А самолет вообще взлетит?
Есть ли парашюты?
А плоты?
А грейпфрутовый сок?
Это топ вопросов экипажу от колымчан, летящих на АН-24 — турбовинтовом пассажирском самолете на 48 мест. У Google пользователи чаще всего спрашивают о том как работает туалет, зачем в самолете педали, оштрафуют ли за секс на борту и можно ли попросить вторую порцию обеда.
ИА MagadanMedia собрало самые популярные вопросы и выяснило все, что вы хотели знать у командира воздушного судна и бортпроводницы, выполняющих регулярные рейсы из Магадана на самолетах АН-24 и АН-26 компании "ИрАэро". О буйных пассажирах, суевериях, турбулентности и лучших местах — читайте в нашем материале.
Первую часть материала читайте здесь.
— Что раздражает в поведении пассажиров?
— Когда при рулении встают в проходе, пока горит табло "пристегните ремни". Это самая главная проблема...
На наших небольших самолетах актуальности вскакивать нет никакой, потому что автобус не поедет, пока в него не войдет последний пассажир.
Можно качаться в проходе, пока самолет едет на парковку, потом выскочить самым первым и все равно стоять полчаса в автобусе, пока не дождешься всех.
Но какой бы ни был самолет и авиакомпания, пассажиры у нас очень пренебрегают безопасностью полетов.
Порой не слушают инструктаж бортпроводника, им лень взять почитать карту. После посадки на рулении умудряются детей поставить в проход и в это время собирать сумки. А самолет едет, можно улететь так, что приятного мало будет.
Когда самолет находится в движении, пусть даже на земле, может всякое случится. Например, может сломаться водила (грубо говоря, есть тягач, который к передней стойке пристыковывается водилой). Она может сломаться, самолет может резко остановиться или резко дернуться. В этом случае есть вероятность хорошенько удариться о кресла. Либо оказаться поваленным на пол каким-нибудь потерявшим равновесие пассажиром. Да, такое случается очень редко, но вероятность есть. И поэтому просят оставаться на своих местах.
— А вам можно отстегиваться, когда горит табло "пристегните ремни"?
— В некоторых авиакомпаниях бортпроводнику грозило увольнение, если при посадке, при взлете и когда загорается табло он находился не пристегнутым.
Это не шутки,когда самолет, например, попадает в турбулентность, первым делом все должны пристегнуть ремни безопасности.
Стюардесса в этот момент быстро всех пристегнула, пробежала и пристегнулась сама. Если кто-то тебя вызывает, ты обязана сидеть. Потому что, если с тобой что-то случится, ты не окажешь уже никому помощь. Ты единственный бортпроводник на рейсе.
Исключение, если ты видишь, что пассажиру действительно очень плохо. Но у меня была такая, например, ситуация, когда в зоне сильной турбулентности меня вызывал пассажир, которому было лень протянуть руку и достать гигиенический пакет. Мне пришлось долго объяснять человеку, почему я не могу подойти. Но многим кажется, что если меня вызвали, то я должна прийти не смотря ни на что.
— Может ли самолет "развалиться" в небе при турбулентности?
— Когда тестируют самолеты перед вводом в эксплуатацию, их чуть ли не сгибают. Проверяют, выдержит ли в случае сильной тряски. Турбулентности стоит бояться из-за получения травм внутри салона.
Бывает так трясет, что все по салону летает, даже то, что казалось закреплено. И если в этот момент ты не пристегнут...
Опаснее всего турбулентность при взлете и посадке. На высоте это просто неприятно.
— Почему нельзя пользоваться электронными приборами?
— Любой электронный прибор создает магнитное поле. Магнитное поле может воздействовать на приборы, которые находятся в самолете. Степень воздействия того или иного прибора (плеер, ноутбук и т. д.) мало кто из производителей тестирует, поэтому на взлете и посадке запрещаем все.
Если помните, старые советские бритвы, когда включали в прихожей, с помехами начинал показывать старый ламповый телевизор в комнате. Вот пример воздействия электрического прибора. Внутри салона не видно из-за обшивки, но непосредственно под пассажирским местом или над ним может находиться какой то прибор, который получать помехи от электроники.
В горизонтальном полете никто не запрещает пользоваться телефонами и прочим.
— А если после взлета включить телефон не в авиа режиме? Что будет?
— Ничего. Просто связи не будет.
— От чего зависит количество членов экипажа и их состав?
— От задания. Если необходимо выполнить обычный полет, то одного проводника достаточно. Где-то два нужны. Где-то усиленный экипаж нужен, если у нас рабочее время будет. Вообще это все регламентировано документами и от многих факторов зависит, плюс на каждого бортпроводника должно быть не более 50-ти пассажиров.
— Когда пилоты переходят на ручной режим?
— У нашей конкретно компании с момента взлета и до набора эшелона, только на эшелоне включается автопилот. Эшелона полета — высота, на которой происходит весь полет. Когда набор прекратился, погасло табло "пристегните ремни", это значит высота набрана. Вот от этого момента и до начала снижения работает автопилот.
Кабина АН-26. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia
— Помимо штрафа, что будет, если покурить в самолете?
— Пожар может быть. А пожар на воздушном судне — это очень печально. Задымление в салоне дизориентуриет, можно слишком поздно определить, что началось возгорание, а не просто кто-то выкурил сигарету. Мы же не можем открыть форточку, чтобы это все проветрить.
— Как часто делают влажную уборку в самолете?
— После прилета воздушного судна в аэропорт приходит служба сервиса. Обслуживание происходит не только техническое, но и гигиеническое. Сотрудники службы убирают, пылесосят дорожки, протирают все столы специальными растворами, моют стены, двери. Меняют мусорные пакеты, собирают использованные пледы, стирают, гладят и упаковывают в индивидуальные пакеты.
— Есть приметы и суеверия на борту? Может ритуалы? Почему тогда вы все говорите "крайний" вместо "последний"?
— Это не суеверие, это традиция еще с училища. Насчет суеверий...13-ое число в авиации считается несчастливым.
Но из-за этого никто особо не заморачивается. У нас в самолете 12 рядов, в больших, естественно, есть и 13-й.
А вообще, от человека зависит. Если суеверный, то соблюдает какие-то ритуалы, в приметы верит. Кто-то талисманы с собой берет, кто-то иконы вешает.
В целом, к суевериям в коллективе довольно шутливо относятся.
Нет такого, что перед тем, как зайти в самолет нужно землю поцеловать или еще что-то в этом роде.
Но вот, например, есть у нас есть командир, который постоянно летал с мягкой игрушкой. Это Пин из смешариков. Он же тоже пилот. Это очень мило.
Заходишь в кабину на доклад экипажу, и сидит такой серьезный мужчина, командир, а рядом с ним Пин.
Некоторые самолет гладят перед вылетом. Это как с машиной, если любишь ее, нужно с утра поздороваться. Но, грубо говоря, я если забуду и не поздороваюсь с самолетом, не выбегу потом из кабины, чтобы поприветствовать.
— А имена им даете?
— Бывает. Но редко.
— Если на борту агрессивный пассажир, что делать?
— Бывали такие случаи...снимали с рейса.
Здесь от опыта бортпроводника многое зависит. Важно подобрать правильные слова, потому что сила не поможет зачастую. Это самая крайняя мера. Да и нет у бортпроводника таких ресурсов зачастую.
Шокера у нас нет, наручников тоже. Даже стяжек нет, которые применяют сейчас для буйных пассажиров за границей. А пассажиры попадаются всякие: зашел вроде нормальный, а как взлетели — началось. И все, докладываешь командиру воздушного судна и пытаешься словами все уладить. Экипажу запрещено из кабины выходить.
Опять же, даже если ты дзюдоистка и справишься с ним, потом еще и придется за это отвечать и доказывать, что это была вынужденная самооборона.
Раньше, когда разрешен был алкоголь на борту, такие ситуации периодически возникали. Сейчас потише, да и пьяных отсеивают еще на досмотре. Бывают просто агрессивные пассажиры. И к каждому пассажиру должен быть подход. Нравится тебе, не нравится.
Если не нравится — ты выбрал не ту профессию.
— И все-таки, возвращаясь к топу вопросов, есть ли плоты?
— Конечно, если летим над морем — обязательно должны быть спасательные жилеты и плоты. Резиновые, надувные. У нас на АН-24 — он "домиком". Большой и очень-очень тяжелый.