До начала

Общество. 19 декабря 2017, 07:20
Магаданский торговый порт. Последствия взрывов пароходов 19 декабря 1947 года. Фото: Из коллекции сайта "Моя Родина – Магадан" / kolymastory.ru
День в истории

Более 100 человек погибли во время трагедии в магаданской бухте Нагаева 70 лет назад

В 10 часов 15 минут по местному времени взорвались и затонули пароходы Министерства морского флота "Генерал Ватутин" и "Выборг"

19 декабря 2017, MagadanMedia. Взрыв в Нагаевской бухте 19 декабря 1947 года называют крупнейшей катастрофой дальневосточного пароходства. Тогда морозным утром на стоявшем в 300-х метрах от порта сухогрузе "Генерал Ватутин" начался пожар, за которым последовали два взрыва с нарастающей мощностью, сообщает ИА MagadanMedia.

Вот как описывает взрыв руководитель поисковой группы Руслан Кауцман:

"В 10 часов 10 минут "Генерал Ватутин" подходит к кромке сплошного льда напротив причалов Нагаевского порта и, находясь на расстоянии не более 300 метров от них, делает разворот кормой к порту. Во время разворота судно ударяется носом о кромку льда, после чего, по словам очевидцев, из его носовой части начинает идти густой черный дым. Через несколько минут на пароходе раздается незначительной силы взрыв. Левый борт в области третьего трюма отваливается и становятся видны шпангауты. "Генерала Ватутина", объятого пламенем, начинает нести к пирсам, по направлению к танкеру "Советская нефть". Капитан пытается развернуть пароход и вывести его за пределы порта. В 10 часов 25 минут на пароходе "Генерал Ватутин" происходит взрыв большой силы, от которого также взрываются находящиеся в носовой части парохода "Выборг" капсюли-детонаторы. В результате оба парохода вскоре и почти одновременно затонули. Из числа команды парохода "Генерал Ватутин" никто живым не обнаружен и не найдено тел убитых".

В результате взрыва все деревянные склады, навесы и другие постройки порта были разрушены. От раскаленных осколков и горящих деревянных частей, упавших в порту, образовалось 12 очагов пожаров, семь очагов торфяных пожаров возникло на сопке, расположенной рядом с портом, сгорело семь складов. Остальные склады и нефтебазу удалось отстоять. Пожар был ликвидирован к 16 часам 19 декабря. В результате трагедии погибли около 100 человек, материальный ущерб составил 116 млн рублей.

Сразу же после взрыва было создано множество комиссий, которые должны были установить причины катастрофы. Была сформирована специальная комиссия и в Москве. С 23 декабря 47-го по 13 января 48-го она находилась в Магадане. Заключения этой комиссии хранились в секретных папках Сталина.

По словам Руслана Кауцмана, взрыв был чудовищной силы.

Через четыре дня после катастрофы военные водолазы обследовали дно бухты в том месте, где погиб "Ватутин". В результате взрыва на дне образовался котлован длиной до 100 метров, шириной 40 метров и глубиной семь метров. В котловане обнаружены отдельные части парохода, разбросанные на площади до 150-ти метров.

Пять лет назад, в ноябре 2011-го, магаданская журналистка Анастасия Якубек представила на всероссийском конкурсе "ТЭФИ-регион" документальный фильм "Последний поход генерала", в котором рассказала о гибели кораблей. Съемки фильма шли четыре года. Снимали под водой, проводили археологические раскопки, изучали когда-то засекреченные документы. Идея поднять историю с глубин принадлежала водолазу-подводнику Руслану Кауцману, который стал руководителем поисковой экспедиции.

Жюри по достоинству оценило проделанную работу. Анастасия Якубек стала лауреатом конкурса и привезла в Магадан восьмикилограммового Орфея.

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia