Иван Голубовский: Хочешь грант – езжай в село, или делай за свои

Почему КФХ отказывают в поддержке, можно ли заработать на салате и что делать, когда опускаются руки – "КФХ и Батя" в Магадане
Иван Голубовский. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia

Четверо парней из Магадана решили открыть свой бизнес. Идейный вдохновитель – Анатолий предложил в качестве стартапа выращивать зелень (салат, петрушку, укроп и все в этом роде). "Все, что есть на прилавках, – китайское, а это – химия. Надо делать качественный продукт", – говорил он. "Резонно", – думали они. Нашли деньги, вложились в дело, взяли в руки семена и… выяснили, что о технологии никто ничего толком не знает. Погуглили, засадили первую партию в качестве эксперимента – спустя несколько дней комнатная плантация позеленела, "заколосилась". Сейчас, спустя год, крестьянско-фермерское хозяйство производит в неделю по 26 кг салата, 3 – рукколы и планирует серьезно расширяться. Как удалось "вырастить" из идеи бизнес, и реально ли заработать на салате, MagadanMedia узнало у одного из учредителей "КФХ и Батя" Ивана Голубовского.

КФХ и Батя

КФХ и Батя. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia

– Нас четверо, и все немного "того": творческие или спортсмены. Но с сельским хозяйством никто из нас связан никогда не был.

Так вот, приходит однажды Толик и говорит: "ребята, у нас зелень в городе – гадость, химия, Китай. Давайте откроем гидропонное производство. Технологию знаю, все вам расскажу. С меня – знания, с вас – ресурсы. Денег нет, я художник".

Мы подумали, что это неплохая идея, посчитали все, нашли деньги и пошли регистрировать бизнес.

– Сколько вложили?

– Помещение у нас было, а на оборудование, ремонт и материалы потратили втроем около 2 млн рублей. Это собственные деньги.

Когда мы все отремонтировали, спаяли установки, зарегистрировали КФХ и заказали сырье, выяснилось, что технологи из нас так себе.

Поначалу-то Толик пытался выращивать, но его первый салат был крошечного размера, хотя и рос 1,5 месяца. А он, вообще, 40 дней на гидропонике растет.

Технолог Анатолий

Технолог Анатолий. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia

– Как вышли из ситуации?

– Изначально, когда мы рассчитали все, выходило замечательно по цифрам, а потом, по факту, когда у тебя нет технолога, думаешь – да как это вообще все выращивать?

Я в жизни с этими семечками не сталкивался, видел только, как бабуля на огороде что-то делала. А тут приходится все самому изучать. У меня двойка по химии была, что вы вообще хотите от меня?

Но все получилось в итоге.

Суть гидропоники в чем? Отсутствует посредник – земля, торф – напрямую растение питается всеми полезными веществами и растет быстрее за счет этого. У нас зимой-то мало что вырастишь. Особенно, если тепличное хозяйство. Не работает оно зимой – солнца нет. Поэтому, приходится выращивать в помещении все.

КФХ и Батя

КФХ и Батя. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia

Мы начали эксперимент, пробовали выращивать почти все – укроп, петрушку, салат, рукколу, базилик. Все замечательно растет, все отлично, вкусно, бомба, но так как площадь у нас небольшая, то всего и понемногу выращивать невыгодно. Поэтому, когда наладили технологию, оставили только салат и рукколу.

Сейчас мы понимаем, что это не детский проект, а серьезное производство, долгосрочное и оно требует больших вложений. Конечно, прибыль у нас есть, но она незначительная, нам нужно делать упор на расширение. Возможно, реальные деньги мы начнем получать только лет через 5.

– Изначально вы рассчитывали немного подзаработать, но уже в процессе поняли, что это занятие не очень прибыльное?

– Оно прибыльное, но в перспективе, пока мы только вкладываем. Здесь важны объемы. Грубо говоря, если выращиваешь один салат, а нужно еще работнику заплатить и покрыть расходы за отопление, воду, электричество, то он по стоимости и выйдет в ту сумму, которую ты вложил в его производство. А если вырастишь, к примеру, 100 штук, то это уже другие цифры – цена сразу снижается.

КФХ и Батя

КФХ и Батя. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia

Чем больше площадь, тем лучше. Один человек может обслуживать примерно 20 установок, а у нас их четыре.

Если увеличить объемы, можно уже говорить о снижении среднерыночной цены на этот продукт в городе.

– За счет каких средств вы планируете расширяться?

– Мы регистрировали КФХ с надеждой на поддержку в виде субсидий и грантов, как сельхозпроизводители, но на деле все оказалось не так просто. У нас тут такие "пляски с бубном" были. Пришли мы открывать КФХ, говорим: "здрасти, хотим открыть КФХ, не ИП – КФХ". "Хорошо, без проблем, мы вам все откроем".

Открывают нам ИП, получаю документы, ну, думаю, я никогда не открывал КФХ в своей жизни, наверное, так и должно быть. Пошли по всем инстанциям, оказалось, в налоговой ошиблись. Потом, конечно, исправили, только ФСС, ПФР уже успели все деньги на счете, где их толком и не было, списать. Сейчас у нас форма организации, наконец, КФХ.

Это удобнее, так как КФХ может рассчитывать на большее число видов поддержки. Плюс к этому у крестьянско-фермерских хозяйств более выгодная система налогообложения.

Если ты ИП, то скорее всего, выбираешь "упрощенку" 6%, или 15% — доходы минус расходы, а "кфхашник" может выбрать ЕСХН 6% – доходы минус расходы. То есть, так ты платишь с 15%, а тут 6%. Вполне себе гуманная система.

Только наши ожидания насчет льгот и грантов не оправдались, когда мы обратились в Минсельхоз, нам отказали.

– Почему вам отказали в поддержке?

– Мы обратились в региональный Минсельхоз за информацией, могут ли они нас поддержать финансово как сельхозпроизводителей. Выяснилось, что они не могут нам дать никаких грантов, потому что у нас не тепличное хозяйство, и мы этим в черте города занимаемся. Говорят, "езжайте на село и там этим занимайтесь". Да, и производство у нас "искусственное", все под лампами, а значит, "ненатуральное". В таком ключе ответили.

Спорить мы не стали, этот вопрос сейчас решается через другие инстанции, но за качество продукции мы отвечаем.

КФХ и Батя

КФХ и Батя. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia

Мы покупали несколько салатов, привезенных из Китая, и сдавали на экспертизу. Также и свои образцы отправили в лабораторию.

Анализ показал, что содержание нитратов в покупных привезенных салатах около 3000, при норме в 2000. У нас – 92.

И на витамины сдавали, все результаты подтверждены сертификатами.

– Как покупатели относятся к продукции? Не пугаются "салатов из пробирки"?

– Наоборот, поддерживают. Основной спрос на рукколу, но ее не выгодно выращивать. В чистом виде дорогая выходит, выгоднее в салатных миксах продавать. Сейчас мы производим 26 кг в неделю салата и 3 кг – рукколы. Чем больше мы расширимся, тем больше продукции сможем выращивать. Нам стоит уже начать заниматься и укропом, и петрушкой, и базиликом, и мятой.

КФХ и Батя

КФХ и Батя. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia

– Где продаете?

– Супермаркет "Лето" и Ярмарка выходного дня. С несколькими ресторанами работаем. Планируем наладить сотрудничество и с другими торговыми сетями. У нас пока объем небольшой, нужно развернуться, чтобы наших поставок хватало.

– Как попасть на ярмарку и начать торговлю?

– Нужно прийти в Комитет хозсубъектов, подать документы, получить разрешение и номер места. Платить за это ничего не нужно.

Когда попали на ярмарку, были удивлены, как мало у нас честных продавцов. Не буду говорить кто, и какое было место, но мы стали свидетелями, как берут китайские огурцы, снимают бирки с иероглифами и выдают за местные.

Потом подходят покупатели:

— Огурцы чьи?

— Солнечный.

— Солнечный…Ну ладно, взвесь пару килограмм.

Вот так вот делают бизнес, и как ты что докажешь. Тех, кто производит свой продукт по-честному, на ярмарке мало.

Ярмарка

Ярмарка. Фото: КФХ и Батя

– Кто у вас работает?

– Это не такая работа, где нужно проводить по 8 часов в день, не нужно стоять над зеленью часами – везде автоматика. Компьютер сам замеряет кислоты, добавляет удобрения, мы делаем только некоторые замеры, срезаем и упаковываем продукцию. Высадкой семян и сборкой кульков для зелени у нас занимаются два сотрудника. Оба инвалиды. Работа не сложная и занимает совсем немного времени, поэтому, для них это хорошая возможность заниматься делом и получать дополнительный доход.

– Упаковку заказываете?

– Когда вбиваешь в интернете слово "крафт" цена на бумагу растет во много раз. Крафтовая бумага – 2 рубля за штуку – это дорого. Пришли в Магаданскую типографию, там эта упаковочная бумага оказалась самой дешевой. Мы просто взяли пачку и печатаем на ней наш логотип.

Это первый случай, когда в Магадане дешевле, чем в интернете.

КФХ и Батя

КФХ и Батя. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia

– Хоть какие-то деньги бизнес приносит?

– Хватает на то, чтобы потихоньку дальше развиваться. Приходится вкладывать из других сфер деятельности. Чтобы получать ощутимый доход, долго придется ждать. По моим прогнозам, окупится лет через 5. Скорость развития зависит напрямую от финансирования. Планируем расширяться в три этапа: разместить больше установок в той теплице, которая уже есть, сделать ремонт в другом помещении и построить новое. Там мы сможем разместить в три раза больше установок, чем есть сейчас. У нас есть здание в 500 кв. метров, но мы хотим сделать его двухэтажным, чтобы выращивать там огурцы и помидоры в грунте под солнцем.

В перспективе, если вложить в бизнес 50-60 млн, то у нас будет 1,5-2 тонны зелени и 3 тонны огурцов-помидоров в неделю.

Все к строительству готово, но хотелось бы уже не из своих средств это делать, а из бюджетных. Только таким путем получится сделать масштабный проект. Все вполне достижимо.

— Бывали моменты, когда хотелось все бросить?

— Столько раз тут уже депрессии были. Наступает момент, когда понимаешь: "да зачем вообще это нужно все?! Я мог бы заниматься каким-то другим делом, которое, возможно, приносило бы уже сейчас больше денег". Такое настроение плавно переходит к Стасу, потом к Богдану. По кругу. Толик сейчас переехал в другой город, поэтому делим на троих. Поддерживаем друг друга.

КФХ и Батя

КФХ и Батя. Фото: Вероника Рыбальченко, MagadanMedia

Да, мы могли бы заняться чем-то другим, что приносило бы нам прибыль. Но вопрос: была бы от этого дела прибыль в будущем. Сейчас многие компании закрываются. Все, что можно купить в интернете, покупают в интернете. Продукты заказывать в интернете – не очень удобно. Мыслим на перспективу.

– Почему "Батя"?

– Это отец одного из наших товарищей. Такой мужик, который не требует ничего, а просто помогает. "Я вам то-то подогнал, я вам то-то сделал". Очень нас поддержал на всех этапах. В честь него назвали.

Но, на самом деле, просто смотрели ролик с Русиком Гительманом, где он с батей курит вейп. И решили назвать "КФХ и Батя", просто посмеялись. Так и осталось.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia