Буксир "Невельской" тип "Аполлон"

Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Буксир "Невельской" тип "Аполлон". Фото: http://www.kolymastory.ru

Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина – Магадан" расскажет читателям о новом взгляде на родные места.

Буксир "Невельской" тип "Аполлон"

Во время поиска данных по одному из буксиров бухты Нагаева Ольга Кирьянцева прислала мне фотографии по магаданскому торговому порту. На одной из них оказался буксир, с хорошо читаемым названием на борту – "Невельской". Хоть и это было не то судно, которое я искал, но, тем не менее, его история тоже во многом интересна.

Итак, прошу любить и жаловать – морской паровой буксир "Невельской". Первые поиски по истории этого буксира привели меня на верфи… Голландии.

Морской буксир "Республика"

Морской буксир "Республика". Фото: http://www.kolymastory.ru

Ну, вот и нашелся первый собрат нашего буксира "Невельской", как позже выяснилось, который годился ему в деды…

Совпадает корпус судна, обводы и расположение иллюминаторов. Идентично расположение мачты и наличие на нем вороньего гнезда. Расположение и форма дымовой трубы совпадают также.

Теперь можно (и нужно) углубляться в историю…

Первые буксиры такого типа были построены для СССР на верфях Голландии Verschure en Co’s Scheepswerf en Machinefabriek N.V. (Амстердаме) и N.V. Werf Conrad, Scheepswerf en Werktuigenfabriek (Харлем).

Первая партия морских буксиров была закуплена СССР в 1935 году и получили имена: "Сталинабад", "Ташкент", "Тифлис", "Киев" и "Минск". В 1938 году были закуплены ещё два буксира – "Шквал" и "Республика". Вполне возможно. что были закуплены и ещё буксиры, но сведений о них найти не удалось. А искомого буксира с именем "Невельской" в списках не было.

Оставалось не терять веры и продолжать поиски. А привели они меня к советско-финской войне 1939—1940 годов, а точнее – к её последствиям.

В 1940 году был подписан мирный договор между СССР и Финляндией мирный договор, который действовал до 26 июня 1941 года. В этот мирный промежуток финнам предложили строить суда для СССР на репарационных условиях.

17 сентября 1940 года был подписан коммерческий договор, в соответствии с которым верфь "Крейтон-Вулкан" обязалась построить большое количество 3000-тонных и 2000-тонных барж. А также буксиры мощностью 800 л.с., буксиры мощностью 600 л.с. на верфи в "Вяртсиля" Хельсинки и на верфи "Крейтон-Вулкан" в Турку. Должны были быть построены и буксиры мощностью 400 л.с. на верфях в Варкаусе, и в Люпсюниеми. Это был крупный советский заказ на 54 судна, распределенный на все существовавшие в то время в Финляндии верфях.

К началу войны ни один из этих судов достроен не был. В результате собратья морского буксира "Невельской" вошли в состав кригсмарине (ВМС Германия) в количестве 16 единиц, все они получили немецкие имена.

NT-59 "Polangen" принимал активное участие в противолодочной борьбе в Финском заливе в составе ВМС Германии.

NT-59 "Polangen" принимал активное участие в противолодочной борьбе в Финском заливе в составе ВМС Германии.. Фото: http://www.kolymastory.ru

Буксиры поменьше служили некоторое время в финском ВМС, а затем были переданы СССР под конец 1944 года.

После окончания войны Советский Союз получил часть своих буксиров мощностью в 800 л.с. по репарации, среди них были "Flöyen I", "Flöyen II", "Mariensiel", "Riesenburg", и "Ortrud" и ряд других. Все они получили новые русские имена, но "Невельского" среди них не было.

После войны, в период с 1947-1959 годов на верфи "Wartsila" ("Вяртсиля") судостроительного завода "Крейтон-Вулкан" в городе Турку (Финляндия) была построена серия порядка 119 единиц морских паровых буксиров мощностью в 800 л.с.. Особо не мудрствуя, финны практически не стали изменять проект буксиров, которые строили до войны, во избежании удорожания. Корпуса также остались клёпаные, а не сварные. И всё также на морские буксиры ставили паровые машины, не меняя их на дизеля. Ну и в проекте осталась мачта с "вороньим гнездом" в носовой части. В последних сериях на буксирах уже устанавливали НРЛС "Створ", радиопеленгатор СРП-5, но "воронье гнездо" было на своем месте.

Изменения в проекте все же были. Послевоенные морские буксиры несколько отличались от тех, что заказывал СССР перед войной. Эти буксиры были короче довоенных на 1 м и борт выше на 0,55 м. Отличия были и по корпусу, из визуальных наиболее заметны различия носовой надстройки.

Буксирный морской пароход. Проект Фин-800. Вид сбоку.

Буксирный морской пароход. Проект Фин-800. Вид сбоку.. Фото: http://www.kolymastory.ru

Буксиры этой серии строились для нужд министерства рыбного хозяйства министерства морского флота и военных. Судоимпорт перераспределял суда в зависимости от нужд того или иного ведомства на основании решений Правительства.

В МРХ (министерство рыбного хозяйства) буксиры этой серии проходили под типом "Мурманрыба" (головной буксир "Мурманрыба").

В ММФ (министерство морского флота) буксиры обозначались типом "Аполлон" (головной буксир "Аполлон").

Морской буксир Северного флота проекта № 854 "МБ-159".

Морской буксир Северного флота проекта № 854 "МБ-159".. Фото: http://www.kolymastory.ru

В ВМФ СССР эти буксиры отнесли к типу 854. Эти буксиры собственных имен не имели и обозначались сокращениями, согласно назначению. Например, суда отопители – ОТ, морские буксиры – МБ.

На самом деле, все эти буксиры были одинаковые. При постройке никаких различий по проекту эти буксиры иметь не могли. А у моряков они получили прозвище – "Большой Финн".

Примерные общие измерения и данные: тоннаж – 533 BRT, длина – 47,2 м, ширина – 10,4 метра, осадка – 3,7 метра, скорость 10 узлов, автономность – 12 суток, силовая установка: паровая машина мощностью в 800 л.с.

И вот в справочнике ММФ (министерство морского флота) мне удалось разыскать родословную своей находки. Запись гласила о том, что морской буксир "Невельской" мощностью 800 л.с. типа "Аполлон" был построен на ССЗ "Крейтон-Вулкан" в Турку (Финляндия), спущен на воду в 1950 году и ему присвоен регистровый номер М-16698. Порт приписки – Нагаево.

С 50-х и по начало 60-х годов ХХ-го века паровой буксир "Невельской" нес свою службу в бухте Нагаева, помогая другим судам в маневрировании, швартовке и выполняя другие задания.

В начале 60-х годов ХХ-го века (более точную дату становить не удалось) буксир был передан в Камчатское морское пароходство, где упоминается несколько раз в отчётах:

5 января 1965 года погода в Авачинской губе резко ухудшилась. Начался сильный снегопад, задул ветер силой 10—11 баллов. Спасатель "Зевс" (капитан В.И. Гужвин) в течение трех суток помогал теплоходу "Сергей Тюленин", который был отведен в безопасное место в б. Раковую, снял с мели теплоход "Усть-Тигиль" и морской буксир "Невельской";

1 июня 1966 года прибуксированные "Невельским" из Советской Гавани плашкоуты № 205 и 206 приняты на баланс ПМТП.

1970 год стал последним годов в жизни "Невельского", в феврале месяце буксир затонул в Авачинской бухте.

9 февраля 1970 года в Авачинской губе в пяти милях от порта Петропавловск-Камчатский на глубине 24 метра затонул морской буксир "Невельской". Причиной катастрофы послужило затопление машинного отделения и коридора гребного вала через донный кингстон, открытый для очистки от шуги.

Основные размеры буксира

Длина наибольшая 47,9 м.

Ширина 9,5 м.

Высота борта 4,7 м.

Осадка средняя 4,07 м.

Водоизмещение порожнее 660 т.

Водоизмещение в момент аварии 980 т.

На момент аварии морской буксир работал на мазуте. Угольный бункер был переоборудован под топливные цистерны емкостью в 128 тонн. Скорее всего, перевод с угля на мазут буксира был произведён после передачи в Камчатское морское пароходство.

Операция по подъему буксира производилась силами ЭО АСПТР Камчатского пароходства. 23 марта 1970 года судоподъемная экспедиция приступила к подготовке подъема. 21 мая 1970 года поднятый со дна морской буксир "Невельской" был сдан Петропавловскому морскому порту, на его подъем было затрачено 29 дней. После подъема и осмотра судна было принято решение не восстанавливать буксир и он был разделан на металлолом в Петропавловске-Камчатском.

Таким образом, морской буксир "Невельской" прослужил на дальнем Востоке верой и правдой в течении двух десятилетий, до своего последнего рейса.

Как выяснилось позже, морской буксир "Невельской" был не единственным "Большим Финном" в Магадане. Уже после окончания службы морского буксира "Невельской" в бухте Нагаева нёс свою вахту ещё один буксир того же класса. Впрочем, предоставлю слово Анатолию Фёдорову: "В 171 бригаде был морской буксир мощностью 800 л.с. МБ-154 финской постройки".

Моя признательность и благодарность за помощь Анатолию Фёдорову. Отдельное спасибо Дмитрию Лахтикову за материалы и информацию о последних годах работы буксира "Невельской".

Информация о нахождении буксира в составе Камчатского морского пароходства, катастрофе и подъеме судна со дна моря взяты из статьи Н.В. Мишина, А.Д Ревеко "Подъем морского буксира "Невельской"".

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia