С 15 января 2025 года в России контроль воды должен осуществляться в соответствии с новым стандартом.
По словам юриста, эксперта по правовым вопросам в сферах ЖКХ и СНТ Дмитрия Бурняшева, в сферу ЖКХ России вводятся новые нормы, связанные с качеством воды. Он разъяснил, можно ли ожидать, что теперь вода, бегущая из крана, станет лучше.
В ГОСТ Р 71581-2024 рассказано о том, каким стандартам должна соответствовать питьевая вода. Во многом представленные требования повторяют правила оказания коммунальных услуг и СанПин 1.2.3685-21.
Но юрист отметил, что службы ЖКХ не обязаны следовать новому ГОСТу. Они могут делать это на добровольной основе. Причина проста: ГОСТы не являются нормативными актами.
Исключения составляют те случаи, когда соблюдать ГОСТы обязывает закон. Однако стандарты помогают повысить качество работ, услуг или выпускаемой продукции.
Ресурсоснабжающая организация понесет ответственность, если разместит на своем сайте объявление, что следует определенному ГОСТу, а затем его нарушит. Документ принесет пользу и потребителям услуг ЖКХ, которые сомневаются в том, что пьют воду хорошего качества.
Так, если из крана несколько дней идет ржавая вода, можно смело жаловаться в управляющую компанию. Она проверит качество воды и будет обязана решить проблему.
Собственнику нужно сделать звонок в аварийно-диспетчерскую службу. Если вода поставляется в соответствии с договором, заключенным с РСО, то нужно звонить в аварийную службу этой организации.
Расскажите, что не так с водой в вашей квартире. Например, вода может быть с осадком или плохим запахом.
Просто рассказать о проблеме недостаточно. Нужно убедиться, что вашу жалобу приняли, а проблема будет решена.
Для этого запишите ФИО сотрудника аварийной службы, номер, под которым заявка была зарегистрирована и время, когда ее приняли. Также в аварийке должны записать, почему возникло нарушение, если это известно.
Далее узнайте, когда заявка будет выполнена, согласуйте время и день исследования. На согласование отводится максимум два часа после подачи заявки.
По итогам проверки составляется акт, в котором говорится, есть ли нарушения, связанные с качеством предоставляемого ресурса. Если вы обращались в УК, ответ должен последовать в течение 10 рабочих дней.
Если потребитель не согласен с итогами проверки, он может затребовать экспертизу, которую проводит и оплачивает УК или РСО. Однако, если нарушения не будут подтверждены, жилец будет обязан возместить расходы.
Но можно пойти другим путем: подать заявление в Роспотребнадзор. В таком случае платить не придется.
Жалобу проще всего отправить через "Госуслуги". К ней добавляют копию жалобы в управляющую организацию и тот ответ, который вы от нее получили.
На проверку у ведомства есть 30 дней. Затем потребитель получит ответ, приводит слова эксперта "Т — Ж".