.39 года "О выделении завода в самостоятельную хозрасчетную единицу на правах управления и рядом мероприятий". Приказом предусматривались договорные отношения с Колымснабом , а также введение в штат ДС куратора по заводу, что могло создать предпосылки к нормальным условиям работы завода.

Руководство завода на 1939 год:

  • директор Чепиль,
  • главный бухгалтер Середкин,
  • начальник ППО Илюхин.

1940 год

Из-за сильного приливно-отливного течения в бухте Нагаева весной 1940 года были повреждены и частично размыты мол, и пирс Завода № 2. В распоряжении № 26 от 3 апреля 1940 г. по ГУСДС отмечалось: "Комиссия по осмотру мола и пирса Завода № 2 установила их аварийное состояние, требующее принятия мер по достройке и укреплению. В соответствии с этим:

  • Начальнику Колымпроекта изготовить для Завода № 2 проекты достройки мола, а также восстановления и укрепления пирса с проведением обследования, для выявления причин, вызывающих деформацию сооружений;
  • Начальнику Завода № 2 немедленно приступить к достройке мола и провести работы по восстановлению и укреплению пирса;
  • Начальнику ОКС ГУСДС выделить необходимые средства на произведение проектно-изыскательских работ".

Мол Завода № 2 представлял собой выдающуюся в море двухсот метровую каменную дамбу. Скальная порода для отсыпки мола добывалась в карьере. "Работа производилась вручную без применения механизмов за исключением транспортировки камня по механической дороге, введенной в эксплуатацию в IV кв. 1940 г." В 1940 году в тело дамбы было уложено 7,5 тыс. м³.

"ОКС Завода № 2 организовался в январе 1940 г. при ликвидации и разделении ОКСа УНТП. К работе ОКС приступил только 1 апреля 1940 г. из-за отсутствия штата, рабсилы и материалов". Основными задачами ОКСа Завода № 2 в 1940 г. являлись:

  • возведение здания литейного цеха объемом 5144 м³;
  • строительство: склада навеса лесоматериалов – 5000 м³, склада огнеопасных материалов – 935 м³;
  • сооружение пристройки для сборки автомашин – 120 м³;
  • монтаж наружного воздуховода протяжением 1519 м др.;
  • лагерное строительство.

Окончательно утвержденный план по капиталовложениям ОКСа Завода № 2 в сумме 3049 тыс. руб. был утвержден только 18 октября 1940 г. ОКС в 1940 г. не имел квалифицированных кадров рабочих и ИТР. Наблюдалась большая текучесть рабочей силы "так при среднесписочном составе 72 человека. Прибыло 778 рабочих и убыло 602". Никакой механизации не было, "в основном проводилось исправление инструментов в кузнице". "Механизмы, принятые от ОКСа УНТП – капер, камнедробилка, растворомешалка, требовали капитального ремонта". Снабжение строительными материалами ОКСа Завода № 2 "протекало очень плохо от случая к случаю". Остро ощущался недостаток лесоматериалов, извести, алебастра и др.

В этих условиях план капиталовложений ОКСом Завода № 2 в 1940 г. был реализован на 55,1%, из них по видам работ:

  • строительные работы— 39,8%;
  • монтажные работы – 0,9%;
  • оборудование, сданное в монтаж – 3,3%;
  • проектно-сметные работы – 1,6%;
  • приобретение инвентаря и др. – 9,5%.

План ввода в эксплуатацию выполнен на 32,2%. В 1940 г. ОКСом Завода № 2 были построены и сданы в эксплуатацию: пристройка к судо-котельному цеху для проведения сварочных работ, термическая мастерская, гараж на 10 автомашин, а также 8-ми квартирный дом в пос. Марчекан, столовая в ОЛПе и др. Проведена достройка механического цеха №1.

Рост перевозок местного флота в описываемый период "должен произойти главным образом, за счет увеличения буксировки леса из Армани и организации завоза качественного угля из Гижиги в Магадан".

Перевозку угля предполагается производить металлическими баржами, грузоподъемностью 300 т, строительство которых предусмотрено программой Завода № 2 в Марчекане. Временно для буксировки указанных барж будут использованы буксирные катера "Марчекан" и "Тайга", в дальнейшем – специальные буксирные катера мощностью 250-350 л. с., строительство которых в количестве двух предусмотрено программой судостроения Завода № 2 на 1940 г.".

Вообще в описываемый период на Заводе № 2 планировалось построить:

  • "1. 9 металлических барж грузоподъемностью 300 т каждая, 5 из которых подлежат сдаче в 1940-1941 гг.;
  • 2-х катеров по 350 л. с. каждый, при чем один предполагается сдать в эксплуатацию в 1940 г., а другой в 1941 г.;
  • 16 катеров по 65 л. с. с моторами М-17 и достройке одного 100 сильного катера с мотором "Куббото";
  • 10 моторных лодок;
  • 50 кунгасов, 7 барж и 3 понтонов".

Производственная программа Завода № 2 в 1940 г. предусматривала:

  • Строительство 2-х буксирных катеров по 350 л. с. и металлических барж грузоподъемностью 300 т для перевозки угля с Гижиги, постройка буксирного катера (104 л. с.) и 4-х буксирных катеров по 75 л. с.;
  • Строительство "деревянного тоннажа": 2 баржи грузоподъемностью 100 т, 2 баржи – 50 т, 14 кунгасов грузоподъемностью 25 т каждый, 10 моторных лодок.
  • "Работы, не связанные с постройкой или ремонтом судов": заказы для горной промышленности и нужд автотранспорта, "бако-цистерно строение" и др.

Структура основных производственных и вспомогательных цехов Завода № 2 в 1940 г. не изменилась. В январе в системе Завода № 2 организован ОКС "с задачей промышленного и жилищного строительства завода и пос. Марчекан", а также образована заводская лаборатория. "С целью упорядочения разрешения производственных вопросов и более тесной увязки с цехами, существовавшие раздельно Производственный отдел и Техническое бюро с 13 марта 1940 г. приказом по заводу №74 объединены в один Производственно-технический отдел и, кроме того, 17 марта учреждена должность Зав. Производством завода".

Летом 1940 г. при Заводе № 2 организовано подсобное хозяйство, состоящее из "рыбного промысла, переданного заводу от Усть-Магаданского Рыбпромхоза с возможностью улова рыбы до конца 1940 г. – 50 т" и свинофермы "с числом поголовья 36 свиней".

"Кроме того, согласно приказа по ГУСДС №889 01. 10. 1940 г. было выделено из ГКО и передано введение завода хозяйство пос. Марчекан". Приказ гласил: "В целях правильной эксплуатации пос. Марчекан, а также по развитию подсобных хозяйств Завода № 2. ГКО ГУСДС все имеющиеся в поселке Марчекан жилые, служебные постройки, дороги конбазу со всеми транспортными средствами и теплично-парниковое хозяйство передать безвозмездно на балансе Завода № 2. Акт приемки-передачи предоставить не позднее 27 сентября 1940 г."

Поселковое хозяйство состояло из жилищного фонда объемом 1398,4 м², конбазы, "теплично-парникового огородничества с посевной площадью 2088 м²", парикмахерской и других коммунально-бытовых учреждений.

Парусно-моторная шхуна "Звезда"

Парусно-моторная шхуна "Звезда". Фото: kolymastory.ru

За 1940 г. Заводом № 2 осуществлен ремонт: пароходов "Джурма" и "Север", морских буксиров "Тайга" и "Марчекан", а также парусно-моторной шхуны "Звезда" и др. "В производственной программе завода на протяжении всего года числились объекты нового судостроения, к производству которых завод не приступал из-за отсутствия проектов, рабочих чертежей и необходимого материала". Кроме этого "завод не обеспечил постройку деревянных барж, кунгасов и моторных лодок по причине отсутствия строительного пиломатериала". Основные показатели производственной программы Завода № 2 за 1940 г. приведены в таб.

Основные показатели производственной программы Завода № 2, тыс. руб.

Наименование

План

Факт

Судостроение

3540

277

Судоремонт

1925

1601

Приисковое оборудование

7641

6202

Бако-цис

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia