Смешала творог с маслом: И шикарная намазка к завтраку готова - едим теперь каждый день
8 ноября, 23:40
Поставила в холодильник мисочку с этим: Вся вонь испарилась в момент - хитрейший лайфхак
8 ноября, 23:30
Стали делать так в ноябре: И орхидея цветёт всю зиму - Важные правила от цветоводов
8 ноября, 23:05
Последний уход за смородиной в ноябре: Умные дачники до морозов сделали это - пора и вам
8 ноября, 22:20
На Колыме сотрудники ольской полиции почтили память Александра Вастьянова
8 ноября, 21:59
Дачники, больше никакой рассады помидоров в горшочках: Сажаем их хитрым подзимым методом
8 ноября, 21:45
В Магадане тушили возгорание в жилом многоквартирном доме
8 ноября, 21:26
Осень — пора онлайн-чтения для дальневосточников
8 ноября, 20:20
Как корректировать допустимый улов минтая обсудят в ноябре
8 ноября, 20:05
Магаданец может получить 3 года колонии за избиение женщины по голове
8 ноября, 19:26
На участке федеральной трассы "Колыма" госавтоинспекторы установили нетрезвую автоледи
8 ноября, 19:23
На Колыме подведены итоги профилактического мероприятия "Нетрезвый водитель"
8 ноября, 18:41
Ваш уровень IQ очень высок, если за 30 секунд вспомните 10/10 фактов обо всем — ТЕСТ
8 ноября, 18:25
Магаданская областная детская библиотека отметила 55-летний юбилей
8 ноября, 18:04
В Магадане прошел торжественный прием в честь работников культуры
8 ноября, 17:58
Юбилейный Х Восточный экономический форум состоится с 3 по 6 сентября 2025 года 8 ноября, 15:35
"Единая Россия" внесла поправки ко второму чтению бюджета 8 ноября, 15:24
Магадан получит грант в 40 миллионов рублей 8 ноября, 11:44
Жителей Колымы приглашают к участию в "Военно-патриотическом диктанте – 2024" 7 ноября, 12:18
ВРИО губернатора ЕАО назначена Мария Костюк 6 ноября, 10:35
Russky MeetUp&Digital Region – 2024: ведущий ИТ-форум ДФО – в объективе ИА PrimaMedia 5 ноября, 15:50
Единая Россия" проработала поправки ко второму чтению бюджета 5 ноября, 07:52
Сергей Абрамов: Народное единство — достояние Родины, в нем величие России 4 ноября, 08:30
Представитель Колымы принимает участие в V Всероссийском форуме "Народы России" 2 ноября, 12:22
Золотой опыт: более 30 студентов прошли практику на Наталкинском ГОКе 31 октября, 14:50
ИТ-форум Russky MeetUp&Digital Region начал свою работу во Владивостоке 31 октября, 11:00
Нехватка медиков, уборка снега, бродячие собаки – основные темы Всероссийского приема граждан ЛДПР в Магадане 31 октября, 10:31
Развитие ИТ-сообщества ДВ – в центре внимания Russky MeetUp&Digital Region 30 октября, 14:05
"Живое общение с властью и бизнесом": ИТ-форум Дальнего Востока – уже завтра 30 октября, 11:35
Свыше тысячи предпринимателей собрал во Владивостоке масштабный "Бизнес-Фест" от Сбера 29 октября, 17:35

Северный завоз обрел законную форму

Удаленным регионам ДФО гарантируют поставку жизненно важных товаров
3 августа 2023, 19:40 Бизнес
Морской порт ИА PrimaMedia
Морской порт
Фото: ИА PrimaMedia

Совет Федерации РФ одобрил закон "О северном завозе", разработанный по поручению Президента РФ. Документ вводит централизованную схему обеспечения удаленных и труднодоступных территорий необходимыми продуктами и товарами. Почему этот закон так ждали на дальневосточных "северах", что он дает регионам и их жителям — в обзорном материале ИА PrimaMedia. 

Предупредить угрозы 

Необходимость принятая такого закона созрела в конце 2021 года после логистического коллапса. Тогда на Дальнем Востоке возникли проблемы с длительными задержками доставки грузов в контейнерах. На смещение сроков поставок повлиял глобальный кризис в логистике — грузы перенаправлялись с Суэцкого канала на Транссиб. Причина — чисто экономическая: стоимость перевозок из Китая в Европу через Суэц увеличилась почти в 5 раз. В то время как перевозка через порты Дальнего Востока и далее по Транссибу стоила на 30% дешевле прежнего маршрута.

Если морские линии выдержали рост числа крупнотоннажных контейнеров, то порты — нет. Они сократили число судозаходов. В результате в портах Владивостока и Находки скопилось большое количество контейнеров для дальневосточных регионов — Чукотки, Камчатки, Сахалина и Магаданской области. Под угрозой оказался северный завоз — снабжение труднодоступных арктических регионов страны товарами первой необходимости. Разумеется, губернаторы этих субъектов ДФО забили тревогу. 

Задержка с отправкой грузов составляла порядка трех месяцев. По оценкам экспертов, в Приморье застряли более 1,5 тысячи контейнеров для жителей отдаленных дальневосточных регионов. На Чукотку было доставлено лишь около половины необходимого продовольствия. На Камчатке без необходимых из-за задержки стройматериалов остановились социально важные стройки — больница и детские сады. Поставщики продуктов едва успевали заполнять прилавки магазинов. В Магадане приходящие суда разгружались в ускоренном режиме, докеры Морского торгового порта Магадана работали не покладая рук в круглосуточном режиме. 

Магадан

Магадан. Фото: ИА PrimaMedia

Проблемы с обеспечением северного завоза проявлялись и дальше. В 2022 году Магадан едва не остался без нефтепродуктов, жители Чукотки не могли купить куриные яйца. Стоимость угля для арктических населенных пунктов в пути от места закупки до пункта назначения увеличивалась в разы. Около 90% его конечной стоимости занимала доставка четырьмя видами транспорта. Из-за длительных сроков доставки и сложной логистики в северных регионах цены на хлеб, молоко, мясо, овощи в 2-2,5 раза превышали среднероссийские.

К решению проблемы подключились федеральные власти. По поручению Президента РФ, полпред по ДФО Юрий Трутнев возглавил рабочую группу по оптимизации "северного завоза". Он предложил принять закон для приоритизации и обеспечения надежных поставок социально значимых товаров в Арктическую зону. 

Организовать единую систему 

Что нужно знать о новом законе в первую очередь? Он обеспечивает четкое распределение полномочий в сфере северного завоза между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Раньше каждый регион самостоятельно планировал, закупал и обеспечивал доставку стратегических товаров на зиму (стройматериалы, продукты, лекарства и прочее).  

Для обеспечения гарантированных поставок введен единый морской оператор северного завоза — юрлицо определит Правительство РФ. Его главная задача — обеспечить регулярные перевозки грузов северного завоза между морскими портами в перспективе последующих 15 лет. Для того, чтобы мониторить движение грузов и своевременно предупреждать риски сбоев планируется создать федеральную государственную инфосистему мониторинга (ФГИС "Северный завоз"). Планируется утвердить перечень объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры. С 2026 года они будут содержаться за счет государства. В госпрограммы предполагается включить строительство новых инфраструктурных объектов и транспортных судов. 

"Одно из важнейших направлений — координация движения грузов по маршруту. Проще говоря — чтобы все предназначенное для северных территорий пришло вовремя, и нигде ничего не застряло из-за сложной ледовой обстановки или неготовности перевозчиков. Подход по координации грузов поможет снизить стоимость доставки грузов в северные районы. Мы будем завозить строительные материалы, технику, продовольствие дешевле, а значит, траты населения региона уменьшатся, и уровень жизни тоже будет расти", — рассказал полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев

Полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Фото: ИА PrimaMedia

Разделить на категории 

Законом вводится специальная маркировка грузов северного завоза, которые будут иметь приоритет при перевозке различными видами транспорта. Всего три категории — от жизненноважных грузов для соцсферы, ЖКХ и энергетики до грузов для муниципальных, государственных и иных нужд. 

План северного завоза грузов первой и второй категории, причем на трехлетний период, будет формироваться ежегодно. Планируется, что единый морской оператор северного завоза перевозит грузы первой и второй категорий по регулируемым тарифам с предоставлением субсидии на возмещение недополученных доходов. Доставка этих грузов должна приходить в первоочередном порядке. 

Что мне с этого? 

Эксперты отмечают, что новая схема доставки грузов в северные территории гарантирует их доставку, а также снизит их стоимость для конечного потребителя. Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков считает, что цена товаров на первоначальном этапе снится в среднем на 15% по сравнению с нынешней. 

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Фото: ИА PrimaMedia

Сэкономить смогут и регионы. С 2024 года объемы бюджетных средств, которые раньше направлялись на цели и задачи северного завоза, будут оставаться в территориях и распределяться на другие нужды. По словам главы Якутии Айсена Николаева, четверть валового регионального продукта (375 млрд рублей) приходится на северный завоз.

Предполагается, что новая схема будет учитывать все местные особенности доставки грузов. Председатель Ассамблеи нардов Якутии Александр Подголов рассказывает, что большинство перевозок в регионе осуществляется по реке в условиях короткого навигационного периода. "Поэтому очень важно действовать оперативно и слаженно. При этом — всем участникам процессов. Новый закон обеспечит меры поддержки для перевозки трех категорий грузов от обеспечения жизнедеятельности населения до грузов для государственных и муниципальных нужд", — заключил собеседник. 

143124
31
69