13 февраля 2019 года для учащихся 9 классов общеобразовательных организаций Магаданской области пройдет итоговое собеседование по русскому языку. Как подготовиться к этому событию, рассказали MagadanMedia в министерстве образования региона.
Девятиклассников ждет 4 задания:
1. Чтение вслух. Ученик должен прочитать небольшой, на 150-200 слов, текст. Проверяющий будет оценивать правильность интонирования знаков препинания и выразительность чтения. На подготовку отводится две минуты.
2. Пересказ. Здесь ученику предложат короткий, на один абзац, текст и дополнение к нему ˗ высказывание, которое надо будет органично включить в пересказ. Подготовка ˗ одна минута.
3. Монолог. Можно выбрать один из вариантов: описать картинку, рассказать о личном опыте или высказать мнение о проблеме. К каждой теме прилагаются опорные вопросы. На подготовку отводится минута, а сам монолог должен занять не более трёх минут.
4. Диалог с экзаменатором. Детям предстоит дать развёрнутые ответы на три вопроса ˗ по теме монолога. На это отводится три минуты.
Максимальное число баллов за итоговое собеседование по русскому языку в 9-м классе составляет 14. Их начисляют за правильное интонирование знаков препинания, адекватный темп и грамотность речи, отсутствие грамматических, орфоэпических и речевых ошибок, цельность и логичность высказывания.
Итоговая оценка за экзамен ˗ "зачёт" или "незачёт". Чтобы пройти собеседование и получить допуск к ОГЭ, девятикласснику необходимо набрать не менее 10 баллов.
Что нужно учесть при подготовке к собеседованию:
При чтении вслух ученику мало быть выразительным и правильно передавать вопросительные и восклицательные интонации. В тексте могут встретиться числительные, которые нужно уметь правильно склонять. Или сложные с точки зрения постановки ударения слова.
Подсказка: ежедневно читайте вслух небольшие отрывки из описаний жизни великих людей ˗ полководцев, учёных, изобретателей и др. Именно такие тексты предлагают ученикам на собеседовании. Держите средний темп ˗ примерно 120 слов в минуту. Все слова со сложным ударением, которые могут встретиться на собеседовании, есть в словнике ФИПИ для 11-го класса.
При пересказе задача ученика ˗ сохранить все основные мысли (микротемы) текста и органично встроить в него дополнительное высказывание. Обычно это мнение известного человека о главном герое текста.
Подсказка: тренируйтесь находить основную мысль дополнительного высказывания и понимать, в какую часть основного текста лучше его включить. Цитату можно привести в виде прямой или косвенной речи или использовать вводные слова: "по мнению такого-то", "как говорил такой-то".
Монолог по выбранной картинке ˗ это высказывание по теме, заданной на карточке, а не просто описание изображения. Не нужно перечислять: яркое солнце, железный забор, высокий дом.
Подсказка: вопросы на карточке ˗ готовый план выступления. Помните о теме. Если на карточке задана тема "Увлечение" и вы описываете мужчину с удочкой у пруда, исходите из того, что его увлечение ˗ рыбалка.
Диалог связан с темой предыдущего монолога. Экзаменатор задаст три обязательных вопроса по теме, с которой ученик выступил в третьем задании. Но может предложить и дополнительные вопросы, чтобы помочь ученику выстроить нормальный диалог.
Подсказка: ответы должны быть развёрнутыми. "Да", "нет", "не знаю" ˗ это ответы, которые принесут 0 баллов. Чтобы сделать ответ развёрнутым, упомяните причину: я не смотрю телевизор, потому что… Не будьте слишком категоричными, смягчайте высказывания при помощи вводных слов: "мне кажется", "на мой взгляд".