В Сусумане работало такое суперпредприятие на Берелёхе, как БАК — Берелехский автокомбинат. Из него в Советские времена утром выходило на линию не одна сотня Татр, а сам комбинат был еще и испытательным полигоном завода TATRA. БАК был центром Советско-Чехословацкой дружбы на Колыме, и на нем проводилась обкатка машин из ЧССР, приспосабливали их к экстремальным колымским условиям, в результате чего эти машины работают до сих пор. Как сложилась судьба автомобиля-труженика в регионе и чем закончилась его слава, расскажет ИА MagadanMedia.
Производство грузовика "TATRA-111" началось в 1942 году. Мощный и надежный двигатель, а так же трубчатая рама позволили "TATRA-111" завоевать признание грузовику, идеально подходящему для доставки грузов в труднодоступные регионы. Изначально он использовался войсками Вермахта на Восточном фронте и в Африке, а после освобождения города Копживнице выпускаемые автомобили передавались в Красную армию. Благодаря трубчатой раме и качающимся полуосям имела лучшую скорость на бездорожье чем у конкурентов.
Первые "Татры" попали на Магаданскую область в 1956 году. Двигатель воздушного охлаждения отлично показал себя в холодное время года, так как он не боялся перегрева летом и не нуждался в воде зимой. Грузовик TATRA-111 стал основным транспортным средством на Автобазе №5 поселка Берелех Магаданской области.
Грузовики TATRA-111 в 1950-е годы не имели себе равных при доставке грузов по Колымской трассе, связывавшей Магадан с Чукотским полуостровом. Дальность рейса нередко превышала 2 тысячи км, а какой-либо дорожный технический сервис отсутствовал. В столь тяжелых условиях эксплуатации водитель проходил специальное обучение, предусматривающее его работу в течение года в мастерской в качестве слесаря по ремонту автомобиля чешской марки. Только детально познакомившись с устройством сложной машины и научившись ее ремонтировать на трассе, шоферы могли быть допущены к дальним рейсам. Каждая небрежность в подготовке машины или неумение справиться с возникшей технической проблемой в сильные морозы могли обернуться для водителя смертью, так как на внешнюю помощь в подобных случаях рассчитывать не приходилось.
Автомобиль грузоподъемностью 10 тонн часто буксировал за собой два 20-тонных прицепа, таким образом, полная масса автопоезда достигала 60 тонн.
Подобные автопоезда, обеспечивавшие жизнедеятельность городов и предприятий, двигались с небольшой скоростью, однако перевозили значительный объем грузов.
Зимой путь из Магадана в Якутск занимал около 20 дней при средней скорости автопоезда 25 км/ч. Среди ответственных строек, возведенных с помощью этих грузовиков — Билибинская атомная электростанция, Аркагалинская тепловая электростанция, работающая на угле и ряд других.
Один из автомобилей TATRA-111 работниками "Автобазы №5" был установлен на постамент в поселке Берелёх Сусуманского района Магаданской области, и смотрелся он красиво, и к месту, и по делу.
Сейчас же, когда от БАКа как от многого хорошего, что было в Советском союзе, ничего кроме боксов не осталось, памятник пришел в очень уж в плачевное состояние. В связи с развалом и закрытием Берелёхской автобазы, хозяина у Татра нет.
И возникает вопрос — нужен ли Сусуману памятник Колымской трудяге Татре или пусть сгниёт на Берелехе?
Отрывок из текста газеты "Горняк Севера" за 1966 год:
Берелехская автобаза: По сигналу тревоги
"В этот день в штабе добровольной пожарной дружины дежурил шофер, общественный инспектор тов. Бредихин. Все было спокойно. Вдруг тревожное сообщение — "при бомбардировке" загорелся жилой дом. Дежурный просит по селектору объявить тревогу, одновременно нажимает на кнопку квартирных сигналов. Трудятся ремонтники Берелехской автобазы, отдыхают дома некоторые водители.
"Тревога! Тревога!" — разносится по цехам автобазы. Беспокойно заливаются сигналы в квартирах.
Прошло несколько минут. В помещение штаба торопливо, группами входят рабочие люди. Достаточно мельком взглянуть на них, и не составит труда определить— с рабочего ли места снял человека тревожный сигнал или прервал отдых: у многих на лице и руках следы машинного масла.
Пришли по сигналу тревоги люди разного труда и профессий. Среди них слесарь тов. Антипов, автоэлектрик тов. Семка, токарь тов. Битерев, шофер тов. Ильинский и другие. Одним из первых прибежал в штаб начальник добровольной пожарной дружины тов. Печенко. Добровольцы быстро одеваются в противопожарные костюмы и маски. Широко распахиваются ворота, и оглашая воздух резкими тревожными сигналами, мощная красного цвета "Татра" направляется к месту пожара. Она везет десять тонн спасательной воды. За ней следует другая машина с людьми.
Клубы черного дыма заволокли здание, языки пламени лижут крышу. "Самоходное водохранилище" развернулось. По земле побежали плоские белые ленты шлангов. А сверху из брандспойта уже бьет огромной силы струя. Через несколько мгновений ленты округляются, наполняются водой, и к первой струе присоединяются еще две.
Татра. Фото: Из социальных сетей
Вскоре на месте пожарища заклубилось белое плотное облако пара. Огонь побежден.
В этот день многое было условным. Проходила учеба подразделения гражданской обороны. Не было настоящего пожара, но настоящим был выезд добровольной пожарной дружины Берелехской автобазы. И особенно радует, что члены дружины по сигналу тревоги быстро собрались в штаб, четко действовали все звенья. Час опасности не застанет пожарных врасплох". (Р. Андреева).