В нашей новой рубрике "То, о чем вы задумывались, но стеснялись спросить у священника" мы обсудим тему молитвы в церкви. Иерей Даниил Омуралиев, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора рассказал ИА MagadanMedia почему нужно ходить в церковь и молиться именно там.
В церкви верующие молятся вместе, создавая единую молитвенную общину. Совместная молитва имеет особую силу и помогает каждому участнику почувствовать поддержку и единство с другими верующими.
"Не все то, что мы восприняли от предыдущего поколения, является правильным. В том числе какие-то традиции, относящиеся как кажется к церковной жизни. Особенно, если они возникли в советский период. Нужно сказать, что в период СССР было много замечательного, что, к сожалению, позже было утрачено. Но были и пробелы. Так, например, от предыдущего поколения сохранилось такое мнение, что в храм ходить необязательно. Люди говорят следующее: "Бог у меня в душе, у меня в сердце, я могу Богу везде помолиться". Это абсолютно правильные рассуждения. Можно молиться ему везде — и дома, и на работе, и в пути, в любом месте, в любой ситуации.
В Новом Завете апостол Павел дает такое наставление: "Непрестанно молитесь”, — то есть всегда молитесь.
Сам Иисус Христос говорит в Нагорной проповеди: " Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Матфея 6:6). Но очень часто из этого делается неверный вывод, что не обязательно при этом ходить в церковь. Иисус Христос также говорит следующее: "Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матфея 18:20). Здесь Он говорит уже об общей молитве.
Всегда в истории Церкви, в истории христиан присутствовала как частная молитва (домашняя молитва), так и общая молитва, или общественная, или богослужебная. Это та молитва, которая совершалась, когда христиане собирались вместе.
Поначалу христиане стали собираться при Иерусалимском храме или синагогах, а в последствии — в домах богатых христиан, у кого был большой зал, чтобы можно было вместить большое количество людей. Они молились, вместе пели псалмы, читали Писание и регулярно совершали Вечерю Господню. То есть повторяли Тайную Вечерю, каждый раз причащаясь Телом и Кровью Иисуса Христа под видом хлеба и вина.
Особенно строго это исполнялось в день Господень, который в последствии стали называть днем воскресным.
Временами общую молитву или богослужение приходилось совершать втайне по причине гонений. Христианство очень долго было запрещено на территории Римской империи, и по этой причине приходилось для совместной молитвы укрываться даже под землей в катакомбах. Это продолжалось около 300 лет.
Кстати, аналогичная ситуация происходила и в отдельные периоды советского времени. Несмотря на преследования, люди старались не оставаться без общей молитвы и Таинства Причастия, совершая богослужение тайно. Более того, находились способы совершать Литургию в краткой форме даже в условиях заключения в исправительно-трудовых лагерях.
Возвращаясь к истории древней Церкви, отметим, что по окончании гонений, в четвертом веке, начали строить храмы, которые и наполнялись верующими людьми. С этого периода богослужения совершаются именно в храмах.
То есть после периода "катакомбной" Церкви, когда нужно было прятаться, чтобы тебя никто не обнаружил, так как это было опасно, тебя могли казнить за это, появились храмы, и люди стали молиться открыто и совместно именно там. Сейчас в нашей стране нет гонений на Церковь, храмы открыты, есть священники, много крещенных православных христиан.
Однако, на воскресной совместной молитве — утреннем богослужении, которое называется Литургия (в перев. с греч — “общее дело”) — присутствует лишь малая часть верующих. Причины этому могут быть разные: от отсутствия знаний элементарных основ церковной жизни или нежелания знакомиться с ними до обычной лени. Отмечу среди них и такую значимую причину — отсутствие семейной традиции посещения воскресного богослужения. Если вы крещенный православный христианин, то просто заведите такую традицию.
В воскресный день начните посещать Литургию, исполняя заповедь “Седьмой день — Богу”. Это богослужение комплексное и включает в себя как песнопения и молитвы за весь мир, страну, Земную Церковь, живых и усопших родных и близких, так и чтение Священного Писания и совершение Таинства Причастия.
Не запрещается молиться на Литургии и следить за текстом по книжке или даже со смартфона, если не мешать другим. Если устали молиться стоя, можно и присесть. Не беспокойтесь, если по незнанию что-то совершили не так, как заведено традициями церковной жизни, ведь Бог видит ваши настоящие намерения и стремления сердца. Не печальтесь, если в церковной среде вам пришлось встретиться с грубостью. Церковь состоит из людей, и не все, кто в ней находится являются святыми, кто-то только на пути, кто-то падает и опять встает. Не забывайте, что вы в первую очередь пришли к Богу, а не к людям", — рассказал отец Даниил.