На прошлой неделе в Москве состоялись парламентские слушания по скандальному законопроекту о втором этапе инвестквот. В заседании участвовал президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, генеральный директор ООО "Тихрыбком" и ООО "Маг-Си Интернешнл" Михаил Котов, сообщает ИА MagadanMedia.
"Девяносто девять процентов выступавших высказались против принятия законопроекта, — прокомментировал руководитель. — Перед этим в процессе подготовки к слушаниям в Госдуму, Совет Федерации, Президенту и Правительству РФ из приморских регионов поступили десятки обращений губернаторов, законодательных собраний, рыбопромышленных предприятий, в том числе от Магаданской области.
Все просили не торопиться с введением второго этапа инвестквот, поскольку первый показал полное фиаско, построено меньше 10% судов от запланированного, заводов — еще меньше. И в ближайшее время ситуация из-за санкционного режима и предбанкротного состояния судостроительной отрасли кардинально не изменится.Сейчас даже хуже стало, потому что у рыбаков резко упала выручка — нет внешних рынков сбыта продукции, а внутреннему такие объемы не осилить. На что выкупать квоты, чем рассчитываться за кредиты? Взятые, замечу, по первому этапу инвестквот, о новых уже и речи нет.
Счетная палата наглядно показала все это в своем докладе, разложила в цифрах, доказала, что нельзя оставлять две-три структуры в отрасли. А как же конкуренция? Защита малого и среднего бизнеса? А Дальний Восток? Он должен жить и развиваться, а не закрывать компании, не увольнять работников. Федеральные власти бьются над тем, чтобы привлечь народ в дальневосточные регионы, а инициаторы инвестпрограммы упорно добиваются обратного. В такое сложно время, когда народу как никогда необходимо сплотиться вокруг президента, настроить против власти целую отрасль — а это 200 тысяч рыбаков, а с семьями миллион, — на мой взгляд, преступная глупость. Если не чья-то сознательная диверсия", — выразил мнение Михаил Котов.
По его словам, участники слушаний пришли к выводу, что проект закона нужно менять, тем более что альтернативные решения, как поднять доход государства от работы рыбной отрасли, прозвучали. Однако изменения в документ до сих пор не внесены, а его рассмотрение в первом чтении в Госдуме запланировано уже на 25 октября.
"Затягивание вопроса крайне беспокоит рыбацкое сообщество. Мы опять обратились с письмами в правительство РФ, к руководству Госдумы и напомнили, что парламентские слушания — это все— таки не игрушки. Прозвучавшие на них доводы законодатели обязаны учесть, равно как и градус социального недовольства в случае принятия закона. Мы надеемся, что учтут", — сказал Михаил Котов.
Напомним, авторы законопроекта предлагают изъять с последующей перепродажей на аукционах в "инвестиционных целях" 24% всех разрешенных к вылову объемов минтая и сельди, оставшиеся у предприятий 50% крабовых квот и 100% тихоокеанских моллюсков. Программа инвестквот предполагает, что государство продает компаниям квоты на вылов водных биоресурсов взамен строительства рыбоперерабатывающих заводов и промысловых судов на отечественных верфях. Второй "серии" перераспределения долей на добычу рыбы и морепродуктов пытались противостоять российские рыбаки. В этом их поддержали все органы исполнительной и законодательной власти в приморских регионах, в том числе колымский губернатор Сергей Носов и областная Дума.
Магаданские власти считают, что предприятия региона не смогут повторно выкупить на аукционах изъятые у них квоты. Это повлечет разорение компаний, потери экономики Колымы могут достичь 7 млрд рублей, а налоговые поступления в бюджет сократятся на 40%. Под угрозой срыва окажутся уже запущенные инвестпроекты, с которыми связаны важные планы по развитию региона.
Сергей Носов в письме в Госдуму отметил, что инвестпрограмма ведет не к стимулированию конкуренции, а наоборот — к усилению монополизации. Магаданские депутаты проголосовали против проекта единогласно, отметив, что его реализация повлечет значительное снижение сырьевой обеспеченности большинства рыбопромышленных компаний региона, ограничит конкуренцию, повлечет сокращение рабочих мест, снизит налоговые поступления. Строить траулеры на российских верфях нужно, но не ценой банкротства рыбных предприятий и увольнения рыбаков, отметили в облдуме.