Стоимость дизельного топлива на биржевых торгах достигла исторического максимума, подобравшись к 53 тысячам рублей за тонну. Владельцы АЗС, зачастую компенсирующие за счёт дизтоплива убытки от торговли бензином, опасаются резкого роста цен, сообщает РИА PrimaMedia cо ссылкой на "Коммерсант". На Дальнем Востоке ситуация выглядит опасной для владельцев так называемых независимых АЗС, закупающих часть топлива на бирже. И "Роснефть", и ННК, владеющие нефтеперерабатывающими заводами в регионе, в рознице торгуют собственным топливом.
С начала мая биржевые цены на топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросли на 5%, до 52,6 тысяч рублей. за тонну. Это является максимумом за всю историю торгов. Привлекательность экспорта дизтоплива повысилась вследствие роста котировок в Северо-Западной Европе до максимальных значений с начала 2020 года, пишет издание.
По словам вице-президента Российского топливного союза (РТС) Рината Фаттахова, он намерен поднять вопрос о рост цен на дизтопливо 16 июня на биржевом комитете ФАС. Хотя премия внутреннего рынка сейчас составляет примерно 2,5 тысяч рублей за тонну относительно экспорта, товара не хватает из-за увеличения потребления, а экспорт нефтяных компаний находится на высоком уровне. По словам главы РТС, для стабилизации цен надо увеличить норматив биржевых продаж примерно в 1,5 раза либо вернуться к теме изменения демпфера.
Подорожание дизтоплива потенциально может привести к росту стоимости товаров, опасаются участники рынка ритейла.
На Дальнем Востоке сегодня работают два НПЗ, оба в Хабаровском крае, — "Комсомольский" (входит в "Роснефть") и "Хабаровский" (принадлежит "Независимой нефтегазовой компании", ННК). У "Роснефти" потребности Дальнего Востока в моторном топливе обеспечивают Ангарская нефтехимическая компания, Комсомольский и Ачинский НПЗ. На долю Комсомольского НПЗ приходится около 60% поставок в регион.
Рынок дизтоплива стабилен, но остается подверженным изменению цен на нефть и экспортных цен на рынках Европы и АТР, а также росту спроса на фоне отпускного периода и ограничений по авиасообщению, заявили "Коммерсанту" в Минэнерго. В июне отгрузки дизтоплива в РФ в среднем на 4% выше, чем в 2019 году, — 108,5 тысяч тонн в сутки, производство же вдвое выше потребления, отметили в Минэнерго, при этом основным потребителем дизтоплива в РФ продолжает оставаться коммерческий сектор, а не розница, где нехватка топлива исключена. При больших потребностях в дизтопливе правительство имеет механизмы перенаправления экспортных объемов для удовлетворения внутреннего спроса, предупредили в Минэнерго.
"Спрос на внутреннем рынке повышен из-за весенних полевых работ, однако резервы дизтоплива максимальны за последние годы", — добавляют в ФАС. Правительство прорабатывает дополнительные меры по стабилизации цен на нефтепродукты, также планируется провести совещание с нефтяными компаниями.
Перевозка топлива из Центральной и Восточной Сибири на Дальний Восток повышает стоимость топлива из-за логистического плеча и ставки железнодорожных тарифов. В связи с этим уже несколько лет обсуждается тема субсидирования железнодорожного тарифа в ДФО.