Если коротко, то люблю я непогоду. Конечно, когда в походе меня накрывает дождь с ветром, то я думаю иначе, но сейчас, сидя в удобном кресле и с кружкой чая в руке, понимаю, что именно фотографии, сделанные в непогоду, нравятся мне больше всего. Приятно в теплоте и безопасности вновь пережить те мысли и чувства, что испытывал тогда, либо наоборот увидеть то, на что не обращал внимания, борясь с ветром/дождем/снегом. Да и любой фотограф знает, что какие-нибудь дождевые облака на небе всегда задают мрачное гнетущее настроение, в отличие от безучастной и скучной синевы в ясные погожие дни. В общем, хватит драматизма, пора проиллюстрировать свою мысль! А заодно я докажу, что даже набившие оскомину маршруты в "не сезон" могут стать интересными и неизведанными.
Бухта Светлая. Фото: Максим Городничий
Походы зимой имеют как свои плюсы, так и свои минусы. И если минусы вполне очевидны, то плюсы... в общем, их не много, но они есть. Главное достоинство зимних походов в том, что при правильном снаряжении многие непроходимые места внезапно становятся доступными! Непреодолимые массивы кедрового стланика "зимуют" под снегом, риск вымокнуть в ручье или в болоте минимален, а сады камней скрыты ровным снежным покровом. А ещё нет комаров! Серьезно, отличная же причина любить зиму!
Бухта Светлая. Фото: Максим Городничий
Примерная схема маршрута
Хотя я и назвал этот пост в честь бухты Светлой, но начало этого маршрута повторяет классический путь к бухте Тихой, т.к. зимой я предпочитаю любоваться бушующими волнами первой с отвесных обрывов северной части полуострова.
Если в летнюю пору крутой подъем у Холодного ключа достаточно хорошо просматривается, то заснеженной зимой его не только бывает сложно найти, но и достаточно трудно преодолеть. Отвесную снежную стену придется штурмовать, цепляясь за стволы деревьев. Альтернативу представляет собой старый серпантин у пирса. Хотя последние метры всё равно придется "грести" по снегу. Поднявшись на выгоревший склон, начинаем классический маршрут через сады камней и мертвые коряги в сторону бухты Тихой. С той лишь разницей, что не заходим по пути к скамейке у ручья (т.к. нет смысла идти в лес с глубоким снегом), а срезаем путь по склонам сопок напрямик к кочкарной тундре и двум малым озерцам. Летом бы это сделать было бы намного сложнее из-за обильного стланика и болотистой почвы.
Бухта Светлая. Фото: Максим Городничий
Перья облаков тянутся через всё небо. Солнце пробивается сквозь них размытым пятном, образовывая вокруг себя широкое кольцо гало. Снег искрится. Погода радует, и настроение на подъёме — идти легко. Одним словом, ничто не предвещает проблем.
Мои старые верные снегоступы отечественного производителя "Маяк". Купленные в рамках первого знакомства и эксперимента, они показали себя с неожиданно хорошей стороны. И вот как уже четыре года служат мне верой и правдой. За что и заслужили отдельного упоминания здесь.
Конечно, снегоступы — не панацея, хотя и существенно облегчают жизнь в зимнем походе. Главная опасность подстерегает в стланике. Стланик, как ему и положено по названию, с первыми морозами пригибается к земле, образуя тем самым под слоем выпавшего поверх него снега "воздушный мешок". Естественно, что тонкий слой снега и ветви стланика не удержат человек даже в снегоступах и есть риск провалиться в этот "мешок" не то что по пояс, а даже по грудь. Впечатления не из приятных. Кажется, что провалился в медвежью берлогу прямиком на голову хозяину. Снегоступы путаются в ветвях, иной раз их нельзя освободить даже рывком, что только добавляет страху — кажется, будто бы что-то (кто-то) держит твои ноги. Поэтому всё же стоит обходить участки, где из под снега проглядывают ветви стланика.
Бухта Светлая. Фото: Максим Городничий
Наконец выхожу из зоны леса в кочкарную тундру. Зимой здесь безраздельно властвует ветер, укатывая снег в прочнейший наст. В некоторых местах его выдувает до голой земли, в других закручивает в застывшие волны — струги. Скудная растительность прижалась к земле и застыла в направлении ветра. Снегоступы здесь не нужны — есть риск погнуть зубья кошек о камни, а редкие участки снега вполне держат вес. Можно идти прямиком в сторону моря, хотя летом пришлось бы обходить обширные болотистые участки. Вскоре я подхожу к "краю земли" — здесь плоское плато полуострова отвесно обрывается в море.
Бухта Светлая. Фото: Максим Городничий
Море умопомрачительного бирюзового цвета. Солнце выстилает в нем переливающуюся дорожку света. Я, как заведенный, судорожно щелкаю затвором, словно эта красота мимолетна и с мгновения на мгновение исчезнет, и я не успею её заснять. Наконец, успокоившись, я двигаю вдоль обрывистого берега меж каменистых распадков ручьев Скалистый и Березовый. Летом по ним можно спуститься к морю, но зимой это рискованное дело. Поэтому я наслаждаюсь вполне достойным видом с высоты.
Бухта Светлая. Фото: Максим Городничий
Легкий ветерок у самой кромки усиливается, начинается низовая метель. Под ногами тянутся струи выдуваемого снега, а обрыв окутывается снежным ореолом. Я двигаюсь вдоль обрывистого края в восточном направлении к отметке 602 метра на карте. Это самая высокая точка, нависающая над бухтой, а потому с неё открывается отличный вид во все стороны.
Бухта Светлая. Фото: Максим Городничий
В какой-то момент я замечаю, что пелена облаков с востока разрастается и медленно, но уверенно заслоняет небо. В голове проносится тоскливая мысль: "Ну вот и не успел отснять топовые снимки" — в тот момент я еще переживаю за фотки, а не за себя. Впрочем, особого беспокойства приближающиеся тучи у меня не вызывают, и я возвращаюсь в западном направлении к распадку Березового.
Как я уже говорил, ветер в тундре дует всегда. Кажется, что он ее неотъемлемая часть, как мох или камни. С ним нужно просто свыкнуться и продолжать наслаждаться красотой, стиснув зубы. Но в какой-то момент порыв ветра с силой толкает меня в спину. Я возмущено оборачиваюсь, чтобы высказать всё, что о нем думаю, и застываю от изумления. За каких-то десять-двадцать минут пелена туч затянула всё небо над головой.
Бухта Светлая. Фото: Максим Городничий
Еще мгновение и тучи поглощают солнце. Перед глазами проносятся апокалиптические картины. Ветер теперь настойчиво толкает меня к обрыву и хоть сил ему не достает, он не оставляет своих попыток сбросить меня вниз. Поднимает в воздух колючую снежную крупу, которую бросает в лицо, стоит лишь повернуться.
Бухта Светлая. Фото: Максим Городничий
Я изрядно подмерз на пронизывающем ветру, поэтому решаю ретироваться под прикрытие леса. В пути накрывает ещё сильней, видимость падает до нуля. На открытой продуваемой тундре ощущаю себя более чем неуютно. Тоскливое одиночество. Кажется, что местным духам не понравилось моё присутствие и они бесцеремонно выдворили меня.
Бухта Светлая. Фото: Максим Городничий
Сделав привал в лесу и перекусив, нахожу в себя силы выполнить программу максимум кольцевого маршрута — подняться на Каменный Венец. Подъем со стороны полуострова не такой крутой, как с моря, а ветер вполне терпимо дует в спину. Я на вершине! Присыпанные снегом останцы производят большой контраст по сравнению с летним пейзажем. Погода совсем не такая, как я ожидал, поэтому закат и вечерний свет запечатлеть не удалось. Порывы хлесткого ветра опрокидывают штатив — съемки на длиной выдержке отменяются. Что ж, день и без этого выдался запоминающимся, поэтому ни сколько не расстроившись я возвращаюсь домой к кружке ароматного чая и горячей ванне.
Бухта Светлая. Фото: Максим Городничий
PS. на самом деле не всё так быстро. Меня ждало ещё два часа приключений в сумерках по припаю. Поэтому настоятельно рекомендую проверить ледовую обстановку в бухте прежде чем самонадеянно (как я) включить ее в свой маршрут с пометкой "..а здесь мы быстренько по льду срежем путь". Да и сам спуск с Каменного Венца достаточно трудный из-за своей крутизны при любом снежном покрове и многочисленных воздушных мешков среди камней. Ну вот теперь точно всё. На сегодня достаточно драматизма. Ходите в походы, не забывайте о разумных предосторжностях и получайте удовольствие!