Пять причин поехать с Drivee
28 ноября, 13:55
Определены единые дни проведения последнего звонка и выпускного в школах в 2026 году
17:54
В Совете Федерации прошло 602-е заседание
17:45
В Магадане отдали дань памяти погибшим в вооруженном конфликте в Чечне
17:30
Прямая линия с губернатором Колымы — тезисы
16:45
Магаданцам напоминают о правилах безопасности при использовании пиротехники
16:35
В Магадане окончено расследование уголовного дела о заведомо ложном доносе
16:33
Колымчан проинформировали о действиях при грибке и плесени в доме
15:44
Колымчан в очередной раз предупредили о снежных козырьках и сосульках
15:07
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании
14:30
Колымчан просят проголосовать за ТОП-10 лучших по итогам БИОТ 2025
14:24
В Магадане почтили память погибших в Чечне
14:18
Восстановлено движение по автодороге Магадан — Балаганное — Талон
13:56
Хачатур Помбухчан — лучший СЕО по версии Ассоциации менеджеров
13:50
Домклик расширяет условия льготной ипотеки для Дальнего Востока и Арктики
13:35
Иван Бобров: ГИН пресекла размещение автосервиса, построенного в обход договора аренды
13:16

Полина Новыш: Для меня искусство – способ осмыслить себя и мир вокруг

Выпуск подкаста "Ваши уши" с фотографом Полиной Новыш
30 июля, 10:00 Общество #ВашиУши
Полина Новыш Полина Новыш
Полина Новыш
Фото: Полина Новыш
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В подкасте "Ваши уши" — интервью с фотографом Полиной Новыш. О первой короткометражке, пути в фотографию и вдохновении.

— Полина, тебя многие знают как Полину Гримм. Расскажи, откуда этот псевдоним?

— Мне кажется, что эту историю уже слышали все, но оказывается, нет. Всё началось ещё в 2017 году, когда я занималась макияжем. Тогда я училась на журналиста, работала в газете, искала, чем хочу заниматься по-настоящему. Судьба и друзья привели меня на съёмки. На тот момент я уже делала грим и макияж. Возник вопрос псевдонима — хотелось что-то запоминающееся и не банальное.

Мы, подростки, когда-то сидели в "Аське", "Мирке", выбирали ники. "Гримм" я взяла в двух смыслах: как прямую отсылку к гриму и как намёк на мрачные сказки братьев Гримм — необычные, местами пугающие, как фантазийный мир. Так имя и прижилось. Уже лет 17–18 меня так зовут. Даже друзья иногда напоминают, что слышали про меня под этим именем.

— Ты упомянула, что начинала с грима, но сейчас больше известна как фотограф. Когда пришло желание самой взять камеру?

— Это тоже был 2017 год. Я часто участвовала в съёмках как модель, делала грим, ассистировала. Так познакомилась с Сергеем Голубевым, известным в Магадане фотографом. Тогда он много экспериментировал, и я тоже хотела создавать что-то необычное.

Я предлагала идеи съёмок, участвовала в разных проектах, делала грим известным людям. Со временем мне стало важно уметь самой качественно фотографировать свои работы. Телефон не давал нужного эффекта. К тому моменту у меня уже был опыт съёмки — я работала репортажным фотографом с 2013 года, снимала для Магадан-Медиа и других изданий.

В какой-то момент я пришла к Сергею и сказала: "Научи меня снимать". Это совпало с тем, что он открыл фотошколу "Просвет". Был апрель 2018-го. Я отучилась и буквально сразу поняла, что это моё. Грим отошёл на второй план — я всё ещё делала его для своих съёмок, но заказы уже почти не брала. Хотя ещё пару лет люди мне писали, например, на Хэллоуин.

Полина Новыш

Первые творческие проекты. Фото: Полина Новыш

— Помнишь свою первую самостоятельную съёмку, после которой ты поняла: "Да, это моё"?

— Наверное, это было продолжением той истории. После фотошколы я уволилась из редакции, всё резко изменилось. В этот период я уехала в отпуск и параллельно договорилась о личном обучении у Михаила Шостакова — известного портретного фотографа из Петербурга. Его минимализм мне всегда нравился.

Хотя в итоге я снимаю не совсем в его стиле, именно эти занятия очень меня вдохновили. Вернувшись, в сентябре я провела серию ню-съёмок в чёрно-белом — сразу решила "идти по хардкору", а не фотографировать стандартные закаты. Мне очень понравилось.

Тогда же я впервые стала брать за работу хоть небольшой гонорар. После этого пошли заказы, съёмки, сотрудничество с топовыми специалистами города — видеографом Фёдором Антоновым, декоратором Женей Вербовой. Меня быстро начали приглашать в проекты, и всё закрутилось.

— Между тем, что ты хотела снимать, и тем, что приходилось — была большая разница?

— Коммерческие заказы, бэкстейджи, платья на продажу — не всегда вдохновляли, но поддерживали интерес. Всё быстро получалось, и я поняла: я на верном пути. После ухода из редакции у меня не было постоянной работы, я искала себя, работала баристой, администратором — как у многих. Но к январю 2019-го поняла, что могу полностью перейти на съёмки. Хоть и сложно, время, потраченное на съёмки и продвижение, приносило опыт и доход. За шесть лет были моменты сомнений, но вдохновляют люди, которые хотят работать со мной и ценят то, что я делаю. Это бесконечное поле для экспериментов.

Полина Новыш

Выставка Полины Новыш. Фото: Полина Новыш

— Твой псевдоним связан с мрачными историями, и в твоих работах всегда чувствуется сказочная, чуть готическая атмосфера. Что тебя вдохновляет и как ты объяснишь свой стиль?

— Шутка в том, что у меня есть стиль — и я сама это долго не замечала. На одном курсе у Макса Баева в 2022 году нам дали задание собрать коллаж из работ, которые вдохновляют, и из своих фотографий. Тогда я увидела: да, стиль у меня есть, он прослеживается.

Меня вдохновляет фэнтези — "Властелин колец", Перумов, "Волшебник Земноморья". Моя мама читала мне с детства "Хроники Нарнии", я до сих пор помню, как рыдала, когда убивали Аслана. Это и объясняет мрачность.

Визуально меня вдохновляет работа Дальтора — не столько как режиссёра, сколько как создателя образов. Мне близка мрачная красота — "dark beauty". Люблю готическую архитектуру, гравюры, Босха, Гигера, который придумал чужих. Все мои интересы — книги, музыка — складываются в эту картинку, и я просто переношу её в своё видение, не копируя.

Я пробовала снимать в минимализме, умею это делать, но меня это не вдохновляет — долго искать локации, расставлять свет. Мне нравится создавать сложные световые композиции — это тоже творческая задача, которая меня заводит.

— Ты уволилась с работы и уже около шести лет зарабатываешь на съёмках?

— Если не считать 2022-й, то да.

— Ты нашла свой стиль, аудиторию и сделала фотографию источником дохода — мечта многих. Расскажи, реально ли сегодня прожить на съёмку в Магадане, с чего начать новичкам?

— Заработать можно, но это не просто. В Магадане, где около 100 тысяч жителей, сложно специализироваться узко: если ты снимаешь только портреты или свадьбы, может не хватать клиентов. Поэтому местные фотографы обычно универсалы. Совет новичкам — берите камеру и снимайте то, что вам нравится. Тренируйтесь на друзьях, животных, пробуйте разные жанры, чтобы понять себя.

Также важно общаться с коллегами, ходить на фотособытия, знакомиться с профессионалами. Мне помогли связи, которые остались с работы журналистом — они помогали с локациями, реквизитом, договорённостями. Навыки важны, но не менее важно уметь договариваться и не бояться просить. Если что-то не получается, ищите другой путь.

— Что посоветуешь по ценам?

— Не берите сразу слишком мало, но и не задирайте цены. Учитесь, оценивайте себя по уровню коллег в вашем городе. По мере роста уверенности и опыта повышайте стоимость. Не работайте бесплатно, но развивайтесь планомерно. Сотрудничайте с другими, обменивайтесь опытом.

Главное — не копируйте чужую работу целиком. Можно брать технические приёмы или детали, но вкладывайте свою идею, смысл. Это обязательно — если вы не вложите себя, люди почувствуют фальшь. Классная книга на эту тему — "Кради как художник" — она объясняет, как брать чужое, но придавать своему творчеству уникальность.

— Какой смысл вкладываешь в свои работы? Что хочешь через искусство сказать миру?

— Это, по сути, автопортрет. В коммерческих проектах есть идея заказчика, но я стараюсь добавить своё видение. В арт-работах, особенно в кино, часто не задумывалась о личном смысле — идея развивалась сама, а потом я поняла, что это про меня.

Творчество помогает мне принимать и прорабатывать свои стороны. Например, первая короткометражка была о цикличности — многомерном символе, который со мной с подростковых лет. Для меня искусство — способ осмыслить себя и мир вокруг.

— Давай сразу уточним: речь о твоём первом короткометражном фильме "Zero Zero" (18+) по мотивам серии "Джибаро" (18+) из сериала "Любовь, смерть и роботы" (18+), верно?

Полина Новыш

Полина Новыш. Фото: Полина Новыш



— Да, именно так.

— Расскажи, как родилась идея и почему ты решила перейти от фотографии к режиссуре?

— Это не резкий переход, а постепенное перетекание. Мне стало не хватать динамики в фото, я чувствовала ограничения статичного кадра. На арт-проектах уже приглашала видеографов снимать бэкстейдж, и со временем захотелось оживить своих персонажей. Вдохновила серия "Джибаро" — она вышла летом 2022 года, и я была поражена её глубиной и эмоциями. Пересматривая её, испытывала сильные чувства, которые хотелось передать.

Изначально идея была просто сделать косплей — создать костюм героини и поснимать образ. Модель Рита подошла идеально. Костюм вышел намного дороже запланированного — около 50 тысяч, много шила сама с помощью мамы. Это стало для меня вызовом и удовольствием — делать такой богатый образ вручную.

Потом возникла идея снять видео, чтобы запечатлеть костюм и атмосферу. Сюжет вырос из мысли сосредоточиться на чувствах героини, которые в оригинальной серии почти не раскрыты. Я захотела показать, что с ней происходит после событий сериала — её внутренний бунт и попытки убежать от себя.

Мы упаковали это в трёхминутный мини-фильм с зацикленными кадрами и множеством смыслов, которые зрители продолжают находить. Это тот самый эффект искусства, когда из одной мысли рождается многомерная история, вызывающая ассоциации у зрителей.

— Расскажи о процессе съёмок?

— Да, съёмки шли два года — осенью 2022 года в Магадане и осенью 2023-го в Карелии.

В Магадане мы нашли подходящие локации — озеро, река, лес, водопад — очень похожие на оригинал из сериала. Хотелось сохранить визуальную связь, показать эту же зацикленность и путь героини. Но столкнулись с трудностями...

В Магадане не было подходящего озера — ни пешком, ни на машине — с высоким деревьями по берегу и пологим входом в воду, как в оригинальной серии. Нам нужен был именно такой берег, с зарослями и не слишком илистым дном, потому что в анимации героиня может танцевать прямо на воде, а у нас были технические ограничения. Поэтому список требований к локациям был очень строгим, и подходящих мест было мало.

Снимали на Солёном озере и на турбазе в Арманикосте. Работа была непростой: гримировались глубокой ночью, выезжали в 4–5 утра, чтобы поймать утренний свет и туман. Дорога занимала полтора часа в одну сторону, потом съёмки по 3–4 часа. Команда была невероятной — очень благодарна всем, кто помогал.

Полина Новыш

Маргарита Кулакова. Фото: Полина Новыш

На турбазе мы прошли по берегу реки пару километров вверх по течению, чтобы найти нужное место для съёмок — бурная, но не слишком, чтобы актриса могла стоять в воде. В итоге нас потом два часа с собаками искал егерь — мы случайно зашли на его территорию. К счастью, встретили медведей, но всё прошло без проблем.

В Магадане сложно было сразу организовать грим и логистику на локации — река, вода, лес, сложный рельеф. Мы успели снять около половины материала и сделали тизер. Но в конце сентября 2022 года проект поставили на паузу. Озеро Солёное оказалось не совсем подходящим — свет менялся, солнце попадало в кадр по-разному, а снимать ночью не было возможности.

В голове всё время сидела мысль о Карелии — я там побывала в 2021 году, очень вдохновилась красотой, особенно водопадом, который идеально подходил для задуманной сцены. Летом 2023 года решила действовать: собрала команду из разных городов и стран — модель из Магадана, оператора из Сербии или Грузии, второго оператора из Питера. Все встретились в Питере, откуда вместе поехали в Карелию.

В Карелии жили неделю в одном доме — сначала было сложно, но оказалось очень полезно. Можно было вместе обсуждать съёмки, помогать друг другу, сушить и перекрашивать костюм, организовывать пространство. Команда работала почти бесплатно — я оплачивала билеты, проживание, еду и транспорт. Людей вдохновила идея и история, и они шли до конца.

До сих пор впечатляет, что проект не только реализовался, но и объединил людей. Один из операторов потом сказал, что благодаря этому проекту остался в Питере, познакомился с коллегой и теперь они друзья. Это ощущение, что ты не просто делаешь фильм, а меняешь жизни людей, — одно из самых ценных.

Сложности, конечно, были. Самая большая — собрать четырёх взрослых людей на неделю в одном месте, чтобы никто не отвлекался от работы. Это было почти чудо, но мы смогли. В Питере встретились все, а у меня в тот момент было около десяти срочных доставок реквизита — линзы, краска, грим, скелет для съёмок. Всё привезли в последний момент, и загрузить в машину было настоящим испытанием — много коробок, техники, одежды, реквизита. Особо выделялась Рита с нашим батaфорским скелетом Геннадием — я настояла на его участии, чтобы добавить мистики и хоррора.

Мы планировали найти локации за один день, но ушло два. В районе Сартовала объездили все озёра — требований много: большое озеро с пологим каменным спуском, хвойным, мрачным лесом по берегу и доступом на машине — потому что модель в костюме. Пока искали, познакомились с местными бабушками, которые накормили помидорами и яблоками. Успели даже съездить на водопад — кадр ради него был важен.

Оставалось всего три съёмочных дня на три минуты видео — мало, но мы справились. В 5 утра перед съёмками мы с оператором, который был изначально из Магадана и стал монтажёром, решили переписать сценарий — старый не подходил. В итоге вернулись к изначальной версии, немного доработав детали. Каждый вечер устраивали мозговые штурмы, чтобы история была связной. Команда была настолько вовлечена, что мы действительно сделали классный продукт.

Опасности были — вечером на водопаде, когда шел дождь, мы искали места для съёмок. Вода была красного цвета — из-за меди в воде. Свет фонариков создавал кровавую атмосферу, что добавляло мистики. Темнота, лес вокруг, шумы — моментами становилось реально жутко. Ребята шутили, чтобы подбодрить друг друга, а я уже хотела уйти. Но мы продолжили и даже поднялись на второй водопад по лестницам.

Возвращались по очень плохой дороге — около пяти километров бездорожья, потом гравийка. Водители ехали впереди, мы с Ритой сидели сзади, и мне приходилось смотреть на дорогу и водителя. Это было непросто, но команда выдержала все испытания.

Полина Новыш

Первый фотопроект ню. Фото: Полина Новыш

— Кино презентовали в январе в Магадане и в феврале в Петербурге?

— Да.  В Магадане собралось около 60 человек, реакция была в основном положительная — многие подходили благодарить и говорить, что гордятся мной. Конечно, были и обсуждения, люди задавали вопросы, хотелось пообщаться. Работа оказалась очень ресурсоёмкой, но я хочу продолжать создавать масштабные проекты.

Что касается планов — я поступила в Санкт-Петербургский институт кино и телевидения на переподготовку по режиссуре. Это даёт возможность войти в профессиональную среду, получить полезные знания и быть заметной. Учёба комбинированная, с акцентом на драматургию, режиссуру, работу с актёром и операторское мастерство. Особое внимание уделяется тому, что режиссёру часто приходится работать с сценаристами, но пока мне ближе формат "сделай сам": придумывать, писать и снимать свои истории. Планирую развиваться в короткометражках.

Я уехала в октябре, весной приезжала в Магадан по делам, летом буду здесь. Экзамены сдаю дистанционно, чтобы не отвлекаться осенью. Кино сейчас участвует в нескольких конкурсах, активно его продвигаю и надеюсь на дальнейшие показы, в том числе хочу договориться о повторном показе в Магадане. Это важно — слышать отзывы и делиться впечатлениями.

Пока я не планирую останавливаться и хочу дальше работать в кино, где бы ни была — в Петербурге или Магадане.

Учёба в переподготовке по режиссуре у нас очень разная — от 21 до 30 с лишним лет, и это плюс, потому что у каждого уже сформирован свой взгляд и предпочтения в жанрах. У нас есть любители детективов, я, например, не понимаю, как снимать комедии. На занятиях мы дополняем идеи друг друга, что отличается от опыта ребят, которые учатся пять лет подряд и чаще похожи друг на друга. Для меня это обучение — возможность обогатить свой стиль, который уже начал формироваться в фотографии, и перенести его в кинематограф.

Образование — бесконечный процесс. После окончания этой переподготовки я планирую поступать в Московскую школу нового кино, которая считается одной из лучших в стране. Там можно получить грант на экспериментальный кинематограф — думаю, попробую, хотя две учёбы одновременно тяжело.

Важно не просто снимать, а понимать искусство, историю, жизнь в целом. Режиссёр должен постоянно учиться и быть интересующимся человеком, иначе фильмы будут скучными и безжизненными. Не хочу стать режиссёром, который снимает только то, чему его научили.

Что касается следующих проектов, у меня несколько сценариев. Один почти готов — это анимационная короткометражка. Изначально я понимала, что снять фильм с драконом нереально из-за бюджета, поэтому выбрала анимацию. Это мрачная фэнтези-драма о отцах и детях, о самоопределении и "монстре внутри". Мне кажется, зрители найдут в ней что-то своё.

Первые три короткометражки я планирую объединить в цикл — про моих внутренних демонов и зацикленность. Один из сценариев я надеюсь реализовать совместно с писателем Арсением Гариповым — это будет кинематографический трейлер к его игре, который, возможно, выйдет в Steam через несколько лет.

Мне интересно создавать этот цикл, и надеюсь, он привлечёт внимание зрителей, которые смогут глубже понять идеи и путь, который я прошла как автор.

— Полин, у тебя на футболке изображена картина магаданского художника Александра Пилипенко. Расскажи о своём отношении к городу и его творчеству?

— С Александром Васильевичем мы знакомы хорошо, работали вместе в 2017 году над короткометражкой "Падающий" (18+), которая участвовала в магаданском конкурсе. Он консультировал нас, пускал в свою мастерскую, делился картинами — это был классный опыт. Тогда я впервые почувствовала магию кино на площадке и поняла, что хочу работать в этой сфере.

Я очень люблю Александра Васильевича и горжусь тем, что могу носить его работу — это своего рода причастность к искусству. Футболку с его картиной можно купить в Магадане, и я рада, что могу таким образом продвигать наш город и его талантливых людей в Москве и Петербурге, где сейчас бываю.

Магадан для меня — это родной и дорогой город. Несмотря на желание связать карьеру с большим городом, Магадан всегда в сердце. Он изменился: раньше там почти не было культурной жизни, сейчас же появляются выставки, каворкинги, лекции — хоть и в меньшем объёме, чем в больших городах, но это уже важно. 

Полина Новыш

Творческие проекты. Фото: Полина Новыш

— Трасса.

— Честно, особых баек у меня нет. Я выросла в городе и впервые выехала на трассу в подростковом возрасте — когда у друзей появились машины, и кто-то получил права. Трасса у меня не вызывает страха, но связана с мрачной историей. Я была в Сусумане, Армани, несколько раз в Карамкене. Очень хочу доехать до Мяунджи и побывать в Кадыкчане — это вымерший посёлок, откуда мой молодой человек. Мы смотрели фотографии со спутника: дом, школа — всё это очень интересно. Ощущение там, как и на Карамкене, будто ты защищён окружающими сопками — очень необычное чувство. Пока дальше Сусумана не была, но надеюсь, что когда-нибудь смогу это сделать.

Полина Новыш

Выставка Полины Новыш. Фото: Полина Новыш

— Вопрос от нашего предыдущего гостя, учителя русского языка Людмилы Андреевой: как тебе живётся в этом яростном мире?

— Тяжело. Много сомнений. Но жить неинтересно — это тоже не вариант. Мы недавно с близким человеком обсуждали, равна ли жизнь смерти, что значит ощущать себя живым. Пока я что-то создаю, я чувствую, что живу, поэтому не могу остановиться. Это эгоистично, но, пожалуй, весь мир эгоистичен. Хочется пожелать всем сохранять искру, которая вдохновляет творить и делать что-то важное, а не просто плыть по течению, безразлично и нигилистично.

— А какой вопрос ты бы задала следующему гостю?

— Если в ближайшие 20 лет появится программа колонизации космоса, ты полетишь?

Беседовал Дмитрий Андреев для подкаста "Ваши уши"

"Ваши уши" — независимый проект. Подписывайтесь и делитесь с друзьями. Так вы не пропустите новый выпуск и поможете нам.

Дополнительные материалы — в телеграм канале.

233807
31
60