В последнее время в Арктической зоне запускается значительное количество проектов по созданию объектов инфраструктуры. При этом активно применяются механизмы государственно-частного партнерства, в частности концессионные соглашения, соглашения о государственно/муниципально-частном партнерстве, а также формы квази-ГЧП (аренда с инвестиционными обязательствами, специальный инвестиционный контракт и т.д.), сообщает ИА PrimaMedia.
Подробнее об этом — в статье главы практики инфраструктуры и ГЧП юридической фирмы Squire Patton Boggs Moscow LLC, члена Экспертного клуба Центра стратегических разработок (ЦСР) Александра Долгова.
Проекты реализуются в различных секторах, таких как ЖКХ, энергетика, транспорт, образование и многих других. Наиболее часто встречающаяся схема проекта государственно-частного партнерства предполагает, что объект создается или реконструируется частным партнером (концессионером), который затем осуществляет эксплуатацию объекта, как правило, оказывая определенные услуги потребителям. Например, концессионер может построить дорогу, а затем взимать плату за проезд. Публичный партнер (концедент) может при необходимости оказывать поддержку концессионеру, например, возмещая часть затрат на создание объекта. После прекращения соглашения, объект, как правило, возвращается публичному партнеру, которым может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование). При этом действующее законодательство допускает и другие модели структурирования отношений сторон.
Реализации инфраструктурных проектов в Арктике поможет также запуск механизма дальневосточной и арктической концессии. В этом году Минвостокразвития России запустило новый механизм поддержки реализации инфраструктурных проектов на территории Дальнего Востока и Арктики, позволяющий полностью компенсировать затраты концессионера на создание объекта. Для получения помощи проекты проходят отбор по специальным критериям (в том числе, отношение бюджетных расходов к частным).
По отобранным проектам государство обязуется компенсировать расходы на создание объекта в определенный срок до 20 лет. Важно отметить, что возможность компенсации концедентом всех затрат на создание объекта является одним из проблемных моментов, создающих неопределенность на рынке. Кроме того, запуску новых проектов поспособствуют инфраструктурные бюджетные кредиты. В этой связи важно использовать меры поддержки для реализации наиболее необходимых для Арктики проектов.
Одним из ключевых для развития любой территории секторов является ЖКХ. Достойная жизнь людей в современном обществе должна включать постоянный доступ к горячей и холодной воде, электричеству, а также качественным услугам по сбору, переработке и утилизации отходов. Вопрос особенно актуален для арктической зоны. При этом возможности публичного субъекта в этом аспекте как правило ограничены в части денежных средств, а также в части внедрения современных технологий. В качестве знакового проекта государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ стоит выделить реконструкцию системы холодного водоснабжения и водоотведения Архангельска, реализуемую на основе концессионного соглашения.
Объем инвестиций в проект составляет более 12 миллиардов рублей. Основное обязательство города Архангельска, выступающего в качестве концедента заключается в передаче объекта концессионеру для реконструкции. Архангельская область, как третья сторона соглашения, в первую очередь устанавливает тарифы, по которым предоставляются услуги водоснабжения.
Соглашение было заключено в 2018 году и рассчитано на 49 лет. В ходе реализации проекта концессионер реконструирует систему водоснабжения, а также осуществляет её эксплуатацию, в том числе оказывает услуги водоснабжения потребителям. Успешно реализуются проекты и в других направлениях сферы ЖКХ. Учитывая заинтересованность как частных инвесторов, так и представителей власти, стоит ожидать, что в будущем должно запускаться еще больше проектов в данной сфере.
Реализуются также важные проекты в сфере энергетики. Например, в 2018 году было заключено концессионное соглашение в отношении строительства дизельных электростанций и электрической сети в селах Мужи и Шурышкары Ямало-Ненецкого автономного округа. Соглашение действует до конца 2032 года и предполагает объем инвестиций порядка 500 миллионов рублей.
По условиям соглашения концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта. В плане перспектив развития энергетики в Арктике стоит также обратить внимание на возобновляемые источники энергии (ветер, солнечная энергия, энергия растительной биомассы, энергия морских волн и приливов). Привлечение частных инвесторов поможет более эффективно внедрять современные технологии в энергетике. Кроме того, при обеспечении дешевой транспортировки энергии, Артика сможет не только удовлетворять собственные нужды, но и стать значимым поставщиком для других районов России.
Безусловно, важнейшим направлением развития Арктики является транспорт. Удаленность населенных пунктов влечет дополнительные издержки при перевозке необходимого оборудования и материалов для предприятий, а также создает затруднения при перемещении людей. При развитии транспорта речь идет не только об автомобильных дорогах, но и о ж/д, воздушном и водном сообщении. Развитие инфраструктуры для популяризации Северного морского пути может также привлечь иностранных пользователей, нуждающихся в альтернативе Суэцкому каналу.
Одним из интересных проектов в сфере транспорта является участок автомобильной дороги Коротчаево — Красноселькуп, включающий мост через р. Пур. Протяженность моста составляет 1 километр, а весь участок дороги имеет длину более 2,6 километров. Соглашение подписано в 2018 году и рассчитано на 15 лет. Объем инвестиций в проект составляет более 9 миллиардов рублей.
Благодаря грамотному структурированию проекта, и последующему высокому спросу на дорогу Ямало-Ненецкий автономный округ, выступающий в качестве концедента, также получает прибыль.
Для повышения качества жизни важно также реализовывать проекты в сфере образования. Государственно-частное партнерство в этой сфере набирает популярность. Запуск таких проектов как "Школа 800" в Нижнем Новгороде позволяет убедиться, что взаимодействие публичной и частной стороны может ускорить переход к мировым стандартам образования. Частные инвесторы, как правило, более эффективно могут устанавливать современное оборудование, а также использовать новые методики в обучении и организации учебного пространства.
Конечно, при реализации образовательных проектов в Арктике стоит иметь в виду в основном школьное и дошкольное образование, поскольку едва ли целесообразно создавать крупный научный центр в таком удаленном районе. Примером образовательного проекта может служить создание детских садов в г. Салехарде на основе соглашения о муниципально-частном партнерстве. Объем финансирования таких проектов как правило небольшой, например, в проекте по строительству детского сада № 2 он составляет чуть более 780 миллионов рублей. Соглашение предполагает строительство объекта частным партнером и осуществление им технического обслуживания. Развитие образования поможет повысить квалификацию местных работников, что позволит им в дальнейшем способствовать развитию Арктики в разных секторах экономики.
Государственно-частное партнерство также может применяться для улучшения городской среды и развития туристической инфраструктуры. Например, планируется к реализации проект "Новый Мурманск" по созданию культурно-делового центра на базе недействующего судоремонтного завода. Проект предполагает создание музея Арктики, а также крытого тематического парка-моста.
Ожидается, что концессионное соглашение будет заключено в 2022 году, а сам объект будет сдан в эксплуатацию в 2025 году. Общий объем инвестиций должен составить более 16 миллиардов рублей. "Новый Мурманск" должен стать точкой притяжения местных жителей, а также привлекать российских и иностранных туристов. Очевидно, что арктическая зона обладает огромным туристическим потенциалом. Однако здесь важно не только развитие транспорта и создание качественной туристической инфраструктуры рядом с природными точками притяжения, но и создание возможностей для полноценного досуга в границах крупных населенных пунктов.
Во-первых, важно, чтобы местные жители могли комфортно проводить время непосредственно в месте жительства. Во-вторых, многие туристы будут так или иначе посещать крупные города и поселки Арктики, как минимум, для целей пересадки. Здесь важно предоставить им качественную инфраструктуру для разного по продолжительности отдыха, чтобы приезжающие люди также могли делать вклад в местную экономику, пользуясь услугами местных предпринимателей.
Можно с уверенностью сказать, что государственно-частное партнерство является очень востребованным инструментом при реализации инфраструктурных проектов в Арктике. Проблема нехватки инфраструктуры в регионе стоит крайне остро. В этой связи своевременным является запуск механизма дальневосточной и арктической концессии, который может придать дополнительный импульс структурированию инфраструктурных проектов в Арктике на основе концессионных соглашений.