Как санкции ударили по рыбной отрасли, кому продавать добытого краба и чем грозит новая аукционная кампания? О нынешнем положении дел в отрасли и перспективах рассказал в интервью ИА MagadanMedia генеральный директор компании "Маг-Си Интернешнл", президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников Михаил Котов.
Михаил Котов. Фото: Александр Крылов, ИА MagadanМedia
— Как санкции отразились на экспорте вашей продукции?
— Ощутимо — это если мягко сказать. И не только у нас: проблемы у всей рыбной отрасли.
Привычный рынок сбыта съежился. Американские компании нашу продукцию вышвырнули с полок подчистую. Нет больше в продаже российского краба, трубача, под которого в США создали специальную марку — Nord Mile. Выкинули и забыли с нами рассчитаться.
Европа продукцию российских рыбаков не берет — санкции. Япония тоже закрыта. Китай до сих пор борется с пандемией. Наши суда ждут разгрузки в портах по 30 дней.
Все это приводит к огромнейшим потерям промысловиков. Продаж нет, обороты упали, и по крабам, и по другим видам: минтай, сельдь, палтус, треска.
По оценке Всероссийской ассоциации рыбопромышленных экспортеров, участником которой является Магаданская ассоциация, при сохранении такого положения на внешнем рынке потери рыбной отрасли за год могут превысить $4 млрд.
— Означает ли это, что возможно сокращение объемов промысла или даже его приостановка?
— Не исключено. Если улов некуда будет сбывать, мы не будем работать. Нет смысла в том, чтобы добытые морепродукты лежали в холодильниках. Ничего, кроме убытков, это не принесет. Расширение поставок на внутренний рынок ощутимо ситуацию не изменит: россияне столько рыбы и крабов просто не съедят.
Конечно, нам очень не хотелось бы ставить работу на паузу. Остановка для бизнеса — это чаще всего крах. Уменьшить объемы промысла — значит сократить персонал, урезать людям зарплаты, соцгарантии, свернуть социальные проекты. Уже не говорю про налоги. Для примера: только за первое полугодие наши компании заплатили в бюджет Магадана более 230 млн рублей. Для небольшого города это серьезная сумма.
Пытаемся избежать кризиса, ищем выходы на новые рынки. Ведем переговоры с Китаем, Малайзией, Сингапуром. Даже с Африкой, но Африка не берет деликатесную продукцию, и многое из того, что добываем мы, для нее незнакомо.
Надеемся, что скоро все закончится, и те страны, с которыми мы традиционно торговали, возобновят сотрудничество.
— Может, стоит переориентировать выпуск видов готовой продукции под конкретные рынки? Например, Америка предпочитает краба в рассольной заморозке, Азия — живого и так далее. Нужно ли менять оборудование на ваших судах?
— Не нужно. Мы уже выпускаем практически все виды продукции, востребованные на внешнем рынке. На судах есть линии и по рассольной заморозке краба, и по воздушной, и в сыром виде. Скоро пополним промысловый флот двумя судами, которые будут транспортировать краба в живом виде.
Оборудование современное, качество продукции соответствует международным стандартам. Проблема не в технологии, проблема в логистике и кризисе мировой политики.
Траулер строится по заказу магаданской компании "Маг-Си Интернешнл" в рамках программы инвестиционных квот
— Какая сейчас экономика на предприятии?
— Пока вытягиваем за счет прошлого года. В 2021-м у нас были хорошие финансовые показатели. Но резервы не резиновые. По нашим прогнозам, к 1 июля у нас образуется кредиторская задолженность около 2 млрд рублей, и покрыть ее нечем, потому что нет прибыли — ничего не продается. Запасы краба, минтая, трубача лежат.
Интересное наблюдение: на фоне западных санкций во многих отраслях власть предлагает помощь предпринимателям — льготными кредитами, налоговыми послаблениями, чем-то еще. У нас — нет. Для нас придумали одно предложение: продайте часть квот, на краба, например. Здесь мы опять возвращаемся к перспективе сокращения объемов промысла.
В тот же безнадежный тупик заводит перспектива новых перепродаж квот на аукционах, которую упорно приближает Росрыболовство, несмотря на все экономические выкладки и отрицательные заключения экспертов.
Мы посчитали: еще одной аукционной кампании магаданские рыбаки не переживут, разорятся все. На Камчатке закроются почти 60% рыбопромышленных предприятий, примерно столько же на Сахалине.
Передел отрасли будет однозначно, если убрать хоть один кирпичик из кладки, которая была тщательно просчитана рыбаками. Мы, когда шли на крабовые аукционы, все просчитали, взвесили. Пересчитали. Свою оценочную экспертизу дали банки. И в основе всех расчетов — тот объем квот, который есть у компании в данный момент. Заберут часть — рухнет вся экономика предприятия.
Сейчас мы даже на кредиты в банках не можем рассчитывать, потому что для рыбаков они стали дороже. Если раньше мы могли взять кредит под 7%, то сейчас — под 14-15, а то и 20%. А это для многих из нас означает отмену или заморозку инвестпроектов, просчитанных ранее по совсем другим условиям.
— Под такими проектами вы подразумеваете строительство судов на отечественных судоверфях по инвестквотам?
— Как раз по программе инвестквот у нас беспокойства меньше всего. Наша компания строит два краболова на Хабаровском судостроительном заводе. Одно в мае уже спустили на воду, второе должно сойти со стапелей осенью, и мы не сомневаемся, что это произойдет. Но только потому, что заранее, еще до санкций, купили за рубежом все необходимое оборудование — навигационное, промысловое, двигатели, и доставили на верфь. Далеко не все коллеги, заказавшие строительство судов в России, успели поступить так же, и теперь они оказались в трудной ситуации.
Впрочем, мы ее тоже не избежали, так как помимо краболовов в Хабаровске строим еще судно в Турции. Двигатель для него выпускает концерн "Фольксваген", который отказался его поставлять, несмотря на то, что контракт уже оплачен. То же самое с рыбоперерабатывающим оборудованием, которое заказали на испанских заводах: из-за санкций не можем его получить.
Два месяца назад купили судно в Японии, оплатили его на 100%. Но Япония приняла решение заморозить все сделки с россиянами, и судно нам не выдает.
Судно строится с опережением графика
— Какой выход видите? Какая поддержка, на ваш взгляд, нужна отрасли?
— Во-первых, регулятору необходимо перестать расшатывать ситуацию бесконечными реформами и сменой правил игры. Мы сможем выстоять, но только если будет стабильность, если будет понятно, что ничего у нас не заберут до конца года или, скажем, в ближайшие пару лет. Они и без того будут тяжелыми. Для всех. Давайте уже друг друга побережем.
Во-вторых, поддержать отечественную рыбную отрасль — это значит перестать закупать рыбу и морепродукты в других странах, освободить внутренний рынок для своих. И рыбакам оборот, и население сыто, и цены выровняются.
Третье: ввести определенные льготы для тех, кто строит суда на российских верфях. Нам нужны кредиты не под 20% годовых, а хотя бы под 5-6%.
Четвертое: по моему мнению, сейчас власти было бы уместно ввести госзаказ на централизованные поставки отечественной рыбной продукции. Параллельно — объединиться с рыбаками в поисках новых внешних рынков сбыта. В этом вопросе мы не должны искать варианты в одиночестве, каждый сам по себе. Именно тот случай, когда интересы отрасли за рубежом правильнее представлять государству. Наша сила в единстве, и мир должен его увидеть.