Близится 72 годовщина победы в Великой Отечественной войне. Важность этого праздника не вызывает сомнений: каждый из нас помнит имена героев и может рассказать о вкладе своей семьи в события 1941–1945 годов. Когда говорят о вкладе Магаданской области в события Великой Отечественной войны, чаще всего вспоминают о средствах, собранных колымчанами для фронта, о добыче золота. Однако мало кто может вспомнить, что в это время по территории нашего региона пролегала воздушная трасса "Аляска – Сибирь", оказавшая значительное влияние на ход войны. Как прокладывали путь, и где можно встретить отголоски Алсиба – в материале ИА MagadanMedia.
Douglas C-47. Фото: Антон Афанасьев, ИА MagadanMedia
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная потребовала от СССР концентрации всех имеющихся ресурсов, уже на начальном этапе войны была выявлена нехватка военной техники, авиации и транспорта, устранить которую самостоятельно в короткие сроки СССР бы не смог.
По предложению США 1 октября 1941 года в рамках ленд-лиза был подписан договор о поставках Советскому Союзу боевых припасов, техники, продовольствия, медицинского оборудования и лекарств, стратегического сырья. Первые из них начались уже в октябре 1941 года.
Уже с первых дней существования советско-американских поставок возник вопрос об организации безопасных маршрутов переправки ресурсов из США в СССР.
Одним из таких маршрутов стал Алсиб, соединивший через Берингов пролив американский город Фэрбэнкс с Красноярском, полная протяженность трассы составляла более 14 тысяч км. Решение о строительстве Особой воздушной линии было принято в июле 1942 года.
Маршрут Алсиба. Фото: Из архива авторов материала
Руководителем авиадивизии, которая перегоняла самолеты из Аляски, был назначен полковник Илья Павлович Мазурук — известный полярный летчик. Центром Алсиба стал город Якутск.
Трасса была разделена на 5 участков, один из которых, Сеймчанский, располагался на территории нынешней Магаданской области.
Этот участок принимал самолеты из чукотского Уэлькаля и отправлял их в Якутск. Пилотами он был признан самым тяжелым: приходилось преодолевать 1167 км через полюс холода Оймякон, что составляло примерно 4 часа полета.
Переправка самолетов была организована по принципу эстафеты, каждый полк осуществлял перегон по своему, уже изученному маршруту, а затем все экипажи возвращались обратно на грузовом самолете.
Для работы на перегоночной трассе отбирали самых опытных летчиков, инженеров и техников. Из анализа отчетных документов известно, что в составе перегоночной дивизии значился 681 человек.
Курс переобучения составлял всего 3 недели, за это время пилотам приходилось освоить незнакомое оборудование, разобраться в условных обозначениях, указанных на другом языке, освоить американскую систему измерения.
Параллельно развитию основного маршрута трассы и подготовке пилотов ведутся поиски более безопасных путей транспортировки. К 1945 году на трассе имелось 5 направлений. Главное, проходящее через Сеймчан и Якутск. Второе, южное – от Киренска до Оймякона через Бодайбо, Алдан, Усть-Маю. Третье, зимнее: Оймякон – Марково через Зырянку. Четвертое: Якутск – Зырянка. И пятое вспомогательное направление: Усть-Мая – Марково через Магадан. Начали строить новую обходную авиатрассу Магадан – Киренск, так как зимой в этих районах значительно теплее из-за приморского климата.
Douglas C-47. Фото: Антон Афанасьев, ИА MagadanMedia
Магадан, являвшийся центром Дальстроя, фактически управлявший Колымой и Чукоткой в то время, также имел прямое отношение к работе трассы Фэрбэнкс – Красноярск. Здесь было построено несколько важных объектов инфраструктуры, через магаданский порт завозилась большая часть грузов, распределявшихся по трассе.
С началом поиска новых путей транспортировки техники Магадан также попадает на карту Алсиба. Здесь строятся мощные радиопередатчики для осуществления переговоров с Москвой, идет развитие инфраструктуры, в окрестностях города строятся аэродром и Магаданские полевые авиаремонтные мастерские, остатки которых до сих пор можно обнаружить на 13 км колымской трассы.
Дополнительный аэродром был сооружен на 47 км трассы, уже после войны на его базе будет организован аэропорт "Сокол".
Близилась капитуляция Германии, и СССР должен был поддержать союзников в борьбе против Японии, с 1944 года начинается активная переброска самолетов на Дальний Восток. Магадан, расположенный на пути следования самолетов, часто использовался для дозаправки и ремонта судов.
В 1944 году между советским и американским руководством было заключено дополнительное соглашение в рамках ленд-лиза, по которому в Советский Союз начали переправлять до этого засекреченные гидросамолеты "Каталина". В архивных документах данное соглашение часто фигурирует, как проект "Зебра".
Спецификой перегона "Каталин" являлось то, что для их переправки и обслуживания необходимо было наличие гидроаэродромов. Переправляли новые самолеты в том числе и по Алсибу, для этого была организована целая сеть гидроаэропортов, прошедшая по Восточному побережью от Анадыря до Владивостока. В качестве одного из таких аэродромов использовалась и магаданская бухта Нагаева. Аэронавигация осложнялась тем, что не было карт побережья, вместо них часто использовали карты метеорологические, но и на них встречались "белые пятна", говорящие о том, что даже метеорологов не допускали в некоторые районы Колымы.
Однако высокий уровень секретности Дальстроя распространялся не на всех. В 1944 году в Магадане побывал вице-президент США Генри Уоллес, совершавший инспекционную поездку по Алсибу.
Существует мнение, что истинной целью визита вице-президента было желание убедиться в платежеспособности СССР. Особенно интересовали вице-президента колымские золотодобывающие предприятия. Он посетил прииски "Чай-Урьинской долины", имени Чкалова, "Большевик" и "Комсомолец", составлявшие большой производственный комплекс. Для Дальстроя такая проверка была делом очень важным, и город был показан только с положительной стороны: Уоллес увидел строительство новых объектов, грузовые суда в порту, познакомился с подсобным хозяйством.
Douglas C-47. Фото: Антон Афанасьев, ИА MagadanMedia
Из воспоминаний летчика М.Т. Давыдова: "В начале октября 1943-го меня перевели в экипаж капитана Г.С. Бенкунского, а в мае 1944 года нам довелось "работать" с вице-президентом США Генри Уоллесом. Мы должны были свозить высоких гостей в Магадан. <…> В Магадане в то время имелось два аэродрома: на 13-м километре – основной, на 47-м – запасной, который использовался крайне редко. Мы шли в Магадан с расчётом посадки на 13-м километре. Но на подходе получили команду произвести посадку на 47-м километре. Это распоряжение поступило по линии заинтересованных органов. Магадан – город закрытый. Маршрут захода на посадку на 13-м километре проходил через весь город. Очевидно, беспокоились, что американцы сфотографируют какие-то секретные объекты".
В Магадане Уоллес посетил судоремонтные и авторемонтные мастерские, совхоз "Дукча", магазин и детский садик. При этом он почти каждого второго ребёнка ощупывал руками, очевидно, проверяя упитанность детей.
Таким образом за годы работы Алсиб выполнял не только транспортную функцию, но и способствовал установлению дипломатических отношений между двумя будущими сверхдержавами, однако уже тогда намечалась тенденция к взаимному недоверию, которая через несколько лет приведет к началу "холодной войны".
Главное значение работы Алсиба заключалось в поставках техники и ресурсов для фронта. Усилиями командования дивизии и воздушной трассы советские авиаторы и их коллеги американские пилоты сумели снабдить ВВС нашей страны таким количеством боевых машин, что из них смогли сформировать 250 авиаполков!
Также по трассе перевозились тонны ценного груза: грузовые и легковые автомашины, тракторы, моторы, строительные механизмы, легкие самолеты; стройматериалы, продукты питания, медикаменты.
Укладка металлической сетки. ВПП Марково. Фото: Из архива авторов материала
В конце августа 1945 года Соединенные Штаты прекратили поставку самолетов Советскому Союзу, и началось поэтапное расформирование структур перегоночной трассы. В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска – Сибирь прекратила свою деятельность.
Именно из-за ухудшения советско-американских отношений долгие годы было не принято вспоминать о страницах истории Алсиба. Под грифом "секретно" оказалась и информация о деятельности трассы, ее строительстве, о летчиках, которые, рискуя жизнью, перегоняли самолеты. И даже сами герои-летчики долгое время не были признаны ветеранами войны.
Как указывает один из ведущих краеведов Магаданской области, историк и публицист Давид Райзман, одним из первых исследователей истории секретной трассы был политработник Магаданского Управления ГВФ, впоследствии доктор исторических наук Е.В. Алтунин. Эту тему разрабатывали магаданские журналисты и краеведы: В.И. Юхименко, М.А. Ильвес, Р.А. Бикмухаметов, В.Б. Тимаков, И.И. Чернивчан. Большой вклад в изучение темы внес и сам Давид Исумурович.
С началом перестройки и политики "гласности" документы о деятельности Алсиба были рассекречены, и появились первые исследования на данную тему. В феврале 1990 года в газете "Магаданская правда" была опубликована статья Д.И. Райзмана "Есть, о чем задуматься". В материале рассказывалось о международном сотрудничестве школьников и педагогов Магадана и Аляски в поиске имен американских летчиков-участников работы трассы. Результатом совместной работы стал опубликованный 4 марта 1992 года в Магадане список перегонщиков, погибших в период 1942–1945 годов над Колымой и Чукоткой, на основании которого приводится информация в исследовании.
Аллея памяти в Магадане. Фото: Из архива авторов материала
Память о героях Алсиба хранится в камне. На территории Магаданской области воздвигнуты памятники погибшим летчикам, которые можно найти в поселках Сеймчан, Аркагала, Кадыкчан, до недавнего времени памятник находился и в Магадане. Могилы погибших пилотов расположены по всей трассе, а останки авиаторов и остовы разбившихся самолетов до сих пор находят в округах области.
Могила погибших летчиков. Фото: Из архива авторов материала
Напомним, 30 июля 2015 года российскими и американскими пилотами был совершен ремейк полета по пути ленд-лиза из США в СССР: самолеты Douglas C-47 вылетели из США, перелетели через Берингов пролив и оказались в России, повторяя легендарный путь Алсиба. Посадка была совершена и в Магадане.
Douglas C-47 в Магадане. Фото: Антон Афанасьев, ИА MagadanMedia
"Дугласы" начали свой путь в штате Монтана, США, перелетели через Берингов пролив, побывали на Чукотке и в Магадане. Из колымской столицы они вылетели в Москву, останавливаясь в Якутске, Братске и Красноярске. Финиш исторического маршрута состоялся на аэродроме "Жуковский". Там 25 августа машины были выставлены на экспозиции Московского авиасалона (МАКС). Затем их передали в музей Вооруженных сил РФ.
Материал подготовили учитель истории и обществознания МАОУ "Гимназия (английская)" Валерий Рудой и ученик 8 класса МАОУ "Гимназия (английская)" Михаил Киселев.