Члены Независимого штаба общественного наблюдения на выборах в Магаданской области обсудили доклад Ассоциации "Независимый общественный мониторинг" "Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года".
Председатель ОПМО, руководитель штаба Яков Радченко выделил три позиции доклада:
В докладе хорошо сформулирован результат эволюции избирательной системы России:
"За более чем 30-летнюю историю проведения выборов в современной России сформировалась устойчивая практика законодательного закрепления изменения электоральных процедур, в числе которых можно выделить: законодательное закрепление практик, опробованных в качестве эксперимента и получивших общественное признание; правовое регулирование ситуаций неопределенности прав и действий участников избирательного процесса; исключение из законодательства устаревших норм. Подобная техническая настройка избирательного законодательства укрепляет единое правовое пространство в сфере организации и проведения выборов".
Должен сказать, что почти вся эта 30-летняя история прошла у меня перед глазами. С 1996 года я был причастен ко всем выборам, которые проводились в регионе — как журналист, руководитель СМИ, общественник, руководитель штаба общественного наблюдения. И видел, как возникавшие вопросы, те самые "неопределённости прав и действий участников избирательного процесса", к следующим выборам получали регламентацию в законодательстве. Примеров много, среди спорных позиций, например, были: данные экзитполов, судьба предвыборных плакатов в день тишины, аккредитация СМИ, отличие агитации от информирования. И если в нулевых в предвыборные кампании через день приходилось участвовать в рассмотрении жалоб участников, руководствуясь духом закона и логикой, то сейчас законодательство настолько детальное и чёткое, что для любой ситуации прописан алгоритм действий. Само по себе сделать такое законодательство — большое достижение и власти, и общества.
Особое слово об общественном наблюдении. Оно появилось 6 лет назад. В докладе отмечается, что в России развернута полномасштабная, постоянно действующая система общественного контроля за выборами, включающая постоянные и создаваемые на период выборов организационные структуры во всех субъектах Российской Федерации, действующие в интересах российских избирателей по единым стандартам наблюдения, со своей системой отбора и подготовки потенциальных наблюдателей. Я считаю, что общественное наблюдение — это то звено, которого придало нашей избирательной системе структурную завершённость. И что ещё очень важно: введение общественного наблюдения вовлекло в организацию выборов сотни тысяч новых людей, которые увидели весь процесс изнутри, получили понимание работы избирательной системы, удостоверились в её открытости и честности.
Выделяю для себя ещё один раздел доклада НОМ:
"В настоящее время внешние заказчики не считают нужным скрывать своих намерений — выборы и их результаты объявлены нелегитимными еще до старта кампании. Фактически, делегитимизация выборов вписана в общий сценарий информационной войны коллективного Запада против России".
Этот фактор — фактор информационной войны, которая ведётся против нашей страны — постоянно надо иметь в виду. И мы имеем это в виду в своей работе по подготовке к наблюдению на выборах.