Василий Образцов уже давно пишет о Колыме и Магадане, о событиях и людях, повлиявших на историю региона. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
История самого первого и крупнейшего производственного предприятия Магаданской области началась со времени организации государственного треста Дальстрой ОГПУ — НКВД СССР, образованного 13 ноября 1931 года, который был создан для освоения Северо-Востока СССР и добычи полезных ископаемых.
Несмотря на то, что завод ведёт свое летосчисление с 1937 года, когда был подписан приказ о выделении его из системы Управления автотранспорта (УАТ), в действительности предприятие начало работать гораздо раньше.
Решение о том, что механическим мастерским на Колыме быть, было принято за несколько дней до образования самого треста Дальстрой. В Постановлении ЦК ВКПб "О Колыме" от 11.11.1931 года. один из пунктов которого гласил: "…18. Обязать Колымский трест обеспечить оборудование 5 районных механических мастерских с одной центральной в мастерской на Среднекане и одной в Нагаево к апрелю 1932 года".
АРЕМЗ. 1934 год. Фото: https://www.kolymastory.ru/
1932 год
Создание и быстрый рост в Дальстрое широко механизированного горнопромышленного производства, развитие других многочисленных отраслей хозяйства потребовали впервые же годы организации на Колыме собственной механической базы. Такая база необходима была для изготовления нового оборудования, запасных частей, для производства капитальных ремонтов всевозможных узлов, механизмов и агрегатов. Эта работа развертывалась в двух направлениях: организация централизованных предприятий — заводов в Магадане и организация ремонтно-механических баз в горных управлениях и на автобазах.
Разгрузка тракторов "Коммунар" в бухте Нагаево. 30-е годы ХХ-го века. Фото: https://www.kolymastory.ru
Широкое применение тракторного и автомобильного транспорта, увеличение единиц техники также требовало организации ремонтных баз. Если в 1932 году на Колыме было 4 гусеничных трактора мощностью 60 л.с., 6 тракторов "Катерпиллер" мощностью в 30 л.с. и 10 автомобилей Форд, то уже в 1933 году Магаданская автобаза, которая находилась на территории мастерских, насчитывала 91 автомобиль марок АМО-Ф15 и ФОРД-6. Это и определило профиль первых Дальстроевских заводов — Авторемонтного и Завода № 2.
Приказом № 130 от 10 сентября 1932 года по Дирекции треста Дальстрой в качестве первоочередных промышленных объектов для 1 строительного участка были определены временные гаражи, столярная мастерская и литейка.
Приказ № 130 по Дирекции Треста Дальстрой от 10 сентября 1932 года. Фото: https://www.kolymastory.ru
Одним из первых работником литейного цеха был Г.П. Кузнецов-Морев. В своих воспоминаниях он рассказывает о том, что 19 июня 1932 года им было начато проектирование литейного цеха — изыскание места для его постройки, а затем и изготовления вагранки.
Начальником механических мастерских, приказом № 61 по дирекции от 13 июня 1932 года, был назначен Густав Оттович Лапин (в личном деле с 2 февраля 1932 года назначен на работу в качестве начальника мех. мастерских, путевка УРО № 1968).
Схема расположения строящихся зданий автобазы и мастерских в 1932 году.. Фото: https://www.kolymastory.ru
В сентябре-октябре 1932 года было начато строительство первого автотранспортного пункта — гаража № 1 Магаданской автобазы, пропускника и авторемонтных мастерских на берегу реки Магаданки.
Начальник Магаданского строительного района — первой строительной организации — Михаил Андреевич Заборонок рассказывал впоследствии: "…возле речки, где сейчас цехи механического завода, выбирали участок для авторемонтных мастерских. Забили колья и… потеряли это место. Два дня ходили по тайге, пока нашли его".
Схематическое расположение участков застройки Нагаево и Магадана. Фото: https://www.kolymastory.ru
Из воспоминаний Угрюмова И.Г.: "В районе настоящего нашего завода (МРМЗ) была практически нетронутая тайга, за исключением вырубленного строевого леса. Здесь мы заготавливали мох для строительства".
В последствии, эти автомобильные мастерские и стали основой для завода.
В УСВИТЛе были организованы курсы по подготовке водителей и автослесарей — кадры специалистов требовались как никогда, в связи с ожидаемым прибытием большого количества техники.
Особенностью начала строительства производственных мощностей стало привлечение в качестве рабочей силы заключенных Северо-Восточного исправительно-трудового лагеря ОГПУ и вольнонаемных работников Дальстроя.
В годовом отчете 1 стройрайона, в состав которого входили слесарно-механические мастерские, в 1932 году из оборудования были:
- 1 молот,
- 1 трактор,
- 5 токарных станков,
- другое оборудование.
В течение года в мастерских работало 75 человек.
1933 год
Из воспоминаний Угрюмова И.Г.: "В апреле 1933 года я уже со строящегося морского порта прибыл в район нашего завода, где были уже построены барак, столовая и строился клуб, стояли палатки. Этот небольшой посёлок назывался механический городок.
Велись подготовительные работы, шла расчистка площади от густого стланика и пней. Бульдозеров не было и все работы осуществлялись вручную.
Я работал экспедитором, перевозил на лошади продовольствие в столовую и промтоварную кладовую.
Как я упоминал об ударниках, они у нас проводились часто, особенно весной. Мы наводили чистоту и участвовали на вспомогательных работах, в неделю проводилось 2-3 ударника".
В июне 1933 года на базе прорабства стандартных домов организовано прорабство автобазы, в которое влилось прорабство механического городка.
Место для постройки автобазы установил УКДС (Управление капитального и дорожного строительства) и выбрано в районе ниже водо-насосной станции, вблизи от жилого района с учетом наиболее близкого расстояния к источникам энергии, воды, а также с учетом направления ветров и ориентировано по странам света и рельефа местности.
Основными объектами строительства Автобазы были гараж № 1 и № 2, механические мастерские, кузница, пропусник.
К моменту строительства автобазы выяснилось, что существующие кирпичные заводы № 1 и № 3 не в состоянии обеспечить строительство кирпичом. УКДС было решено недостающее количество кирпича заменить бетонными камнями размером 50х25х14 сантиметров типа Торонто. Для этой цели на территории строительства был построен временный бетонный завод для обеспечения потребности в бетонных камнях для строительства гаража № 1 и № 2 и литейной.
Из воспоминаний Угрюмова И.Г.: "В начале июня 1933 года начали копать котлован под электростанцию. Это был первый котлован настоящего Магадана, не считая столбов телефонной и электролинии. Теперь это часть ЦГО".
5 июня 1934 года на территории ремонтных мастерских было начато строительство Магаданской электростанции (МЭС) мощностью 672 кВт. Строительство её вели на месте первых зданий завода. Станция была построена и запущена в эксплуатацию за 5 месяцев, здание для неё стало самым первым каменным зданием в городе — строили её из кирпича, но с железобетонными каркасами, на каменном фундаменте и с бетонным полом.
На ней смонтировали три локомобиля стационарного типа производства Людиновскогоо завода, суммарной мощностью 672 кВт. и три генератора трехфазного тока. Общая стоимость строительства и монтажа станции и подстанций составила 729,9 тысяч рублей. Чтобы подвести энергию к потребителям, было построено 8,5 км наружной сети высокого напряжения и 21 км низкого. Штат электростанции состоял из 166 человек, в том числе 11 машинистов, 22 кочегара, 60 дроворубов и подносчиков дров, 15 линейных монтеров.
Строительство механических мастерских Управления Капитального и дорожного строительства (Капдорстрой), недалеко от речки Магаданки, началось 9 июля 1933 года. При производстве работ особенных отклонений от проектов не было, за исключением сокращения количества стропил, за счет увеличения пролетов между ними. Согласно новым расчетам, на этом было сэкономлено строительных бревен 13 штук. Здание построено из местного кирпича на каменном фундаменте с деревянным перекрытием. Объем 2987 куб. метров.
Такие же изменения были внесены при строительстве и здания кузницы. Кроме того, изначально проектом предусматривалось устройство отопления парового типа, но из-за отсутствия материала таковое заменено простыми печами. Строительство кузницы было начато 19 августа 1933 года. Здание кузницы построено из кирпича, на каменном фундаменте с деревянными перекрытиями. Общая кубатура 2288 куб. метров.
Строительство литейного цеха началось 19 августа 1933 года, были выполнены работы по кладке фундамента и возведения стен выше подоконников. Ввиду морозов кладка была прекращена в октябре и перенесена на следующий год. Степень готовности на январь 1934 года — 45%. Здание строилось из бетонных пустотелых камней, на каменном фундаменте, с железобетонными поясами. Общий объем цеха 4121 куб. метров.
Строительство этих объектов в 1933 году вела прораб Е.В. Клементьева.
15 декабря 1933 года Приказом по тресту № 389 "в связи с завершением в основном строительства Нагаевской базы, ввиду предстоящего развёртывания строительных работ в районе основного производства и в целях приближения Управления строительством к месту производства работ":
- Управление Капитального и дорожного строительства (Капдорстрой) расформировано,
- Нагаево-Магаданский строительный район (начальник С.К. Мурзаев) выделен в самостоятельное предприятие с непосредственным подчинением дирекции Дальстроя,
- строительство Нагаевского морского порта перешло в ведение Управления морского транспорта — Мортран,
- механические мастерские Капдорстроя (в составе механического, кузнечного, литейного и слесарно-жестяного цехов) переданы в ведение конторы Автотранспорта,
- функции изысканий, проектирования и капитального строительства переданы в Управление по добыче полезных ископаемых (УДПИ).
Таким образом, с 15 декабря 1933 года в ведение Автотранспортной конторы, организованной ранее в феврале 1933 года и имевшей самостоятельный баланс с подчинением непосредственно директору государственного треста "Дальстрой", передали из ведения Капдорстроя авторемонтные мастерские.
Магадан. Машина возле автомастерских. Декабрь 1933 года. Фото: https://www.kolymastory.ru
На территории автобазы находились авторемонтная мастерская, в так называемом старом гараже и механические мастерские. В состав мастерских входили:
- Слесарно-токарный цех.
- Кузница.
- Жестяная.
- Литейный.
- Модельный.
- Цех по постройке нефтяных баков.
Начальником авторемонтных и механических мастерских в 1933 году был Густав Оттович Лапин.
Рабочим завода — токарям, слесарям, фрезеровщикам, прежде чем стать к станку, пришлось своими руками собирать эти станки по гаражам и кустарным мастерским, перетаскивать их под одну крышу, которой, кстати, еще не было. И крышу, и стены, и все остальное приходилось делать на ходу, когда станки уже крутились, когда первые отремонтированные машины уже выходили из ворот авторемонтных мастерских. Ворот, между прочим, тоже не было.
На первых порах цеха завода представляли из себя наспех сколоченные из подручного материала сараи, в которых тарахтели собранные "с бору по сосенке" станки.
В литейном цехе был построен первый плавильный агрегат — тигель, затем была построена отражательная печь, но из-за отсутствия нефти она была сломана и построена вагранка.
Приказ № 214 по Государственному Тресту Дальстрой. Фото: https://www.kolymastory.ru
В приказе № 243 от 10 июля 1933 года, подписанном Берзиным, говорится о том, все модели, изготовленные в цехе, являются общетрестовской собственностью и подлежат хранению и учету только в модельном складе. Из этого можно сделать вывод, что уже в июле 1933 года литейный и модельный цеха уже работали и давали продукцию Дальстрою.
Перевод технологии от плавки металла в тигельной печи к ваграночному способу позволил перейти от нескольких десятков килограммов к тоннам выплавленного чугуна. Металлическим сырьём для печей служили металлолом и чугунный скрап, завозимые в Нагаево пароходами.
За 1933 год мастерскими было выпущено продукции на 1017,5 тыс. руб. В мастерских работало 102 человека.
На конец 1933 года в мастерских было следующее оборудование:
- 2 сверлильных станка,
- 2 токарных станка,
- 1 строгальный станок,
- 1 механическая пила,
- 2 трактора,
- 5 горнов кузнечных,
- 1 вагранка.
1934 год
На 1 января 1934 года готовность механических мастерских составляла около 97%. Оставались незаконченными укладка торцевого пола, штукатурки, побелочные и другие мелкие работы. Кузница была готова на 98%.
Вскоре производство переименовали в Главные ремонтные мастерские УАТа. Основную деятельность мастерских составляли: ремонт автомашин и отдельных агрегатов, изготовление новых частей и деталей.
Из воспоминаний Угрюмова И.Г.: "С весны 1934 года строились гаражи, автомеханические мастерские и ЦМК.
В августе 1934 года наша бригада перешла на строительство литейного цеха. Курсы мы уже закончили и наш бригадир передал бригаду мне, а его назначили комендантом механического городка.
На месте копра по разбивке шихты в 1934 году стояла круглая высокая палатка, в ней из небольшой вагранки (вертикальная топливная печь шахтного типа), служащей для переплавки чугуна, отливали мелкие детали. Из-за густых зарослей мы даже не заметили, когда она была построена".
К маю 1934 года вместо прежней слесарно-ремонтной мастерской — первенца промышленного Магадана — построены новые механические мастерские (начальник — Г.О. Лапин) со станочным, слесарным, кузнечным, котельным, жестяным, модельно-медницким и электросварочным цехами. В механических мастерских установлено тридцать два станка. Вместе с двумя гаражами мастерские составили основу будущего авторемонтного завода (АРЗа).
АРЕМЗ. 1934 год. Фото: https://www.kolymastory.ru
1 мая 1934 года Механические мастерские были официально введены в эксплуатацию.
В июне 1934 года директором мастерских назначен А.С. Лобович.
Учитывая энергичную и добросовестную работу коллектива станции по ее монтажу и рациональное сжигание топлива (вместо дров — древесная щепа и опилки), директор Дальстроя Э.П. Берзин 28 июля 1934 года объявил благодарность заведующему электростанцией А.С. Динцеру; 10 чел. были премированы желтыми полуботинками и 100 руб., 10 чел — двумя парами белья и 25 рублей каждому.
В 1934 году появились два новых гаража в Магадане. Автотранспортники обслуживали в то время отечественные и иностранные автомашины:
- 44 АМО;
- 77 "Фордов";
- 31 трактор "Коммунар";
- 13 "Катерпиллеров";
- 48; СТЗ;
- 21 гусеничный прицеп.
Не смотря на то, что преобладающее количество рабочих и инженерно-технических работников составляли в то время заключенные Северо-Восточного исправительно-трудового лагеря НКВД СССР и ссыльные, руководство Дальстроя старалось уделять внимание социальным нуждам своих работников.
В 1934 году в состав мастерских входили:
- Механический цех,
- Кузнечный цех,
- Авторемонтный цех,
- Тракторный цех,
- Литейно-модельный цех,
- Деревообделочный цех,
- Вулканизационный цех.
Во втором квартале 1934 года были введены в эксплуатацию механический и кузнечный цеха.
Вулканизационный цех. Фото: https://www.kolymastory.ru
В результате ремонта машин и отдельных агрегатов, изготовления новых частей к тракторам валовая продукция местного производства в 1934 года составила 3355,8 тыс.руб. в год при среднесуточном количестве рабочих и служащих 307 чел. Только литейный цех выдал в этом году 107600 кг чугуна и 4200 кг цветного литья.
1935 год
Основная горнодобывающая отрасль хозяйства края требовала обеспечения машинами и механизмами, материалами и рабочей силой. Без дороги и автотранспорта доставить необходимые грузы невозможно, и потому в Дальстрое это считалось первоочередной стратегической задачей, такой же важной, как и добыча металла — золота, ради которого начиналось промышленное освоение территории.
Руководство СССР, в свою очередь, понимало важность поставленных задач и старалось обеспечить Дальстрой необходимыми запчастями и материалами, что нашло отражение в Постановлении СНК СССР № 434-64с "О Дальстрое" от 16 марта 1935 года: "… б. Обеспечить металлом строительство ДС 1935 г. в Качуге железного непарового тоннажа общей грузоподъемностью на 1500 тонн в счет фондов ДС…13. НКТП выделить в марте — апреле 1935 г. на весь автомобильный и тракторный парк ДС запасные части, принадлежности и электрооборудование для автомашин и тракторов, исходя из нормальных комплектов на 100 машин по маркам: ЯГ-5ТН — 2 компл., АМО-3 — 3,5 компл., ЗИС-5 — 3 компл., ГАЗ-АА — 1,5 компл., ГАЗ-А — 0,5 компл. Обязать НКТяжпром в отношении особо дефицитных и быстроизнашивающихся деталей, не могущих быть изготовленными ДС на месте, полностью удовлетворить потребность последнего по представленным ДС спецификациям".
В январе 1935 года Управлению автотранспорта Дальстроя, созданному год назад, передали строительство АРЕМЗа (авторемонтного завода).
В целях дальнейшего улучшения работы автотранспорта руководство государственного треста "Дальстрой" предложило управлению стройконторы сосредоточить все ассигнования, материалы и рабочую силу на строительстве авторемонтного и литейного цехов, считая их наиболее важными объектами в начале 1935 года.
Особенность этого периода деятельности завода состояла в том, что в качестве рабочей силы использовались договорники Дальстроя и заключенные Севвостлага, но до 1935 года отдельного подлагпункта на заводе не было.
АРЕМЗ. 1935 год. Фото: https://www.kolymastory.ru
1 июля 1935 года организованный на базе авторемонтных мастерских авторемонтный завод (АРЕМЗ, впоследствии — АРЗ, ММЗ, МРМЗ) выделен как самостоятельное предприятие в системе Управления автотранспорта Дальстроя (УАТ).
Управляющим АРЕМЗа Н.П. Обухов. Фото: https://www.kolymastory.ru
Управляющим АРЕМЗа назначен Н.П. Обухов, который руководил заводом, сыгравший значительную роль в организации промышленного производства на территории современного Магадана. В 1935 году главным инженером АРЕМЗа был Мескатинов Акиндин Алексеевич.
В состав завода входили следующие цеха:
- Авторемонтный цех. Начальник цеха — Беклемишев Илларион Петрович,
- Электроцех. Начальник цеха — Ястреб Николай Сергеевич,
- Механический цех,
- Кузнечный цех,
- Литейный цех. Начальник цеха — Кузнецов-Морев Гавриил Павлович ,
- Кузовной цех,
- Вулканизационный цех,
- Тракторный цех. Начальник цеха — Галасов, затем Капралов Николай Павлович.
В это время на заводе выполняли капитальный ремонт всех типов автомашин, имеющихся в системе Дальстроя, капитальный ремонт тракторов, поковку и отливку деталей, изготовление и ремонт колесных и автотракторных прицепов, изготовление автотракторных деталей для капитального ремонта машин, изготовление несложного гаражного оборудования, ремонт станочного и гаражного оборудования, литье и поковку для промышленного и жилищного строительства УАТа.
Вулканизационная. Фото: https://www.kolymastory.ru
Организационные мероприятия, инженерный расчет, финансовые возможности позволили заводу освоить сложную номенклатуру запчастей, осуществить капремонт моторов автомобилей и тракторов.
За год капитально отремонтировано:
- АМО — 110,
- ЗИС — 65,
- ГАЗ — 9,
- ЧТЗ — 20.
Изготовлено :
- цистерн — 79,
- кузовов ЯГ — 3,
- кузовов АМО-ЗИС — 93,
- поршней АМО-ЗИС — 2470,
- колец поршневых — 6353,
Литейным цехом было выпущено чугуна — 177,541 т., цветного литья 12,845 т.
Всего валовой продукции произведено на 4982 тысячи рублей.
В объяснительной записке к годовому отчету АРЕМЗа за 1935 год было отмечено: "Необходимо констатировать, что из-за отсутствия каких бы то ни было планов, титульных списков и смет, контроля над расходованием средств в 1935 году не было, в силу этого все плановые графы не заполняются и дать анализ деятельности предприятия не представляется возможным. Фактов денежных растрат не было, хищение материалов, денатурата и политуры путем подделки документов были, на что составлялись акты и передавались в стол дознания при 12 отдельном лагерном пункте УААТ".
Машиностроение в этот период начало развиваться в небольших объемах на созданном в 1935 году АРЕМЗе, который был в то время единственным предприятием заводского типа. Производство обеспечивало изготовление несложных вспомогательных механизмов, емкостей, запасных частей необходимых для удовлетворения нужд зарождающейся горной промышленности и автотранспорта: вагонетки с опрокидывающимися кузовами, колеса к ручным тачкам, котлы, малогабаритные цистерны для перевозки бензина и другая продукция.
В числе первых работников литейного производства в 1933 — 1935 годах были Васильев В.Ф., Ермаков Б.В., Никитин А.И., Сварин П.Е., Гринченко Л.В., и Абатуров В.И..
1936 год
По мере строительства дорог и увеличения количества автотранспорта в Дальстрое, появлялась все большая потребность в увеличении мощностей предприятий, занимающихся ремонтом автомашин. В связи с этим АРЕМЗ из года в год расширялся пристройкой отдельных цехов, приобретением импортного и отечественного оборудования.
Моторный цех. Фото: https://www.kolymastory.ru
Таким образом, АРЕМЗ на 1 января 1936 года представлял собой не только довольно мощный авторемонтный завод, который занимался ремонтом автомашин и тракторов, но и был производством, на котором выпускалось до 700 видов различных деталей.
Продукция завода. Фото: Фото из архивов ГАМО
До 1936 года АРЕМЗ и Магаданская автобаза существовали на одной территории. В 1936 году Магаданская автобаза перемещается с территории занимаемой АРЕМЗом, на левый берег реки Магаданки. Начинается строительство новых гаражей автобазы № 4 (автобаза "АВТОТЭК") и жилого поселка автобазы ("Новые Гаражи").
АРЕМЗ. Новый цех. 1936 год. Фото: Э. Берзиной
19 января 1936 года директором АРЕМЗа назначен Гомберг Борис Борисович, 1894 года рождения. В этой должности он проработал по 21 сентября 1936 года.
20 января 1936 года на АРЕМЗе впервые на Колыме проведены стахановские сутки.
Из газеты Советская Колыма № 11 4 февраля 1936 года: "1 февраля 1936 года рабочие литейного цеха АРЕМЗа, начали стахановскую декаду. Литейщики, шишельники, формовщики обязались дать в стахановской декаде наибольший показатель выполнения производственной программы по заводу. За минимум выполнения взят 210%. Брак по литью обязались снизить до 4%. Для земледелки сделана новая землесеялка, вместо чугунных болоток-трамбовок, которые часто раскалывались, земледелы получили стальные кувалды.
В первую плавку Шаньгин и Демидов дали за смену 62 маслот. Обязались выполнить 50 при норме в 40 маслот за смену. Во второй плавке дали 71 маслоту (маслота — втулка чугунного литья, из которой впоследствии изготавливают поршневые кольца, шишельник — в литейном производстве — тот, кто подготавливает (набивает песком) форму для отливки какого-либо изделия). Взятое обязательство выполнили по норме на 170%, по обязательству 140%, в первый день стахановской декады формовщик Миронов выполнил норму на 233%, заработал 52 рубля; формовщик Щербаков выполнил норму на 190%, заработал 34 рубля. Шишельник Чиминов дал 230%, заработал 42 рубля. Шишельник Аверченко дал 230%, заработал 42 рубля. Шишельник Демидов — 222%, заработал 34 рубля. Во второй день стахановской декады формовщик Малеев выполнил норму на 227%, заработал 51 рубль, формовщик Щербаков 224%, заработал 26 рублей, формовщик Миронов — на 200%, заработал 45 рублей, шишельник Чиминов дал 230%, заработал 41 рубль, шишельник Аверченко — 403%, заработал 73 рубля, шишельник Демидов — 325%, заработал 42 рубля, шишельник Чухломин — 302%, заработал 37 рублей, каркасник Савников дал 217%, заработал 27 руб".
17 июля 1936 года издан приказ по Дальстрою об организации исследовательской станции по техническому нормированию металлообрабатывающих процессов.
На 26 июля 1936 года в технической библиотеке АРЕМЗа книжный фонд состоит из 3000 экземпляров книг.
В сентябре 1936 года на АРЕМЗе в механическом, кузовном, автосборочном, литейном и кузнечном цехах работает 1000 рабочих. Сданы в эксплуатацию построенные из местного кирпича два цеха АРЕМЗа.
Торец одного из цехов АРЕМЗа, построенного в 1936 году. В настоящее время (2017 год) на его месте находиться торговый центр "MAXI". Фото: https://www.kolymastory.ru
4 сентября 1936 года парткомиссия парторганизации государственного треста Дальстрой в ходе проверки партийных документов Гомберга Бориса Борисовича, 1894 года рождения, члена ВКПб с 31 октября 1931 г., управляющего АРЕМЗа исключила его за связь с неразоружившимся троцкистом, за притупление партийной бдительности, выразившееся в примиренческом отношении к антипартийным двурушническим разговорам…
В 1936 году начальником ремонтно-монтажного цеха был назначен Терпигорев Константин Иванович.
1937 год
6 января 1937 году в литейном цехе АРЕМЗа закончен монтаж новой отражательной печи для плавки цветных металлов. Произведена первая плавка.
27 мая 1937 года на пост Управляющего АРЕМЗа был назначен Шатский Зиновий Аркадьевич, 1899 года рождения, который сменил на этой должности Попова Петра Федоровича, ставшего Начальником Управления комендатуры. В должности управляющего АРЕМЗа Шатский З.А. проработал до 15 декабря 1937 года, был уволен и арестован.
Заметка из газеты "Советская Колыма" о переподчинении АРЕМЗа от 23 июня 1937 года. Фото: https://www.kolymastory.ru
Приказом № 168 по Государственному тресту "Дальстрой" от 15 июня 1937 года Магаданский авторемонтный завод выделен из Управления автотранспорта и стал самостоятельным предприятием, подчинённым непосредственно дирекции Дальстроя, в целях надлежащего обслуживания капитальным ремонтом всего автотранспортного парка Дальстроя.
17 июня 1937 года начальником Дальстроя Берзиным было утверждено специальное "Положение об авторемонтном заводе "АРЗ" Гостреста Дальстрой":
I. Общие положения.
1. Авторемонтный завод "АРЗ" состоит в непосредственном подчинении Дирекции Гостреста ДАЛЬСТРОЙ и действует на основании настоящего положения в пределах директив и плановых заданий Дирекции Гостреста Дальстрой.
2. Завод имеет право юридического лица…
3. Авто-Ремонтный завод (АРЗ) имеет своей задачей:
а) Производство капитального и восстановительного ремонтов автомашин отечественных марок, эксплуатируемых Гострестом ДС.
б) Производство авто-тракторных запасных частей для автохозяйств Гостреста ДС в пределах установленной номенклатуры, в соответствии с существующими стандартами и техническими условиями.
в) Производство новых механизмов, агрегатов, узлов и деталей как для нужд самого завода, так и для других предприятий Гостреста ДС по заказам последних.
г) Производство металлообрабатывающего измерительного инструмента, штампов, приспособлений, кондукторов и проч., как для освоения основного производства, так и для выполнения поставленных перед заводом производственных задач.
4. Во главе руководства заводом находится Начальник, подчиненный непосредственно Директору Гостреста Дальстрой, осуществляющий свое руководство заводом, как непосредственно, так и через своего Заместителя — Главного Инженера.
5. Начальник завода и его заместитель — гл. инженер, назначаются и увольняются Директором Гостреста Дальстрой.
9. В состав АРЗ входят следующие цеха и предприятия:
1. Автосборочный цех.
2. Механический цех.
3. Кузнечный цех.
4. Литейный цех.
5. Электроцех.
6. Кузовной цех.
7. Инструментальный цех.
8. Термический цех.
9. Заготовительный цех.
10. Цех индивидуальных заказов.
11. Ремонтно-монтажный цех.
12. Энерго-цех.
13. Утиль-цех.
14. Лаборатория.
15. Склады.
16. Местный транспорт.
13. Входящие в состав завода оперативные звенья (цехи, подсобные производства и т. д.) являются самостоятельными, внутризаводскими единицами, действующими на началах хозяйственного расчета в пределах заданий, получаемых от начальника завода.
Тракторный цех. Фото: https://www.kolymastory.ru
Кроме этих цехов в декабре 1937 года приступили к восстановлению цеха по ремонту тракторов, ликвидированного заводом с 1 июня 1937 года. Образован по приказу Дальстроя от 17 июля до 31 декабря 1937 года временно цех по освоению производства.
Также в состав АРЗа входили следующие службы:
- Планово-производ. часть
- Учетно-финансовая часть (гл. бух Осипов В.А.)
- Часть снабжения
- Общая часть
- Комендатура
- Часть технического Контроля
- Часть главного механика
- Диспетчерское Бюро
- Техническая часть
Таким образом официальная летопись завода началась с июля 1937 года. (По упоминаниям в ряде воспоминаний и опубликованных книгах, завод сменил свое название АРЕМЗ на АРЗ в конце декабря 1935 года. Однако в документах, приказах и газетах это произошло именно в июле 1937 года — О.В.)
Одновременно выделен "из состава ОЛП УАТ отдельный подлагпункт АРЗ с непосредственным подчинением его Управлению Севвостлага НКВД".
Одной из причин изменения структуры управления заводом было отсутствие систематической статистической отчетности. В архивных документах отмечается "… отсутствие каких-либо планов, титульных списков и сметы контроля над расходованием средств", что приводило порой к хищению материалов (денатурата, политуры и др.) и, как следствие, к разбору нарушений отделом дознания 12-го ОЛПа УАТа.
Цех металлоконструкций АРЕМЗа. 1937 год. Фото: из газеты "Советская Колыма"
В период с 1937 года и по 1941 год идет реконструкция завода и появляется его новая специализация — горное оборудование.
В это время главное предназначение завода состояло в том, чтобы вести: "капитальный ремонт машин, тракторов, транспортного прицепного инвентаря к ним и ремонт, изготовление новых автотракторных запчастей; изготовление отдельных узлов, механизмов, деталей, не связанных с основным производством завода (авторемонтных, идущих на удовлетворение нужд предприятия, расположенных в районе деятельности Дальстроя), и ремонт оборудования".
А это довольно широкий ассортимент промышленной продукции для сравнительно небольшого северного завода.
Важность этой работы подчеркнули на IV Всеколымской партийной конференции треста "Дальстрой", поставившей задачу "механизировать работы по вскрыше торфов, добыче и промывке песков в 1938-1939 гг. С этой целью необходимо широко внедрять буровые станки, транспортеры, компрессоры, электровозы, рельсово — вагонеточную откатку, передвижные золотомойки и гидромеханизацию…".
Завод стал самостоятельным предприятием. Но работать по-прежнему приходилось в очень тяжелых условиях, и не только потому, что в цехах было тесно, холодно, грязно, узкие, закопченные окна почти не пропускали света, но и потому, что не хватало самого необходимого оборудования и материалов. Ведь строили наспех, не слишком заботясь об удобствах, думая лишь о том, чтобы поскорее выстроить. Очень уж велика была потребность в собственной индустриальной базе.
Тракторный цех. Фото: https://www.kolymastory.ru
"По теперешним-то временам у нас не тракторный цех был, а так, закуток, — вспоминает И. И. Лукьянов. — Два трактора поставишь, и повернуться негде. Про тельферы я уж и не говорю, талей тоже не было. Молоток и кувалда — вот и вся индустрия…".
8 декабря 1937 года назначен на должность директора авторемонтного завода ДС, с окладом содержания согласно занимаемой должности, бывший чекист ВЧК ОГПУ, инженер, Давыдов Георгий Федорович. Погиб при аварии самолёта 12 сентября 1938 года. Семья Давыдова получала дальстроевскую пенсию в сумме 1000 руб. в месяц с сентября
1938 года. по сентябрь 1943 года.
23 декабря 1937 года на митинге рабочих и ИТР АРЗа принята резолюция о присвоении лучшей улице Магадана имени И.В.Сталина (бывшая Берзина).
За 1937 год литейный цех завода выпустил 483 тонны чугуна и 5 тонн бронзы.
В 1937 году годовой план АРЗом выполнен не был. В объяснительной записке к годовому отчету АРЗа по основной деятельности сказано, что полученный убыток в 1937 году в размере 251897,51 рублей является в основном следствием перерасхода по исполнению техпромфинплана завода.
Из объяснительной записке к годовому отчету АРЗа по основной деятельности:
"Основными причинами, повлекшими перерасход, являются:
- Отсутствие хозрасчетных цехов завода, вследствие чего в 1937 году не было подлинной борьбы за экономию расходования средств.
- Преступная беспечность бывшего руководства завода к вопросам себестоимости привела к куцему планированию цехов. Начальники цехов получили план без экономических показателей, вследствие чего они фактически не были заинтересованы в выполнении и перевыполнении качественных показателей.
- Низкий уровень производственно экономического планирования, вследствие чего плановые показатели по заводской себестоимости являются явно заниженными.
- Наличие большого количества простоев по вине завода.
Ввиду подробных расчетов послуживших основанием для составления смет, а лиц составивших сметы на лицо нет, более подробного объяснения дать не представляется возможным".
_______________________
Из материалов хранителя музея МРМЗ Бориса Семченко.
Также использованы материалы Александра Козлова, Давида Райзмана, Александра Навасардова, Александра Глущенко, Игоря Бацаева, архива ГАМО и Магаданского краеведческого музея.