До 2024 года на Колыме должен появиться мусороперерабатывающий комплекс. Его возведение оценивают в 5,7 млрд рублей. Финансирование привлекают в рамках концессионного соглашения. Как вовлечь бизнес в процесс утилизации и переработки, за чей счет возвращать инвестиции и в чем риск нового закона о вторсырье, обсуждали на дискуссии в рамках ПМЭФ, сообщает MagadanMedia.
Средства для возведения комплекса на Колыме намерены привлечь за счет размещения облигаций ППК РЭО на Московской бирже. Это первый концессионный проект, который планируется профинансировать таким образом. На ПМЭФ-2022 губернатор Колымы подписал прямое соглашение с гендиректором ППК РЭО Денисом Буцаевым и концессионной компанией "МЭК" о финансировании объекта.
Таким образом, РЭО вложит 4 млрд рублей в объект обработки и утилизации ТКО в Магаданской области, а общий размер инвестиций в проект — 5,7 млрд рублей.
"Фактически — это предпоследняя дверь перед началом финансирования проекта. Надеемся, опыт Магаданской области будет востребован в стране", — комментировал в рамках ПМЭФ Сергей Носов.
Мусороперерабатывающий комплекс должны запустить в регионе до конца 2024 года. Мощность объекта составит 55 тысяч тонн в год. Утилизировать ежегодно можно будет порядка 37 тысяч тонн отходов.
"Создание современного мусороперерабатывающего комплекса — значимый этап в решении проблемы отсутствия вторичной переработки отходов в Магаданской области. Сегодня мы можем говорить о возможности переработки мусора сразу двух муниципальных образований — Магадан и Ола", — отметил гендиректор управляющей организации ООО "МЭК" Денис Морозов.
Кроме подписания вопросы экологии и переработки мусора обсуждали в рамках дискуссии. В ней приняли участие: зампред комитета Госдумы по экологии Александр Коган, гендиректор РЭО Денис Буцаев, замминистра природных ресурсов и экологии Дмитрий Тетенькин, руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова, председатель комитета по развитию экономики замкнутого цикла ТПП РФ Андрей Луговой, губернатор Магаданской области Сергей Носов.
Вопрос расширенной ответственности производителей, утилизации и переработки обсуждали на встрече. Если коротко, то необходимо строить перерабатывающие комплексы и вовлекать бизнес в систему ответственного обращения, мотивировать к использованию вторсырья, если это возможно.
Урегулировать вопрос поможет закон о вторичных материальных ресурсах, который уже прошел первое чтение.
Его задача — создать систему стимулов, чтобы вовлечь бизнес в использование вторичных ресурсов. Вторичный ресурс может стать сырьём, при этом, организация сама выбирает, какое вещество может стать побочным продуктом при производстве.
Но есть и четкие сроки, за которые побочный продукт должен стать либо вторсырьём, либо продукцией — три года. Если в течение указанного времени побочный продукт не использован — экологические штрафы.
"Мы с вами затронули тему утилизации всего — от банановой шкурки до отходов металлургических гигантов. Но ведь здесь есть большая разница! Я полностью согласен с тем, что если будет предоставлена возможность — а я проходил эти вещи, поверьте — то я назову эти шлаковые отвалы как угодно: техногенными месторождениями, запасами ценного сырья… А шламовые отстойники, которые наносят колоссальный, невосполнимый вред — мы при нашей жизни не увидим, компенсирован ли этот вред — я могу назвать источником редких элементов!.. А ситуация, когда я перед завершением разработки месторождения за копейки продам его вместе с накопленным экологическим ущербом какой-нибудь компании "Ромашка"?..
По территории Колымы таких опаснейших брошенных объектов, потенциальных катастроф, много. Ликвидация — ответственность региона: так гласит закон", — говорит губернатор Магаданской области Сергей Носов.
Чтобы избежать махинаций, вводится такая мера: побочный продукт нельзя передавать третьим лицам — он должен быть обработан. Как отходы передавать его будет также нельзя.
Но для организации процесса необходима не только мотивация, но и деньги. Изначально в качестве инструмента для привлечения денег в отрасль рассматривали финансовую поддержку через субсидированный заем на треть от суммы. Но на оставшуюся сумму финансирования банки соглашались не слишком охотно, либо предлагали высокие ставки. Как пояснил Денис Буцаев, в связи с этим в середине прошлого года начали разрабатывать новую меру поддержки, которая позволила бы в этом отношении увеличить объемы финансирования и снизить стоимость предоставляемых финансов для рынка.
В декабре правительство утвердило "зелёные облигации". Это 100 млрд рублей, которые можно выдать под субсидированную ставку в районе 4-5 процентов годовых. Этот механизм будет применен при финансировании мусорного комплекса в Магаданской области.
Остается вопрос: каким образом будут возвращены эти инвестиции?
"Главным источником возврата инвестиций является бюджет — или наши граждане, которые должны будут оплачивать через тариф эту инвестиционную составляющую. Много лет назад была дискуссия с компанией Mitsubishi, которая собиралась строить в Титановой долине (в Свердловской области) завод по производству оборудования для сжигания мусора в плазме — подобно тому, как это делается в Токио. На мой вопрос о том, как быть с возвратом инвестиций — ведь завод стоит больше 100 миллионов долларов — японцы долго не понимали, о чём я вообще спрашиваю. А когда поняли, ответили, что утилизация отходов — это социальная ответственность государства, и в ВВП Японии эта сфера составляет 2%.
Поэтому главным источником возврата инвестиций является бюджет, что бы мы ни говорили, потому что через тарифы население не в состоянии оплатить это. Мы нигде — ни в Думе, ни в ФАС — не рискнём предлагать населению такие тарифы", — отметил Сергей Носов.
Объект, расположенный в Ольском округе, будет построен до конца 2024 года, его мощность составит 55 тысяч тонн в год