Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Во время поиска данных по одному из буксиров бухты Нагаева Ольга Кирьянцева прислала мне фотографии по магаданскому торговому порту. На одной из них оказался буксир, с хорошо читаемым названием на борту — "Невельской". Хоть и это было не то судно, которое я искал, но, тем не менее, его история тоже во многом интересна.
Итак, прошу любить и жаловать — морской паровой буксир "Невельской". Первые поиски по истории этого буксира привели меня на верфи… Голландии.
Морской буксир "Республика". Фото: https://www.kolymastory.ru
Ну, вот и нашелся первый собрат нашего буксира "Невельской", как позже выяснилось, который годился ему в деды…
Совпадает корпус судна, обводы и расположение иллюминаторов. Идентично расположение мачты и наличие на нем вороньего гнезда. Расположение и форма дымовой трубы совпадают также.
Теперь можно (и нужно) углубляться в историю…
Первые буксиры такого типа были построены для СССР на верфях Голландии Verschure en Co’s Scheepswerf en Machinefabriek N.V. (Амстердаме) и N.V. Werf Conrad, Scheepswerf en Werktuigenfabriek (Харлем).
Первая партия морских буксиров была закуплена СССР в 1935 году и получили имена: "Сталинабад", "Ташкент", "Тифлис", "Киев" и "Минск". В 1938 году были закуплены ещё два буксира — "Шквал" и "Республика". Вполне возможно. что были закуплены и ещё буксиры, но сведений о них найти не удалось. А искомого буксира с именем "Невельской" в списках не было.
Оставалось не терять веры и продолжать поиски. А привели они меня к советско-финской войне 1939—1940 годов, а точнее — к её последствиям.
В 1940 году был подписан мирный договор между СССР и Финляндией мирный договор, который действовал до 26 июня 1941 года. В этот мирный промежуток финнам предложили строить суда для СССР на репарационных условиях.
17 сентября 1940 года был подписан коммерческий договор, в соответствии с которым верфь "Крейтон-Вулкан" обязалась построить большое количество 3000-тонных и 2000-тонных барж. А также буксиры мощностью 800 л.с., буксиры мощностью 600 л.с. на верфи в "Вяртсиля" Хельсинки и на верфи "Крейтон-Вулкан" в Турку. Должны были быть построены и буксиры мощностью 400 л.с. на верфях в Варкаусе, и в Люпсюниеми. Это был крупный советский заказ на 54 судна, распределенный на все существовавшие в то время в Финляндии верфях.
К началу войны ни один из этих судов достроен не был. В результате собратья морского буксира "Невельской" вошли в состав кригсмарине (ВМС Германия) в количестве 16 единиц, все они получили немецкие имена.
NT-59 "Polangen" принимал активное участие в противолодочной борьбе в Финском заливе в составе ВМС Германии.. Фото: https://www.kolymastory.ru
Буксиры поменьше служили некоторое время в финском ВМС, а затем были переданы СССР под конец 1944 года.
После окончания войны Советский Союз получил часть своих буксиров мощностью в 800 л.с. по репарации, среди них были "Flöyen I", "Flöyen II", "Mariensiel", "Riesenburg", и "Ortrud" и ряд других. Все они получили новые русские имена, но "Невельского" среди них не было.
После войны, в период с 1947-1959 годов на верфи "Wartsila" ("Вяртсиля") судостроительного завода "Крейтон-Вулкан" в городе Турку (Финляндия) была построена серия порядка 119 единиц морских паровых буксиров мощностью в 800 л.с.. Особо не мудрствуя, финны практически не стали изменять проект буксиров, которые строили до войны, во избежании удорожания. Корпуса также остались клёпаные, а не сварные. И всё также на морские буксиры ставили паровые машины, не меняя их на дизеля. Ну и в проекте осталась мачта с "вороньим гнездом" в носовой части. В последних сериях на буксирах уже устанавливали НРЛС "Створ", радиопеленгатор СРП-5, но "воронье гнездо" было на своем месте.
Изменения в проекте все же были. Послевоенные морские буксиры несколько отличались от тех, что заказывал СССР перед войной. Эти буксиры были короче довоенных на 1 м и борт выше на 0,55 м. Отличия были и по корпусу, из визуальных наиболее заметны различия носовой надстройки.
Буксирный морской пароход. Проект Фин-800. Вид сбоку.. Фото: https://www.kolymastory.ru
Буксиры этой серии строились для нужд министерства рыбного хозяйства министерства морского флота и военных. Судоимпорт перераспределял суда в зависимости от нужд того или иного ведомства на основании решений Правительства.
В МРХ (министерство рыбного хозяйства) буксиры этой серии проходили под типом "Мурманрыба" (головной буксир "Мурманрыба").
В ММФ (министерство морского флота) буксиры обозначались типом "Аполлон" (головной буксир "Аполлон").
Морской буксир Северного флота проекта № 854 "МБ-159".. Фото: https://www.kolymastory.ru
В ВМФ СССР эти буксиры отнесли к типу 854. Эти буксиры собственных имен не имели и обозначались сокращениями, согласно назначению. Например, суда отопители — ОТ, морские буксиры — МБ.
На самом деле, все эти буксиры были одинаковые. При постройке никаких различий по проекту эти буксиры иметь не могли. А у моряков они получили прозвище — "Большой Финн".
Примерные общие измерения и данные: тоннаж — 533 BRT, длина — 47,2 м, ширина — 10,4 метра, осадка — 3,7 метра, скорость 10 узлов, автономность — 12 суток, силовая установка: паровая машина мощностью в 800 л.с.
И вот в справочнике ММФ (министерство морского флота) мне удалось разыскать родословную своей находки. Запись гласила о том, что морской буксир "Невельской" мощностью 800 л.с. типа "Аполлон" был построен на ССЗ "Крейтон-Вулкан" в Турку (Финляндия), спущен на воду в 1950 году и ему присвоен регистровый номер М-16698. Порт приписки — Нагаево.
С 50-х и по начало 60-х годов ХХ-го века паровой буксир "Невельской" нес свою службу в бухте Нагаева, помогая другим судам в маневрировании, швартовке и выполняя другие задания.
В начале 60-х годов ХХ-го века (более точную дату становить не удалось) буксир был передан в Камчатское морское пароходство, где упоминается несколько раз в отчётах:
5 января 1965 года погода в Авачинской губе резко ухудшилась. Начался сильный снегопад, задул ветер силой 10—11 баллов. Спасатель "Зевс" (капитан В.И. Гужвин) в течение трех суток помогал теплоходу "Сергей Тюленин", который был отведен в безопасное место в б. Раковую, снял с мели теплоход "Усть-Тигиль" и морской буксир "Невельской";
1 июня 1966 года прибуксированные "Невельским" из Советской Гавани плашкоуты № 205 и 206 приняты на баланс ПМТП.
1970 год стал последним годов в жизни "Невельского", в феврале месяце буксир затонул в Авачинской бухте.
9 февраля 1970 года в Авачинской губе в пяти милях от порта Петропавловск-Камчатский на глубине 24 метра затонул морской буксир "Невельской". Причиной катастрофы послужило затопление машинного отделения и коридора гребного вала через донный кингстон, открытый для очистки от шуги.
Основные размеры буксира
- Длина наибольшая 47,9 м.
- Ширина 9,5 м.
- Высота борта 4,7 м.
- Осадка средняя 4,07 м.
- Водоизмещение порожнее 660 т.
- Водоизмещение в момент аварии 980 т.
На момент аварии морской буксир работал на мазуте. Угольный бункер был переоборудован под топливные цистерны емкостью в 128 тонн. Скорее всего, перевод с угля на мазут буксира был произведён после передачи в Камчатское морское пароходство.
Операция по подъему буксира производилась силами ЭО АСПТР Камчатского пароходства. 23 марта 1970 года судоподъемная экспедиция приступила к подготовке подъема. 21 мая 1970 года поднятый со дна морской буксир "Невельской" был сдан Петропавловскому морскому порту, на его подъем было затрачено 29 дней. После подъема и осмотра судна было принято решение не восстанавливать буксир и он был разделан на металлолом в Петропавловске-Камчатском.
Таким образом, морской буксир "Невельской" прослужил на дальнем Востоке верой и правдой в течении двух десятилетий, до своего последнего рейса.
Как выяснилось позже, морской буксир "Невельской" был не единственным "Большим Финном" в Магадане. Уже после окончания службы морского буксира "Невельской" в бухте Нагаева нёс свою вахту ещё один буксир того же класса. Впрочем, предоставлю слово Анатолию Фёдорову: "В 171 бригаде был морской буксир мощностью 800 л.с. МБ-154 финской постройки".
Моя признательность и благодарность за помощь Анатолию Фёдорову. Отдельное спасибо Дмитрию Лахтикову за материалы и информацию о последних годах работы буксира "Невельской".
Информация о нахождении буксира в составе Камчатского морского пароходства, катастрофе и подъеме судна со дна моря взяты из статьи Н.В. Мишина, А.Д Ревеко "Подъем морского буксира "Невельской"".