Нынешний полевой сезон для главного геолога проекта Омолонской ЗРК Дениса Писаренко уже шестнадцатый по счету. В мае он покинет кабинет в Магаданском филиале "Полиметалла", уйдет в поля, и вернется в офис, когда зима вступит в свои полноценные права. Но в этом и состоит вся романтика его профессии, уверен геолог.
Полгода — в полях, полгода — за компьютером, анализируя полевые сведения. Такой график работы Денис считает оптимальным.
"Выбирая эту профессию, получаешь прекрасную возможность изучать секреты природы, и, возможно, стать первооткрывателем очередного богатейшего месторождения золота или серебра, — признается Денис Писаренко. — Каждая геологоразведочная экспедиция не похожа одна на другую, это всегда что-то новое и неизведанное, это путешествия и незабываемые впечатления, бесценный опыт и общение с коллегами".
А начиналось все так…
Банька на санях
Незадолго до окончания армейской службы Денис побывал в отпуске на Колыме, где прошло его детство. Недавнему выпускнику горного университета хотелось найти подходящее место работы, чтобы было куда вернуться после дембеля. В итоге в декабре 2006 года он устроился в Дукатскую горно-геологическую компанию, а уже в феврале отправился в поля — на участок Холоткан в Тенькинском районе. Проходили бульдозером канавы, документировали, бурили поисково-оценочные скважины.
Весь коллектив "разведчиков" — 15 человек, обитал в деревянных балках, кстати, довольно просторных и теплых. По очереди были дежурными по лагерю, занимались бытом, готовили пищу на газовой плитке. Банька была своя, портативная, на санях. Для нее топили снег, сугробы тогда наросли по шею и мороз стоял трескучий.

Каждая геологоразведочная экспедиция не похожа одна на другую, это всегда что-то новое и неизведанное, это путешествия и незабываемые впечатления. Фото: Фото: Полиметалл
Такие условия Денис Писаренко не считает экстремальными для геолога. Он прекрасно помнит свой студенческий полевой сезон в горах Приэльбрусья в начале нулевых, когда будущие геологи в ходе производственной практики выполняли государственную программу по поиску тонкодисперсного золота в минералах. Геология в те годы находилась не в лучшей форме. Практиканты жили в палатках, спали в ватных спальниках. Ни печек, ни дров для них на высокогорных лугах не было. Наверное, так — маршрут за маршрутом, сезон за сезоном и закаляют свой характер настоящие профессионалы.
"Золотой кирпич"
Одним из особых для Дениса Писаренко стал сезон, связанный с разведкой Ольчи.
"Тогда, в начале августа 2007-го года мы пробурили два профиля и оба оказались пустыми, засомневались в перспективности участка, — рассказывает Денис. — Почти случайно вскрыли рудное тело на поверхности. Ломиком я отбил кусок породы размером с хороший кирпич, оттер от земли и обнаружил, что одна из сторон практически полностью покрыта золотой пленкой. Это была настоящая геологическая удача, о которой наверняка мечтает каждый! Интересное ощущение возникает от того, что держишь в руках такую штуку. Но главное в другом — наша находка тогда, по сути дела, отстояла Ольчу как месторождение. "Золотой кирпич" стал весомым аргументом!"
Неперспективный Рыжик
В "Полиметалл" Денис Писаренко пришел перед полевым сезоном 2014 года. Предстояло расставить точки над i относительно сразу двух участков — Рыжика и Шеелитового. После тщательного изучения отобранных проб, вердикт был вынесен — бесперспективные. Но лично для Дениса это все равно был очень важный сезон — он познакомился плотнее с новым для него коллективом, завел друзей. А попасть в слаженный коллектив единомышленников — тоже немало.
Впрочем, главный геолог проекта ОЗРК Писаренко считает, что на сегодня можно вновь говорить и о геологической удаче — золотосеребряном участке Кегали, месторождении, расположенном в 280 км от поселка Эвенск.
"Открыли Кегали еще в советское время, — делится Денис Сергеевич. — Что драгметалл есть, известно. Изучаем этот участок третий сезон подряд, и он все еще подкидывает нам свои загадки. В прошлом году выявили богатое рудное тело с высоким содержанием золота, но размер запасов еще до конца не определен. Действуем не наугад, переосмысливаем данные от наших предшественников в сочетании с наработанным собственным опытом".
Бородатые романтики
Костер, гитара, крупной вязки свитер, задушевные вечерние разговоры добродушных бородачей — что дошло до наших дней от старомодного собирательного образа геолога? Денис улыбается, что кое-что все же остается. Например, костер. Правда, он теперь есть только на ранних стадиях геологоразведки — в поисковом отделе. На этапе разведки и оценки картина полевой жизни такова: все участники живут в лагере в современных эргономичных балках, снабжены квадроциклами, бытовой техникой. Еду готовит настоящий повар.

Денис Писаренко: Ломиком я отбил кусок породы размером с хороший кирпич, оттер от земли и обнаружил, что одна из сторон практически полностью покрыта золотой пленкой. Фото: Фото: Полиметалл
Про бороды — в городской-то среде они сегодня в тренде, а в экспедициях всегда находятся желающие отдохнуть от ежедневного бритья. И задушевные разговоры по вечерам никуда не делись. Как и полсотни лет назад люди, объединенные общим делом, вечерами сидят в тесном кругу, смотрят на звезды, пьют чай и говорят обо всем на свете.
И все же не внешние элементы наполняют эту профессию романтикой. Хоть и не особо любят геологи говорить высокопарные слова, но из песни слов не выкинешь — романтика там, где есть жажда поиска, стремление открыть свое месторождение, найти свою золотую жилу. Только сегодня все это умножено на знания, опыт, современные технологии и кропотливый труд.
Новые вызовы
Колыма хранит в своих недрах еще много тайн, уверен главный геолог проекта ОЗРК. Раскрывать их она не торопится. Поиск новых месторождений продолжается.
"Надо отвечать на новые вызовы — искать скрытые месторождения. Комплексом геологоразведочных работ, сопровождающихся бурением, расшифровывать информацию, которая хранится в горных породах миллионы лет. Это сложно, но необыкновенно интересно. По сути, ты держишь в руках не просто фрагмент керна, а застывшее прошлое планеты. Чувство волшебное. И в этом одно из преимуществ нашей профессии", — говорит Денис Писаренко.