До 2026 года на новые рыбопромысловые суда первого этапа инвестквот потребуется подготовить около 11 тысяч человек квалифицированного плавсостава. Для новых краболовных судов потребуется еще около 3,7 тысячи человек. На введенных в строй береговых заводах уже постоянно работает более 2 тысяч человек. Новые рабочие места будут созданы также при постройке судов и заводов второго этапа инвестквот, сооббщает АСРФ.
По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, реализация первого этапа программы инвестквот увеличит кадровый спрос отрасли на 19%. Прогнозируется и рост заработных плат.
"Новые рыбопромысловые суда — это, в основном, траулеры-процессоры. Оплата труда экипажей зависит от стоимости произведенной такими судами продукции. Так как к ним установлены требования по производству высокомаржинальной продукции (филе, фарша), на новых судах ожидается рост оплаты труда", — поясняет президент АСРФ Алексей Осинцев.
Исследование ведущего финансового института страны НИФИ Минфина подтвердило рост оплаты труда при росте инвестиций. Так, за период действия программы инвестквот оплата труда в морском рыболовстве выросла в 1,4 раза при сохранении численности. Прогнозируется рост оплаты труда по мере ввода в эксплуатацию новых судов. С вводом береговых заводов оплата труда в рыбопереработке выросла в 1,7. Рост фонда оплаты труда в переработке опередил рост численности (составил 1,4 раза).
Обновление флота для рыбаков означает возможность выйти в очередной рейс на более современном, эффективном и безопасном судне. При этом механизм инвестквот содержит процедуры продолжительностью до 9 лет до сдачи судна в эксплуатацию, что исключает одномоментное перераспределение квот на добычу рыбы. В этот период промысел будет продолжен в текущем режиме пользования квотой.
АСРФ обращает внимание, что принятая 12 декабря резолюция совместного заседания Российского союза работодателей-рыбопромышленников и ЦК Российского профсоюза работников рыбной отрасли о негативном влиянии инвестквот на рынок труда может ввести рыбаков в заблуждение. Статистика и расчеты экспертов говорят об обратном.
"Сегодня на Дальнем Востоке мы наблюдаем дефицит квалифицированных кадров, который закрывается специалистами из других регионов. Нет никаких оснований говорить о нехватке рабочих мест или о таком риске. Говорить о каких-либо рисках, связанных со сменой работодателя, также нельзя. В отрасли традиционно экипажи на суда набираются на каждый новый рейс. Поэтому даже если рассматривать такие крайние варианты, как закрытие отдельной компании, то рыбак, на мой взгляд, всегда будет востребован и занят", — говорит Алексей Осинцев.