Шесть лет назад в Магадане появилась первая мобильная кофейня — "Территория кофе". Проект "выстрелил" и постепенно превратился в сеть. Параллельно с этим городские парковки заполнились разнообразными фудтраками — конкуренция на рынке начала расти. После нескольких лет работы на пике "Территория кофе" стала терять популярность. Сейчас все точки проекта заморожены, а бренд, пройдя несколько этапов форматирования, полностью исчез. Как и почему заканчиваются некогда успешные бизнес-проекты и что делают магаданцы, если бизнес изжил себя, а желание быть предпринимателем — нет. Личным опытом с редакцией ИА MagadanMedia поделился основатель "Территории кофе", а теперь и гастро-студии "Мускат" Игнат Плотницкий.
— В 2017 году мы открыли первую в Магадане мобильную кофейню "Территория кофе". Увидели такой формат в ЦРС и решили попробовать здесь.
На тот момент у меня была машина, и мы решили переделать ее в специальный автомобиль для продажи кофе. Вложили более 1 млн рублей, пришлось взять кредит. Начали искать подходящую площадку для торговли — парковались в разных местах, подбирали такое, где выше проходимость. В итоге остановились на телевышке. Занялись рекламой. Придумали фирменные наклейки на стаканчики и начали активно продвигать кофейню через соцсети. Кофейня сразу стала популярной.
Территория кофе. Фото: Из архива Игната Плотницкого
В первый день кофе у нас купили около двух десятков человек, а в пик обслуживали до 20 машин в час.
В течение полугода мы полностью окупили все свои затраты и вложения. Вышли на заработок.
Секреты бизнеса раскрыл MagadanMedia директор мобильной кофейни "Территория кофе" Игнат Плотницкий
Спрос был большой: каждый день поток клиентов, с которым мы физически не успевали справиться. Это машин 20 в час, в каждой по два-три напитка. Бариста не успевал отдохнуть, тогда мы приняли решение открыть вторую точку — "Топтыгин".
В микроавтобусе было мало места и там были компактные люди, нужно было что-то более просторное. Проект затянулся надолго — не заводская же конструкция, все строилось своими руками, переоборудовалось, создавался дизайн и так далее. Это заняло около года.
И все это создавалось на личном опыте путем проб и ошибок. Первый проект — это вообще самоделка конкретная. Она ещё 15 раз переделывалась под нужды рабочие. Второй проект уже делался быстрее, но всё равно это было не так просто, как сейчас — заказал готовый фудтрак и работаешь. Нет, все нужно было продумывать и строить самостоятельно, готового решения не было. В целом мобильный формат не был так доступен и популярен.
"Топтыгин" изначально задумывался как блинная. Мы хотели продавать что-то еще, помимо кофе. Оценили, что было бы актуально в Магадане. Уже были бургеры, хот-доги, шаурма. Решили, что нужны блины. И пока разрабатывали проект, знакомые открыли блинницу. Мы смогли на их примере оценить, и поняли, что это не зайдет. Решили остановиться просто на кофе.
Третью точку открыли на парковке рынка "Фрэш", взяли готовый прицеп.
Территория кофе. Фото: Из архива Игната Плотницкого
— Из-за чего все пошло на спад?
— Основная причина — это растущая конкуренция. Начали в городе открывать различные форматы кофеен, часть клиентов ушла.
— Попытки вернуть клиентов были?
— Конечно. Мы обновили меню, обновили основные средства, освежили дизайн. Процентов 10 клиентов вернулось. Также мы пробовали менять место стоянки. На каждом месте задерживались на пару месяцев. Самым проходимым все равно оставался "Нагаевский". Параллельно мы ездили в качестве точки выездной торговли на все массовые городские мероприятия. Это хороший заработок за один день.
Но постепенно начали понимать, что на этом бизнесе мы больше тратим, чем зарабатываем. Решили закрывать две точки.
Хотели как-то переформатировать кофейню и думали, во что. Пытались обратно вывести бизнес на нормальные показатели, но либо варианты не приводили к результату, либо нужны были дополнительные деньги, чтобы попробовать что-то новое. И вот, спустя несколько попыток и очередных трат, которые не принесли результата, пришло понимание, что больше сюда мы вкладывать не можем. Тогда было решено все закрыть и вложить средства в другое направление. Все объекты заморожены сейчас.
Игнат Плотницкий. Фото: Из архива Игната Плотницкого
— Какие чувства испытываете как предприниматель, понимая, что вашего проекта больше не существует?
— Все эмоции были потрачены в процессе. Остались только знания и опыт, который можно применять в других проектах.
— Как человек, который буквально задал тренд мобильных кофеен в Магадане, как считаете, почему многие точки исчезают после нескольких месяцев работы? Эту миграцию можно наблюдать на том же "Фрэше"..
— Думаю, часть из них открывается потому что считают, что это легкий и прибыльный бизнес, который не требует больших затрат и знаний.
Это только кажется простым бизнесом.
Возможно, по-началу, когда это было новым для всех, так оно и было. Мы, когда только начинали, проект еще не достроили, а люди уже ехали к нам за кофе. Не надо было чего-то особенного, оригинального в плане дизайна, чтобы привлечь клиентов. Сейчас, если у тебя некрасивая картинка визуально, это уже отворачивает. Без хорошей рекламы теперь тоже никуда.
— Хорошо, сейчас, после закрытия "Территории кофе", каким проектом занимаетесь и почему именно им?
— Кейтеринг. Мы организовываем выездные мероприятия — фуршет, банкет, кофе-брейк, какие-то тематические мероприятия, мальчишники, девичники и т.д.
Пока только стартуем в качестве гастро-студии "Мускат". Попробовали свои силы предварительно на небольших тематических мероприятиях, фестивалях городских. Готовили и сервировали нарезками, брускеттами, канапе. Сейчас переходим на более организованное направление — будем предлагать готовые решения для мероприятий. То есть брать на себя организацию питания на мероприятии под ключ.
Игнат Плотницкий. Фото: Из архива Игната Плотницкого
— Почему решили развивать именно кейтеринг?
— Уже был опыт организации питания на мероприятиях в рамках работы "Территории кофе". Поняли, что в этом направлении есть перспектива, а готовых решений в Магадане как таковых никто не предлагает. Вот и решили. Плюс ко всему не нужно было искать кухню — готовить будем на базе пиццерии "Базилик". Арендуем здесь и готовим. При этом "Базилик" и кейтеринг не пересекаются с точки зрения бизнеса. У нас своя команда поваров.
Сейчас создаем готовые решения для клиентов, создаем сайт. В целом при анализе этого рынка поняли, что такого сервиса в Магадане не хватает. Да и по отзывам друзей и организаций определили, что людям нужна такая услуга, когда кто-то возьмет на себя организацию питания на мероприятии и при этом заказчику не нужно будет самостоятельно продумывать меню и просчитывать бюджет, а будут готовые сеты, рассчитанные на разное число гостей, предпочтения и суммы.
К конкретной кухне мы не привязываемся. Мы сосредоточены на том, чтобы это было максимально красиво, максимально вкусно и чтобы это было удобно и быстро. Акцент на закуски, канапе, брускетты с рыбкой, курочкой и так далее, салатики. Выпечка, десерты, кофе, напитки.
Мы создаем сервис, который позволил бы клиентам не обзванивать несколько заведений, выясняя, могут ли им предоставить эту услугу и в каком виде, а просто зайти на сайт и выбрать из готовых сетов под свои предпочтения. А следом уже мы приготовим, привезем, сервируем и сопроводим фуршет.
— Какой главный совет молодым предпринимателям от Игната Плотницкого?
— Не сдаваться, пробовать. Даже не искать что-то новое постоянно, но пытаться из своих возможностей и опыта, из своего отношения к себе найти какое-то направление. Подстраиваться под настоящее время, следить за новостями и происходящими событиями, подстраивать процессы и идеи под это.
— А какая ваша главная предпринимательская ошибка?
— Не было маркетолога.