Полный гайд: как выбрать велосипед
19 апреля, 09:35
Гороскоп на 24 апреля. Телец занят саморазвитием, Рак энтузиаст, Весы творческие
06:00
Агроном назвал ошибки дачников при пересаживании рассады в теплицы и на грядки
03:05
Ваш мозг насквозь пропитан знаниями, если за 60 секунд осилите 9/9 — ТЕСТ по истории
23 апреля, 20:30
Самые популярные новости MagadanMedia 23 апреля
23 апреля, 20:15
В Магадане устанавливают личность подозреваемого в совершении преступления
23 апреля, 19:39
В Магадане на Гороховом поле прошли учения по тушению природного пожара
23 апреля, 19:07
Колымчан приглашают на Всероссийский конкурс молодежных проектов
23 апреля, 17:45
Некоторых граждан освободили от оплаты услуг ЖКХ
23 апреля, 17:40
В Магаданской области стартовал конкурс "Лучший учитель"
23 апреля, 17:32
В Магадане обсудили меры профилактики безнадзорности и правонарушений детей
23 апреля, 17:24
8 способов сэкономить на ипотеке. Полезные советы от эксперта
23 апреля, 17:20
Сенатору от Колымы вручили награду Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики
23 апреля, 17:18
Ранее судимый житель поселка Сеймчан осужден к 8 месяцам строгого режима
23 апреля, 17:14
Во Владивостоке пройдет HR-конференция ВСК "БИЗНЕС И ЛЮДИ"
23 апреля, 17:10
В Магадане почтили память милиционера патрульно-постовой службы Романа Воронова
23 апреля, 17:05
Сенатору от Колымы вручили награду Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики 23 апреля, 17:18
Уполномоченный по правам ребенка Колымы отчитался о деятельности в 2023 году 23 апреля, 16:39
Сергей Носов: выборы Президента показали, что колымчане – это одна большая семья 23 апреля, 15:39
Магаданских предпринимателей приглашают на тематические вебинары 23 апреля, 15:06
Магаданская облдума приняла изменения в Закон "О бюджете Территориального ФОМС" 23 апреля, 14:48
Колымские депутаты приняли участие во встрече по итогам выборов президента 23 апреля, 09:44
Колыма вошла в третью десятку регионов с сильной экономикой 23 апреля, 09:11
Поступления налогов и сборов в бюджеты Магаданской области вырос в 1,5 раза 23 апреля, 08:15
"Молодежка" Колымы проводит тематические уроки ко Дню российского парламентаризма 22 апреля, 15:55
Какая рыбная продукция нужна россиянам, обсудят на "Неделе российского ритейла" 22 апреля, 15:50
Юрий Трутнев: началась подготовка к ВЭФ-2024 22 апреля, 11:39
Предпринимателям Магаданской области гарантируют поддержку 22 апреля, 11:28
Бюджет Магаданской области пополнился более 8 миллионами рублей 22 апреля, 11:24
Собачий закон, штрафы за гадание и поддержка многодетных – заседание Думы Колымы 19 апреля, 13:03
Дополнительные меры поддержки многодетных семей одобрили депутаты Колымы 19 апреля, 13:00

История Колымы: Буксир "Невельской" тип "Аполлон"

Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Буксир "Невельской" тип "Аполлон" http://www.kolymastory.ru
Буксир "Невельской" тип "Аполлон"
Фото: http://www.kolymastory.ru

Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.

Во время поиска данных по одному из буксиров бухты Нагаева Ольга Кирьянцева прислала мне фотографии по магаданскому торговому порту. На одной из них оказался буксир, с хорошо читаемым названием на борту — "Невельской". Хоть и это было не то судно, которое я искал, но, тем не менее, его история тоже во многом интересна.

Итак, прошу любить и жаловать — морской паровой буксир "Невельской". Первые поиски по истории этого буксира привели меня на верфи… Голландии.

Морской буксир "Республика"

Морской буксир "Республика". Фото: https://www.kolymastory.ru

Ну, вот и нашелся первый собрат нашего буксира "Невельской", как позже выяснилось, который годился ему в деды…

Совпадает корпус судна, обводы и расположение иллюминаторов. Идентично расположение мачты и наличие на нем вороньего гнезда. Расположение и форма дымовой трубы совпадают также.

Теперь можно (и нужно) углубляться в историю…

Первые буксиры такого типа были построены для СССР на верфях Голландии Verschure en Co’s Scheepswerf en Machinefabriek N.V. (Амстердаме) и N.V. Werf Conrad, Scheepswerf en Werktuigenfabriek (Харлем).

Первая партия морских буксиров была закуплена СССР в 1935 году и получили имена: "Сталинабад", "Ташкент", "Тифлис", "Киев" и "Минск". В 1938 году были закуплены ещё два буксира — "Шквал" и "Республика". Вполне возможно. что были закуплены и ещё буксиры, но сведений о них найти не удалось. А искомого буксира с именем "Невельской" в списках не было.

Оставалось не терять веры и продолжать поиски. А привели они меня к советско-финской войне 1939—1940 годов, а точнее — к её последствиям.

В 1940 году был подписан мирный договор между СССР и Финляндией мирный договор, который действовал до 26 июня 1941 года. В этот мирный промежуток финнам предложили строить суда для СССР на репарационных условиях.

17 сентября 1940 года был подписан коммерческий договор, в соответствии с которым верфь "Крейтон-Вулкан" обязалась построить большое количество 3000-тонных и 2000-тонных барж. А также буксиры мощностью 800 л.с., буксиры мощностью 600 л.с. на верфи в "Вяртсиля" Хельсинки и на верфи "Крейтон-Вулкан" в Турку. Должны были быть построены и буксиры мощностью 400 л.с. на верфях в Варкаусе, и в Люпсюниеми. Это был крупный советский заказ на 54 судна, распределенный на все существовавшие в то время в Финляндии верфях.

К началу войны ни один из этих судов достроен не был. В результате собратья морского буксира "Невельской" вошли в состав кригсмарине (ВМС Германия) в количестве 16 единиц, все они получили немецкие имена.

NT-59 "Polangen" принимал активное участие в противолодочной борьбе в Финском заливе в составе ВМС Германии.

NT-59 "Polangen" принимал активное участие в противолодочной борьбе в Финском заливе в составе ВМС Германии.. Фото: https://www.kolymastory.ru

Буксиры поменьше служили некоторое время в финском ВМС, а затем были переданы СССР под конец 1944 года.

После окончания войны Советский Союз получил часть своих буксиров мощностью в 800 л.с. по репарации, среди них были "Flöyen I", "Flöyen II", "Mariensiel", "Riesenburg", и "Ortrud" и ряд других. Все они получили новые русские имена, но "Невельского" среди них не было.

После войны, в период с 1947-1959 годов на верфи "Wartsila" ("Вяртсиля") судостроительного завода "Крейтон-Вулкан" в городе Турку (Финляндия) была построена серия порядка 119 единиц морских паровых буксиров мощностью в 800 л.с.. Особо не мудрствуя, финны практически не стали изменять проект буксиров, которые строили до войны, во избежании удорожания. Корпуса также остались клёпаные, а не сварные. И всё также на морские буксиры ставили паровые машины, не меняя их на дизеля. Ну и в проекте осталась мачта с "вороньим гнездом" в носовой части. В последних сериях на буксирах уже устанавливали НРЛС "Створ", радиопеленгатор СРП-5, но "воронье гнездо" было на своем месте.

Изменения в проекте все же были. Послевоенные морские буксиры несколько отличались от тех, что заказывал СССР перед войной. Эти буксиры были короче довоенных на 1 м и борт выше на 0,55 м. Отличия были и по корпусу, из визуальных наиболее заметны различия носовой надстройки.

Буксирный морской пароход. Проект Фин-800. Вид сбоку.

Буксирный морской пароход. Проект Фин-800. Вид сбоку.. Фото: https://www.kolymastory.ru

Буксиры этой серии строились для нужд министерства рыбного хозяйства министерства морского флота и военных. Судоимпорт перераспределял суда в зависимости от нужд того или иного ведомства на основании решений Правительства.

В МРХ (министерство рыбного хозяйства) буксиры этой серии проходили под типом "Мурманрыба" (головной буксир "Мурманрыба").

В ММФ (министерство морского флота) буксиры обозначались типом "Аполлон" (головной буксир "Аполлон").

Морской буксир Северного флота проекта № 854 "МБ-159".

Морской буксир Северного флота проекта № 854 "МБ-159".. Фото: https://www.kolymastory.ru

В ВМФ СССР эти буксиры отнесли к типу 854. Эти буксиры собственных имен не имели и обозначались сокращениями, согласно назначению. Например, суда отопители — ОТ, морские буксиры — МБ.

На самом деле, все эти буксиры были одинаковые. При постройке никаких различий по проекту эти буксиры иметь не могли. А у моряков они получили прозвище — "Большой Финн".

Примерные общие измерения и данные: тоннаж — 533 BRT, длина — 47,2 м, ширина — 10,4 метра, осадка — 3,7 метра, скорость 10 узлов, автономность — 12 суток, силовая установка: паровая машина мощностью в 800 л.с.

И вот в справочнике ММФ (министерство морского флота) мне удалось разыскать родословную своей находки. Запись гласила о том, что морской буксир "Невельской" мощностью 800 л.с. типа "Аполлон" был построен на ССЗ "Крейтон-Вулкан" в Турку (Финляндия), спущен на воду в 1950 году и ему присвоен регистровый номер М-16698. Порт приписки — Нагаево.

С 50-х и по начало 60-х годов ХХ-го века паровой буксир "Невельской" нес свою службу в бухте Нагаева, помогая другим судам в маневрировании, швартовке и выполняя другие задания.

В начале 60-х годов ХХ-го века (более точную дату становить не удалось) буксир был передан в Камчатское морское пароходство, где упоминается несколько раз в отчётах:

5 января 1965 года погода в Авачинской губе резко ухудшилась. Начался сильный снегопад, задул ветер силой 10—11 баллов. Спасатель "Зевс" (капитан В.И. Гужвин) в течение трех суток помогал теплоходу "Сергей Тюленин", который был отведен в безопасное место в б. Раковую, снял с мели теплоход "Усть-Тигиль" и морской буксир "Невельской";

1 июня 1966 года прибуксированные "Невельским" из Советской Гавани плашкоуты № 205 и 206 приняты на баланс ПМТП.

1970 год стал последним годов в жизни "Невельского", в феврале месяце буксир затонул в Авачинской бухте.

9 февраля 1970 года в Авачинской губе в пяти милях от порта Петропавловск-Камчатский на глубине 24 метра затонул морской буксир "Невельской". Причиной катастрофы послужило затопление машинного отделения и коридора гребного вала через донный кингстон, открытый для очистки от шуги.

Основные размеры буксира

  • Длина наибольшая 47,9 м.
  • Ширина 9,5 м.
  • Высота борта 4,7 м.
  • Осадка средняя 4,07 м.
  • Водоизмещение порожнее 660 т.
  • Водоизмещение в момент аварии 980 т.

На момент аварии морской буксир работал на мазуте. Угольный бункер был переоборудован под топливные цистерны емкостью в 128 тонн. Скорее всего, перевод с угля на мазут буксира был произведён после передачи в Камчатское морское пароходство.

Операция по подъему буксира производилась силами ЭО АСПТР Камчатского пароходства. 23 марта 1970 года судоподъемная экспедиция приступила к подготовке подъема. 21 мая 1970 года поднятый со дна морской буксир "Невельской" был сдан Петропавловскому морскому порту, на его подъем было затрачено 29 дней. После подъема и осмотра судна было принято решение не восстанавливать буксир и он был разделан на металлолом в Петропавловске-Камчатском.

Таким образом, морской буксир "Невельской" прослужил на дальнем Востоке верой и правдой в течении двух десятилетий, до своего последнего рейса.

Как выяснилось позже, морской буксир "Невельской" был не единственным "Большим Финном" в Магадане. Уже после окончания службы морского буксира "Невельской" в бухте Нагаева нёс свою вахту ещё один буксир того же класса. Впрочем, предоставлю слово Анатолию Фёдорову: "В 171 бригаде был морской буксир мощностью 800 л.с. МБ-154 финской постройки".

Моя признательность и благодарность за помощь Анатолию Фёдорову. Отдельное спасибо Дмитрию Лахтикову за материалы и информацию о последних годах работы буксира "Невельской".

Информация о нахождении буксира в составе Камчатского морского пароходства, катастрофе и подъеме судна со дна моря взяты из статьи Н.В. Мишина, А.Д Ревеко "Подъем морского буксира "Невельской"".