Совет Федерации РФ одобрил закон "О северном завозе", разработанный по поручению Президента РФ. Документ вводит централизованную схему обеспечения удаленных и труднодоступных территорий необходимыми продуктами и товарами. Почему этот закон так ждали на дальневосточных "северах", что он дает регионам и их жителям — в обзорном материале ИА PrimaMedia.
Предупредить угрозы
Необходимость принятая такого закона созрела в конце 2021 года после логистического коллапса. Тогда на Дальнем Востоке возникли проблемы с длительными задержками доставки грузов в контейнерах. На смещение сроков поставок повлиял глобальный кризис в логистике — грузы перенаправлялись с Суэцкого канала на Транссиб. Причина — чисто экономическая: стоимость перевозок из Китая в Европу через Суэц увеличилась почти в 5 раз. В то время как перевозка через порты Дальнего Востока и далее по Транссибу стоила на 30% дешевле прежнего маршрута.
Если морские линии выдержали рост числа крупнотоннажных контейнеров, то порты — нет. Они сократили число судозаходов. В результате в портах Владивостока и Находки скопилось большое количество контейнеров для дальневосточных регионов — Чукотки, Камчатки, Сахалина и Магаданской области. Под угрозой оказался северный завоз — снабжение труднодоступных арктических регионов страны товарами первой необходимости. Разумеется, губернаторы этих субъектов ДФО забили тревогу.
Задержка с отправкой грузов составляла порядка трех месяцев. По оценкам экспертов, в Приморье застряли более 1,5 тысячи контейнеров для жителей отдаленных дальневосточных регионов. На Чукотку было доставлено лишь около половины необходимого продовольствия. На Камчатке без необходимых из-за задержки стройматериалов остановились социально важные стройки — больница и детские сады. Поставщики продуктов едва успевали заполнять прилавки магазинов. В Магадане приходящие суда разгружались в ускоренном режиме, докеры Морского торгового порта Магадана работали не покладая рук в круглосуточном режиме.
Магадан. Фото: ИА PrimaMedia
Проблемы с обеспечением северного завоза проявлялись и дальше. В 2022 году Магадан едва не остался без нефтепродуктов, жители Чукотки не могли купить куриные яйца. Стоимость угля для арктических населенных пунктов в пути от места закупки до пункта назначения увеличивалась в разы. Около 90% его конечной стоимости занимала доставка четырьмя видами транспорта. Из-за длительных сроков доставки и сложной логистики в северных регионах цены на хлеб, молоко, мясо, овощи в 2-2,5 раза превышали среднероссийские.
К решению проблемы подключились федеральные власти. По поручению Президента РФ, полпред по ДФО Юрий Трутнев возглавил рабочую группу по оптимизации "северного завоза". Он предложил принять закон для приоритизации и обеспечения надежных поставок социально значимых товаров в Арктическую зону.
Организовать единую систему
Что нужно знать о новом законе в первую очередь? Он обеспечивает четкое распределение полномочий в сфере северного завоза между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Раньше каждый регион самостоятельно планировал, закупал и обеспечивал доставку стратегических товаров на зиму (стройматериалы, продукты, лекарства и прочее).
Для обеспечения гарантированных поставок введен единый морской оператор северного завоза — юрлицо определит Правительство РФ. Его главная задача — обеспечить регулярные перевозки грузов северного завоза между морскими портами в перспективе последующих 15 лет. Для того, чтобы мониторить движение грузов и своевременно предупреждать риски сбоев планируется создать федеральную государственную инфосистему мониторинга (ФГИС "Северный завоз"). Планируется утвердить перечень объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры. С 2026 года они будут содержаться за счет государства. В госпрограммы предполагается включить строительство новых инфраструктурных объектов и транспортных судов.
"Одно из важнейших направлений — координация движения грузов по маршруту. Проще говоря — чтобы все предназначенное для северных территорий пришло вовремя, и нигде ничего не застряло из-за сложной ледовой обстановки или неготовности перевозчиков. Подход по координации грузов поможет снизить стоимость доставки грузов в северные районы. Мы будем завозить строительные материалы, технику, продовольствие дешевле, а значит, траты населения региона уменьшатся, и уровень жизни тоже будет расти", — рассказал полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
Полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Фото: ИА PrimaMedia
Разделить на категории
Законом вводится специальная маркировка грузов северного завоза, которые будут иметь приоритет при перевозке различными видами транспорта. Всего три категории — от жизненноважных грузов для соцсферы, ЖКХ и энергетики до грузов для муниципальных, государственных и иных нужд.
План северного завоза грузов первой и второй категории, причем на трехлетний период, будет формироваться ежегодно. Планируется, что единый морской оператор северного завоза перевозит грузы первой и второй категорий по регулируемым тарифам с предоставлением субсидии на возмещение недополученных доходов. Доставка этих грузов должна приходить в первоочередном порядке.
Что мне с этого?
Эксперты отмечают, что новая схема доставки грузов в северные территории гарантирует их доставку, а также снизит их стоимость для конечного потребителя. Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков считает, что цена товаров на первоначальном этапе снится в среднем на 15% по сравнению с нынешней.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Фото: ИА PrimaMedia
Сэкономить смогут и регионы. С 2024 года объемы бюджетных средств, которые раньше направлялись на цели и задачи северного завоза, будут оставаться в территориях и распределяться на другие нужды. По словам главы Якутии Айсена Николаева, четверть валового регионального продукта (375 млрд рублей) приходится на северный завоз.
Предполагается, что новая схема будет учитывать все местные особенности доставки грузов. Председатель Ассамблеи нардов Якутии Александр Подголов рассказывает, что большинство перевозок в регионе осуществляется по реке в условиях короткого навигационного периода. "Поэтому очень важно действовать оперативно и слаженно. При этом — всем участникам процессов. Новый закон обеспечит меры поддержки для перевозки трех категорий грузов от обеспечения жизнедеятельности населения до грузов для государственных и муниципальных нужд", — заключил собеседник.