История Колымы: По следам взрывов в бухте Нагаева. Часть 2-я
Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" расскажет читателям о новом взгляде на родные места.
Начало. По следам взрывов в бухте Нагаева. Часть 1-я
Последствия катастрофы для судов, стоявших у причалов
Корабли, стоявшие у причала, пришелся двойной удар. После взрыва них обрушилась ударная волна, а за ней пришло рукотворное цунами, несущее глыбы льда.
Повреждения на капитанском мостике парохода "Минск". Магаданский торговый порт. Последствия взрывов пароходов 19 декабря 1947 года. Фото: kolymastory.ru
На судах, которые стояли у пирсов, были серьёзно повреждены палубные надстройки, выведены из строя лебёдки и двигатели. Их ремонт потом займёт полтора месяца.
Сломанные взрывной волной паровые трубы на палубе парохода "Минск" в торговом порту. Последствия взрывов пароходов 19 декабря 1947 года. Фото: kolymastory.ru
Последствия катастрофы для морского торгового порта
Магаданскому порту был нанесён колоссальный ущерб. До взрыва здесь находились 10 складов, 10 навесов размером 40 на 10 метров, на площадках были сложены ящики с оборудованием, штабеля леса, мешки с мукой и другие грузы.
Погрузочно-разгрузочные работы в порту бухты Нагаева. Фото: kolymastory.ru
В результате взрывов все деревянные склады, навесы и другие постройки были разрушены.
К этому времени на складах и территории морпорта были выгружены грузы с судов "Минск", "Ким", "Совнефть", "Джурма", "Красногвардеец" и "Феликс Дзержинский". Часть из них на сумму около 2265510 рублей была уничтожена взрывной волной, цунами и последовавшим пожаром.
Разрушенный взрывной волной склад. Магаданский торговый порт. Последствия взрывов пароходов 19 декабря 1947 года. Фото: kolymastory.ru
В здании Пароходства выбило стекла, по стенам пошли трещины.
Управление пароходства. Магаданский торговый порт. Последствия взрывов пароходов 19 декабря 1947 года. Фото: kolymastory.ru
До основания сгорели слесарная мастерская, насосная, водолазный катер.
Была повреждена телефонная станция порта, полностью утрачена ценная почтовая корреспонденция.
Уничтожен гараж автокаров в порту.
Взрывом и последовавшим пожаром было уничтожено пожарное депо и служебное здание.
Повреждена высоковольтная линия, идущая в порт из посёлка Нагаево, в результате чего порт остался без света. Также была повреждена низковольтная линия электропитания насосной.
Последствия взрыва для нефтебазы
Нефтебаза в порту бухты Нагаева. 50-е годы ХХ-го века. Фото: kolymastory.ru
Разрушения на нефтебазе. Магаданский торговый порт. Последствия взрывов пароходов 19 декабря 1947 года. Фото: kolymastory.ru
Емкости нефтебазы были частично повреждены, у большей части из них повредило обшивку. Были разрушены коммуникации на территории нефтебазы.
Искорёженная взрывной волной обшивка хранилища ГСМ на нефтебазе. Магаданский торговый порт. Последствия взрывов пароходов 19 декабря 1947 года. Фото: kolymastory.ru
Взрывная волна от взрыва была такой силы, что обшивку некоторых баков смяло в гармошку.
Магаданскому торговому порту и бухте Нагаева повезло дважды.
В первый раз — то, что ни один из разлетающихся осколков и частей от взорвавшихся пароходов не повредил резервуары.
И во второй раз — то, что пожарные своим героическим трудом смогли отстоять нефтебазу от огня возникших после взрыва пароходов.
Разрушения на нефтебазе. Магаданский торговый порт. Последствия взрывов пароходов 19 декабря 1947 года. Фото: kolymastory.ru
Если бы емкости нефтебазы были повреждены или огонь смог добраться до них, то последствия катастрофы были бы куда масштабнее — минимум экологическая катастрофа в бухте, максимум — ещё взрывы и грандиозный пожар с лишением Колымы части запасов ГСМ, хранившихся на этой нефтебазе.
Последствия катастрофы для посёлков у морского торгового порта
Посёлок Березовая роща
19 декабря 1947 года в результате взрыва пароходов "Генерал Ватутин" и "Выборг" и последовавшим за этим пожаром посёлок Березовая роща был практически уничтожен. По официальным данным, при взрыве в посёлке погибло двое — женщина и маленький ребёнок, а ранены 21 человек, из которых 16 детей. Вскоре часть населения разрушенных домов переселили в менее пострадавший Березовый мыс, другую часть — в город. Позже посёлок был восстановлен.
Посёлок Берёзовый мыс
Точные данные о том, насколько пострадал посёлок во время взрыва в 1947 году, отсутствуют — сведения из лагерей разглашению не подлежали. Известно только, что в отличие от Беррощи Бермыс был разрушен лишь частично. Также есть свидетельства о том, что часть жителей поселка Березовая роща, оставшиеся без жилья, были переселены на Березовый мыс.
Известны потери среди населения Бёрезовового мыса — японских военнопленных. Во время взрывов и тушении пожаров, последовавших после них пострадал 51 человек.
И.о. начальника Санитарного управления Дальстроя А.Н. Свердлова в своем отчете сообщала: "Во время происшествия в бухте Нагаева из числа работающих военнопленных японцев пострадали 51 чел., из которых тяжелую травму имеют 6 человек, средней тяжести -15 чел. и легкие травмы — 30 чел. Из общего состава пострадавших военнопленных госпитализировано 17 чел. К числу тяжелых травм из 6 относятся: 4 чел. с переломом конечностей и 2 чел. с травмами черепа. Помимо раненых, два японца убито, трупы их доставлены в морг Магаданской больницы".
Последствия взрыва для энергетиков
Взрывной волной были выбиты стёкла и сломаны рамы на дизельной и паротурбинной электростанциях. Повреждена высоковольтная линия, идущая в морпорт.
Докладная о нанесённом в результате взрыва ущерба от Магаданского энергокомбината. Фото: kolymastory.ru
По сообщению Магаданского энергокомбината (МЭК) сумма убытков составила 30-35 тысяч рублей.
Последствия взрыва для авиамастерских
Ангары аэродрома и авиамастесркая в бухте Нагаева. Вторая половина 1930-х годов. Фото: kolymastory.ru
Полностью были разрушено здание ангара и здание кубовой. Были повреждены и требовали ремонта здания:
- самолётного цеха,
- моторного склада,
- моторного цеха,
- испытательной станции,
- материально-технический склад,
- котельной,
- лыжного цеха,
- механического цеха,
- токарного цеха,
- приборный,
- радиомастерской,
- управления,
- бухгалтерии,
- холодного склада,
- конюшни,
- столярного цеха,
- общежития № 1,
- общежития № 2.
Также была повреждена и требовала ремонта автомашина с номером 01-20, закрепленная за авиаотрядом Дальстроя.
Согласно докладной, поданной И.О. командира авиаотряда Дальстроя Кирилловым ущерб авиамастерским оставил 153947 рублей.
Последствия взрыва для города
Никто тогда не подсчитывал, сколько было погибших и раненых в зэковских бараках и припортовых районах. В архивных документах нет сведений и о пострадавших в самом городе. Хотя легко раненые были. Об этом говорят и сами очевидцы, и характерные повреждения домов в самом городе Магадане, который находился более 4-х километрах от места взрыва.
Взрыв был столь оглушительным, что магаданцы подумали — снова началась война! Взрывная волна пошла от порта, через поселок Нагаево до самого города по улице Транспортной. Здесь до сегодняшних дней осталась баня, где мыли заключенных и санпропускник.
Дальше по улице Сталина, ныне проспект Карла-Маркса. В жилых домах № 1, 2 и 6 выбило стекла, осыпалась штукатурка, по стенам пошли трещины. Досталось и дому культуры им. Горького, ныне это музыкальный и драматический театр, и знаменитой первой школе.
Взрывом повредило высоковольтную линию, город на некоторое время остался без света. 17 жилых домов были частично разрушены.
Пострадали здания на Колымском шоссе, ныне улице Ленина. В только открывшейся Центральной гостинице после катастрофы пришлось делать капитальный ремонт. В первом детском саду, который сейчас находится на улице Пушкина, полностью выбило стекла и рамы. Сильно пострадали здание средней школы, дом пионеров, магаданская городская больница, поликлиники, магаданская типографии и издательство газеты "Советская Колыма".
Кстати, после взрыва всё было настолько засекречено, что даже местная газета, не говоря уже о центральных, не обмолвилась ни словом о трагедии. Как будто и не было более ста погибших и более пятисот раненых.
В здании Дальстроя, которое находилось примерно в 5 километрах от эпицентра взрыва, пошли трещины в трубах центрального отопления, выбило окна. В акте убытков значилось — от взрывного толчка разбилось 6 настольных ламп, 28 графинов, 17 стаканов, бюсты Сталина и Ленина, уничтожено 16 занавесок. Сейчас только можно предполагать, воспользовались ли магаданские учреждения и предприятия ситуацией и списали на взрыв помимо реальных повреждений еще и недостачу? Но, так или иначе, убытки от катастрофы 19 декабря 1947 года составили 116 миллионов рублей, не считая стоимости двух затонувших пароходов.
Из воспоминаний геолога Виктора Володина: "В конце 1947 года незадолго до денежной реформы на рейде в бухте Нагаева взорвался недавно подошедший пароход или теплоход, кажется, носивший название "Ватутин", доставивший взрывчатку.
Люди, слышавшие это от свидетелей, рассказывали, что днем, кажется, в обеденный перерыв на пароходе, стоявшем на рейде, начался пожар. В связи с этим рабочие порта высыпали на берег — посмотреть на пожар. Они, конечно, ничего не знали о том, что судно нагружено взрывчатыми веществами для всей горнодобывающей промышленности обширной Колымской области, и тем более не знали, что весь этот груз через несколько минут взлетит на воздух. Поэтому жертв было много, во всяком случае, гораздо больше, чем их могло бы быть.
Случайно находившийся в этот день в Магадане наш геолог — один из начальников партий Григорий Семенович Киселев — рассказывал, что он, только что вернувшись из отпуска с "материка", остановился в Магадане у своего хорошего приятеля, жившего против больницы. После взрыва он, будучи дома, наблюдал, как к больнице подкатывали одна за другой грузовые машины с ранеными, доставленными из порта, потому что карет "скорой помощи" не хватало. На заснеженной дороге перед больницей, где машины стояли во время их разгрузки, остались буквально лужи крови.
Несмотря на то что Магадан своевременно спрятался от моря, вернее, от бухты Нагаева, с которой зимой нередко дуют штормовые, валящие с ног ветры, как бы отгородившись от нее невысоким, правда, водоразделом между бухтой и р. Магаданом, он все же заметно пострадал от взрыва. Во многих домах города отголосками взрывной волны вышибло стекла в окнах южной стороны. В частности, здание Главного управления Дальстроя лишилось буквально всех стекол в окнах южного фасада.
Жители города потом рассказывали, что им никогда в жизни не приходилось слышать ничего даже приблизительно напоминающего этот громоподобный колоссальной силы звук взрыва, который не с чем было сравнить и уподобить грому можно было только условно.
Отдаленный гул взрыва слышали, как они уверяли, люди, находившиеся на одной из разведок нашего управления, находящейся на расстоянии приблизительно 250 км по прямой линии от Магадана".
После подсчетов выяснилось, что взрывом в порту было уничтожено почти пять с половиной тысяч тонн продуктов. Такие потери запасов продовольствия не могли не сказаться на обеспечении города и области продуктами питания. Это нашло отражение в одном из приказов зам. начальника Дальстроя, полковника Усиевич: "Выпечку серого хлеба производить из 85 процентов пшеничной муки, с добавлением десяти частей соевой муки. Установить розничную цену на указанный сорт хлеба — 4 рубля 80 копеек за килограмм. Выдавать хлеб из указанной смеси детям до 12 лет, школьникам, проживающим в интернатах, больницам, санаториям и больным по справкам врачей".
Сразу же после взрыва было создано множество комиссий, которые должны были установить причины катастрофы. Была сформирована специальная комиссия и в Москве, с 23 декабря 47-го по 13 января 48-го она находилась в Магадане.
Расследование катастрофы
Раследованием причин происшедшей трагедии занимался отдел контрразведки УМВД по Дальстрою. Спустя несколько дней после взрыва обстановка более-менее прояснилась и после опроса многочисленных свидетелей, картина происшедшего в бухте Нагаева была отражена в оперативно составленной справке, где говорилось:
"19 декабря 1947 г. пароход Министерства морфлота "Генерал Ватутин" подошел к кромке сплошного льда напротив причалов Нагаевского порта и, находясь на расстоянии не более 300 метров от них, стал делать разворот кормой к порту. Во время разворота он ударился носом о кромку льда, после чего из носовой его части пошел густой черный дым. Вскоре после этого на этом пароходе произошел незначительной силы взрыв и весь пароход был охвачен пламенем. В 10 час. 25 мин. на этом же пароходе произошел взрыв большой силы, от которого также взорвались находящиеся в носовой части парохода "Выборг" капсюли-детонаторы. В результате оба парохода вскоре и почти одновременно затонули. Из числа команды парохода "Генерал Ватутин" никто живым не обнаружен и не найдено тел убитых."
В то же время параллельно с контрразведывательным отделом работали еще две экспертные комиссии Дальстроя, выяснявшие причины взрыва в бухте Нагаева. В одну из них входили капитаны дальнего плавания А. Н. Шевченко (председатель комиссии, будущий Почетный гражданин г. Магадана) и П.П. Осташевский, а также старший инспектор тихоокеанской инспекции морского реестра СССР С.И. Осинский. В своем заключении от 24 декабря 1947 г. они отметили:
Постановка судов, груженных взрывчатыми материалами и огнеопасными грузами в непосредственной близости друг от друга и от других судов, как это имело место в порту Нагаево 19.12.47 г., противоречит существующим правилам технической эксплуатации морского флота и недопустима.
В данном случае нарушены правила технической эксплуатации морского флота, запрещающие постановку судов с опасными грузами в непосредственной близости друг к другу и к другим судам и ответственным за это является капитан порта.
Эту должность тогда занимал 37-летний Г. А. Ухов, работавший в системе морфлота Дальстроя с 1935 г. Рассмотрением вопроса о нарушении им действующих правил занимался лично министр внутренних дел СССР генерал-полковник С. Н. Круглов, на что ушло более четырех месяцев. Только после этого, 29 апреля 1948 г. был издан специальный приказ, в котором констатировалось:
"Начальник порта Нагаево Дальстроя МВД СССР Ухов нарушил правила приема пароходов с взрывчатыми веществами и разрешил ввести пароход "Генерал Ватутин", груженный взрывчатыми веществами в порт Нагаево, где в это время находилось 8 других судов, в том числе пароход "Выборг", груженный средствами взрывания, что привело к авариям пароходов "Генерал Ватутин" и "Выборг"… За нарушение установленных правил перевозки взрывчатых веществ снять с работы начальника порта Нагаево Дальстроя МВД СССР Ухова Г. А."
В результате расследования начальник Нагаевского порта Герман Ухов был отстранен от занимаемой должности.
Непосредственно о причинах пожара, который и привел к взрыву взрывчатки в трюмах парохода "Генерал Ватутин" в отчетах экспертных комиссий сказано ничего не было. Скорее всего из-за того, что из непосредственных участников происшествия никого в живых не осталось — экипаж парохода погиб, не было и объекта для исследования — пароход практически разорвало на части и разбросало по окрестным сопкам и дну бухты.
Версии взрыва
С момента взрыва прошло уже 60 лет и за это время было выдвинуто несколько версий произошедших событий на пароходе "Генерал Ватутин", которые привели к таким катастрофическим последствиям.
Версия первая — диверсия
Журналист Михаил Избенко, который плавал на пароходе "Генерал Ватутин" машинным практикантом и перед отходом судна с грузом взрывчатки из порта Ванино в Магадан в начале декабря 1947 года списался для продолжения учебы, в своей повести "Навстречу гибели" (газета "Дальневосточный моряк", 20 января 1993 года) рассказывал: "После взрыва в Нагаево зэки в Ванино бахвалились — это мы отправили с "Генералом Ватутиным" свой подарочек чекистам к их празднику 20 декабря. Мы хотели всю Колыму взорвать!".
После войны в лагерях сидело очень много власовцев, которые были знакомы с тем, как делать всевозможные взрывные устройства. Вполне возможно, что произошедшее и было такой диверсией. Тем более что по документам в первые дни взрывчатку на "Ватутин" грузили бригады заключенных без специальной охраны.
Есть и еще одно свидетельство в пользу этой версии. Из рассказа Натальи Николаевны Трушковой, бывшей магаданки: "Мы, магаданцы, видели в этих взрывах не случайность, а злой умысел. В ту зиму 47-го года была еще одна попытка диверсии. Но ее удалось предотвратить. Пришел пароход с крупой, просто насыпанной в один из трюмов. Начали разгружать и вдруг обнаружили провода. Немедленно пароход отвели в открытое море. Следом за ним на катере понеслись саперы. Но на этот раз все закончилось благополучно. Успели разминировать".
Версия вторая — атомный блеф
Есть и еще одна версия. В погоне за американцами, взрыв был спланирован "наверху", дабы создать иллюзию о наличии у нашей державы ядерного оружия. Маловероятно, но версия такая имеется.
Версия третья — отогрев водопровода
В архивах сохранилось несколько любопытных показаний, которые дали работники Ванинского порта.
По приходу в Ванино в самом начале декабря капитан "Генерала Ватутина" подал заявку на 150 тонн пресной воды. Заявку удовлетворили. Через два дня с парохода передали еще одну просьбу — на 170 тонн воды дополнительно. В форпик судна было принято 70 тонн, но в зимних условиях создалась опасная ситуация — вода могла замерзнуть. В итоге так и случилось.
Из показаний товарища Рекубратского: "7 или 8 декабря сего года, находясь в каюте второго помощника капитана парохода "Генерал Ватутин", я был случайным свидетелем крупного разговора с выкриками неизвестных мне лиц, которые находились в соседней каюте. В каюту, где находился я, зашел второй помощник капитана и сказал: "Ругаются механик и старпом с капитаном. Капитан распорядился дать воду в форпик, а теперь вода замерзла, надо отогревать. Механик нашего судна — итальянец, плавает лет двадцать пять, знает и плавал на иностранных суднах, а капитан настоял на своем, вообще с капитаном не ладят… Как администрация судна решила с отогреванием водопровода мне не известно, так как я вскорости ушел…".
Из показаний рядового бойца инспекции военно-пожарной охраны Ивана Соловьева: "8 декабря 1947 года я стоял на посту на пароходе "Генерал Ватутин" при погрузке взрывчатых веществ. В это время подходит человек из команды "Генерала Ватутина" к лейтенанту товарищу Панихину и спрашивает у него — можно ли пустить пар для прогрева замерзшей воды у носовой части парохода. Панихин сказал, что можно.
Я, услышав этот разговор, категорически стал возражать, как представитель пожарной охраны. В это время представитель из команды парохода ушел, а мы с Панихиным продолжали спорить. Я говорил, что загорание может произойти при температуре в 100 градусов, а Панихин говорил, что загорание может произойти только при температуре в 250 градусов. Я настоял на своем и категорически запретил пускать пар по замерзшим трубам, на которых лежали взрывчатые вещества.
Затем пришла моя смена, и я ушел. Если же команда всё-таки решилась на оттаивание замёрзшей воды паром и придя в Нагаево сделала это еще раз, то велика вероятность того, что пожар возник именно из-за этой процедуры".
Так что же случилось на пароходе "Генерал Ватутин"?
Все версии, выдвинутые выше, по ряду причин являются не состоятельными.
Если говорить о возможной диверсии, устроенной заключенными, то стоит обратить внимание на то когда происходила погрузка ВВ с участием заключенных, и когда произошел взрыв. Точное время прибытия парохода в бухту Нагаева не знал и капитан парохода, находясь во Владивостоке. Так что знать временной интервал для установки времени срабатывания взрывателя никто знать не мог. Да и вряд ли у заключенных мог оказаться взрыватель замедленного действия, способный сработать минимум через 9 дней после взвода.
По поводу атомного блефа, тут тоже маловероятно… Смысл уничтожать главные ворота своего золотого запаса, снижать добычу золота — главного богатства Дальстроя? Если нужно было провести такую операцию, то для этого можно было найти другое место, где последствия взрыва не были бы столь катастрофическими.
Если говорить о возможности возникновения пожара трюме при попытке отогреть воду, то и эта версия вызывает сомнения. Если брать в расчёт попытку отогревания воды в Находке, то это происходило 8 декабря, а взрыв произошел, как известно, через 11 дней. Мало вероятно чтобы в трюме могло что-то незаметно тлеть 10-11 дней. Если предположить, что капитан парохода "Генерал Ватутин" Куницкий С.В. отдал приказ о проведении такой операции непосредственно перед постановкой парохода к причалам, то в этом не было смысла, это можно было сделать в другое время. Ещё большие сомнения вызывает возможность возникновения в промороженном трюме пожара от пара, отогревающего трубы, температурой 100-140 градусов.
Эта версия рассматривалась комиссией, хочу привести фрагмент из воспоминаний Ивана Александровича Серова, одного из руководителей НКВД-МВД СССР в 1941–1953 годах, входившего в состав московской комиссии по расследованию трагедии: "Теперь причины взрыва. Позвали единственного моряка (единственный уцелевший матрос из экипажа парохода "Генерал Ватутин", находившийся в момент взрыва на берегу). Он довольно невнятно рассказал, что некоторые отсеки корабля заполнены балластом — водой для устойчивости корабля. При низкой температуре вода в отсеках замерзает, поэтому ее прогревают паром. Высказано предположение, что от этого вспыхнула взрывчатка.
Мы тщательно взвесили это, и решили проверить практически на взрывчатке. За городом устроили эксперимент, но никакого взрыва не получилось, хотя вода не только кипела, но и превратилась в пар…".
Самая правдоподобная версия о возникновении пожара, а потом и взрыва, в трюмах парохода "Генерал Ватутин" — взрыв от детонации ВВ при ударе носовой части судна о льдину, что подтверждается показаниями свидетелей.
После удара о кромку льда носовой частью судна, происходит прогиб борта, который в свою очередь, с большой силой ударил по сложенным мешкам (ящикам) со взрывчаткой, в результате механического воздействия произошел ее разогрев до температуры вспышки и начался пожар.
В трюмах парохода "Генерал Ватутин" находились взрывчатые вещества — тротил (тол), аммонит и аммиачной селитрой (динафталит).
Наибольшую опасность представлял тротил (тол) с температурой вспышки 290-310°, у аммонита, к примеру, 330-336°. Горение тротила обычно не переходит в детонацию, однако если оно протекает в замкнутом сосуде с прочными стенками или в больших массах тротила, то возможна детонация.
Судя по показаниям свидетеле которые утверждали, что сразу после удара пошел черный дым, первым загорелся тол, именно он при горении выделяет много копоти, в процессе горения часть тола (тринитротолуола) взорвалась, вызвав срыв части обшивки левого борта, усиление пожара, который вызвал повышение температуры, и возгорание аммонита (динафталит — малогорючее соединение) при горении которого стал выделяться кислород, в результате чего пожар еще более усилился, это подтверждается показаниями матроса с парохода "КИМ" Ивана Насонова: "Пожар на корабле усилился, через несколько минут из 1 трюма вырвалась огненная струя, которая достигла примерно 40 метров в высоту…".
В результате горения большой массы взрывчатых веществ, и повышения давления газов произошел второй, мощный взрыв…
Оценка ущерба от катастрофы
В нашем распоряжении имелась часть отчетов комиссии по взрывам в бухте Нагаева, вывод сделан исходя из этих документов. Не стану утверждать, что это далеко не окончательные цифры, но они хотя бы позволяют преблизительно оценить масштабы декабрьской катастрофы.
Описание ущерба | Ед. изм. (рубли) |
Пароход "Генерал Ватутин" с учетом груза | 55108182 |
Пароход "Выборг" с грузом | 19379531 |
Грузы других судов | 2265510 |
Ремонт пострадавших судов | 381963 |
Морпорт (с учетом амортизации и износа) | 5487000 |
Авиамастерские | 153947 |
Энергетики | 35000 |
За сгоревшие материально-технические ценности по Магадану, рыбзаводам №39 и №40 | 3876710 |
Оплата по листам нетрудоспособности | 200000 |
Итого | 86887843 |
По имеющимся материалам ущерб в результате взрыва составил порядка 87 миллионов рублей (из цен на 1947 год) и это далеко не окончательная цифра.
По заключению комиссии под руководством Серова, которая работала в Магадане с с 23 декабря 1947 по 13 января 1948 года общий убыток от катастрофы составил 116 млн руб., не считая стоимости пароходов.
В последствии печальный опыт этой трагедии будет учтён — все работы со взрывчатыми веществами после 1947 года будут перенесены в бухту Весёлая, где будет оборудован пирс и построена база для хранения, обработки и транспортировки взрывчатых веществ.
Судьба пароходов "Генерал Ватутин" и "Выборг"
Руслан Кауцман долгое время занимался установлением конечной точки в судьбе взорвавшихся пароходов.
Пароход "Генерал Ватутин"
Из материалов комиссии: "Через четыре дня после катастрофы военные водолазы обследовали дно бухты в том месте, где погиб "Генерал Ватутин". В результате взрыва на дне образовался котлован длиной до 100 метров, шириной 40 метров и глубиной 7 метров. В котловане обнаружены отдельные части парохода, разбросанные на площади до 150 метров.".
Руслан вместе со своими товарищами погружался в предполагаемом месте гибели парохода "Генерал Ватутин" и рассказал, что ни "Генерала Ватутина" целиком, ни его кормы и тем более носа на месте его гибели обнаружено не было. Скорее всего чудовищной силы взрыв уничтожил пароход полностью, оставив только многочисленные осколки разной величины.
Осколки, большие и мелкие фрагменты от парохода можно и сейчас найти на сопке за морпортом, сопка в результате взрыва была буквально нашпигована ими.
Пароход "Выборг"
Если с пароходом "Генерал Ватутин" после взрыва у руководства Дальстроя и морского торгового порта никаких проблем в дальнейшем возникнуть не могло (не считая убытков), то затонувший практически целиком пароход "Выборг" мог доставить много хлопот в дальнейшем. Пароход затонул в 500-600 метрах от пирса и в дальнейшем мог представлять угрозу швартующимся у причалов порта судов. А так как пароход затонул практически целиком, за исключением разворочанного взрывом 1 трюма, то в его трюмах оставался так необходимый для Колымы груз…
После долгих поисков местоположение парохода "Выборг" и его идентификация были произведены командой Руслана Кауцмана в 2007 году. Стоит отметить, что пароход спустя столько лет был найден на расстоянии более 2 километров от места затопления от взрыва.
Можно предположить, что была проведена спасательная операция, затонувший пароход "Выборг" был поднят со дна, отбуксирован на мелководье в бухте Нагаева и из его трюмов была извлечена большая часть уцелевших грузов. Об этом косвенно подтверждают воспоминания старожилов города. Из рассказа Валерия Попова: "Об этой трагедии говорили очень мало. Но даже мы, дети, знали об этом. У некоторых ребят были велосипеды "утопленники", попавшие вместе с другими грузами в морскую воду. В Магадан наша семья прибыла осенью 1953 года на пароходе "Чукотка". В порту следов катастрофы уже не было…".
Могу предположить, что пароход не был вытащен на берег бухты, доведен только для мелководья из-за того, что спасательная операция производилась скорее всего зимой 1948 года и вытащить пароход ещё ближе к берегу не позволил бы лёд.
К сожалению никакой информации о данной операции, об её проведении, участниках, сроках — ничего неизвестно…
Жертвы катастрофы
Официальные данные о числе погибших после взрывов на пароходах "Генерал Ватутин" и "Выборг" разнятся. В одних источниках указана цифра 90, в других 97. По подсчетам Руслана Кауцмана и Анастасии Якубек жертвами после сверки судовых ролей экипажей пароходов озвучена цифра в 111 человек.
Погибшие на пароходе "Генерал Ватутин"
В результате взрыва погиб практически весь экипаж парохода "Генерал Ватутин" — 42 человека, за исключением матроса, который в момент взрыва находился на берегу.
Плюс пассажиры. По данным контрольно-пропускного пункта порта Ванино, на борт судна было посажено 6 спецпоселенцев. Двое из них были с женами. В качестве сопровождающего грузы на пароходе находился заместитель начальника спец. базы младший лейтенант Валентин Коробицын. Еще пять пассажиров были взяты на борт капитаном Куницким, и их данных в Управлении перевалбазы не имелось. Фамилии этих людей до сих пор точно не известны.
В 47-м году до прихода "Генерала Ватутина" в Ванино на пароходе проходили практику 10 курсантов Владивостокского мореходного училища. В Ванино стажеров с судна сняли. Один из них, Михаил Избенко, позже писал: "Во время всей нашей практики на судне находилась миловидная женщина с девочкой-дошкольницей. Рядом с ними — чернявый майор в погонах НКВД и Золотой Звездой героя Советского союза. Его и женщину с девочкой мы принимали за семью, которая или возвращалась из отпуска, или же следовала к месту новой службы майора, возможно, на ту же Колыму. Поскольку в Ванино они с парохода не сошли".
Но вот что вспоминает бывший старший помощник капитана парохода "Советская Латвия", Павел Чигорь, хороший друг капитана парохода "Генерал Ватутин": "Капитану Куницкому, который в послевоенные годы работал в Балтийском морском пароходстве, предложили работать на Дальнем Востоке. Он дал согласие, при условии, что будет обеспечен во Владивостоке квартирой. Поверив авторитетному обещанию, Сергей Васильевич вызвал свою семью из Ленинграда во Владивосток.
Однако пароходство своё слово не сдержало, и бесквартирный капитан был вынужден приютить своих близких на пароходе, а затем и забрать их в роковой колымский рейс. Так что те, гуляющие по судну женщина с девочкой были семьей капитана корабля Сергея Куницкого. Кроме того, в каюте должен был находиться его шестимесячный сын. Так что вместе с экипажем "Генерала Ватутина" 19 декабря 1947 года погибла вся семья капитана судна".
Погибшие на пароходе "Выборг"
На пароходе "Выборг" погибло 13 человек. в том числе и капитан Петр Плотников. Он, как и положено капитану, да последней секунды оставался на тонущем судне. Остальных удалось спасти, с тяжелыми обморожениями и травмами их доставили в городскую больницу.
Погибшие и раненые на других судах
На других судах тоже были погибшие. "Советская Латвия" потеряла 4 моряков, один из погибших во время взрыва — Мурашко Адам Викентьевич. На пароходе "Минск" погибло трое членов экипажа, "Совнефть" потеряла двоих. В общей сложности на пароходах, стоящих у причалов было ранено 79 человек.
Погибшие и раненые во время взрывов и ликвидации их последствий
Среди работников Нагаевского торгового порта, пожарной охраны и вохровцев так же были убитые и раненые.
Во время взрыва пароходов "Генерал Ватутин" и "Выборг" и тушении пожаров, последовавших после взрывов пострадали и японские военнопленные.
И.о. начальника Санитарного управления Дальстроя А.Н. Свердлова в своем отчете сообщала: "Во время происшествия в бухте Нагаева из числа работающих военнопленных японцев пострадали 51 чел., из которых тяжелую травму имеют 6 человек, средней тяжести -15 чел. и легкие травмы — 30 чел. Из общего состава пострадавших военнопленных госпитализировано 17 чел. К числу тяжелых травм из 6 относятся: 4 чел. с переломом конечностей и 2 чел. с травмами черепа. Помимо раненых, два японца убито, трупы их доставлены в морг Магаданской больницы".
Имена погибших: 39-летний ефрейтор Хасаяка Кисаси и 27-летний старший солдат Имаи Кадзуеси. Их похороны состоялись вечером 25 декабря 1947 г. на старом магаданском кладбище.
Оказание помощи пострадавшим
Руководству Дальстроя пришлось организовывать дополнительные больничные койки в городской больнице, Доме пионеров, первой и второй поликлиниках, санчасти ВОХР, военном госпитале. Но и этих мер оказалось недостаточно и раненых на госпитализацию отправляли и в Центральную больницу для заключенных.
К вечеру через все лечебные учреждения прошло, по магаданским меркам того времени, огромное количество человек — 535. 213 было госпитализировано, из них 57 человек с тяжелейшими повреждениями — ожоги, обморожения, рваные раны и открытые переломы.
В первые сутки в больнице и госпитале было сделано 15 сложнейших операций. Пострадавшим ампутировали конечности, производили трепанацию черепа и делали переливание крови. 19 декабря в городской больнице умерло 25 человек. В последующие три дня скончались ещё пятеро и из порта доставили ещё три трупа. Таким образом, по официальным данным в морге городской больнице находилось 33 трупа.
Где похоронены жертвы катастрофы?
Разрушенный памятник на старом кладбище. Магадан. 2017 год. Фото: kolymastory.ru
Старое магаданское кладбище, где хоронили людей со дня основания города до начала 60-х годов, сегодня находится в ужасном состоянии. Надгробья разрушены, таблички отбиты.
Есть несколько могил с цепями и якорями, но это точно не могилы моряков, погибших в декабре 1947 года.
Памятник на братской могиле экипажа сейнера на старом кладбище. Магадан. 2017 год. Фото: kolymastory.ru
Но в официальной книге учёта ни 25 декабря, ни до этой даты, ни после, ни один из установленных погибших в списках не значился. По всей вероятности, погребение проходило в строжайшей секретности, так что точное место захоронения жертв катастрофы — ещё одна загадка нашего времени.
По материалам статьи Руслана Кауцмана и Анастасии Якубек.
Наша признательность и благодарность за помощь и предоставленные материалы:
- Руслану Кауцману, водолазу, председателю клуба "Артефакт".
- Анастасии Якубек — шеф-редактору спецпроектов ТВ ГТРК г.Магадан.
- Михайлову Алексею Владимировичу — общественному научному консультанту музея ДВМП г. Владивосток.
- Магаданскому областному государственному архиву Г.А.М.О.
- Магаданскому областному краеведческому музею.
- Широкову Анатолию Ивановичу — доктору исторических наук, за помощь предоставлении документов из Московского государственного архива.