Дополнительные полномочия по сдерживанию цен получило правительство. В Госдуме третье чтение прошел закон о регулировании торговой надбавки на социально значимые продукты. Ранее власти могли "заморозить" стоимость товаров из этой категории, если они взлетели в цене за месяц на 30%. Затем этот порог предложили снизить до 10%, а сейчас его и вовсе убрали. То есть установить предельные цены на социально значимые продукты кабмин может в любой момент. Магаданские производители к новым правилам игры пока относятся в большей степени лояльно. Но тем не менее считают тенденцию к безапелляционному регулированию со стороны государства тревожной, сообщает MagadanMedia.
В Магаданской области торговые надбавки регулируются для следующих продуктов: хлеб пшеничный, молоко не более 3,2% жирности; кефир не более 3,2%; масло подсолнечное; яйцо куриное; сыр отечественного производства 45% жирности; масло сливочное 72,5% жирности; сахар песок; мука высшего сорта весовая и фасованная; продукты детского питания; говядина; свинина; куры.
В регионе торговая надбавка на перечисленные товары и так не поднималась на 30% одномоментно. Ее порог зафиксирован департаментом цен и тарифов. Для отпуска в розницу надбавка, например, не может превышать 15% на кефир, яйцо, хлеб, сахар, молоко. Оптовая на рыбу фиксируется на уровне 13%, на говядину — 25% .
С учетом того, что для колымских производителей порог и так был снижен, внесенные поправки предпринимателей пока особо не беспокоят.
"В плане яйца думаю никак эти изменения не повлияют", — говорит руководитель птицефабрики "Дукчинская" Сергей Жамьянов. — "Мы и так ограничены региональным законом — надбавка не может превышать 15%. Пока четкого понимания, как повлияют на нас эти поправки, нет, но в принципе мы готовы и к 10%. Все равно наша рентабельность по годовому ниже 10%. Мы закончили производство куриного мяса еще в июне. Осталось только яйцо. Работаем в обычном режиме. Сейчас идет смена птицы, новое поголовье уже началось нестись. Все идет по плану, без колебаний".
Примерно такой же позиции придерживается и региональный производитель молочной и мясной продукции КФХ "Комарова":
"Будем смотреть по ходу событий. Но не думаю, что нас это коснется — мы на молочку цены поднимает раз в год. Это незначительное повышение. Резких скачков цен у нас нет", — отмечает представитель хозяйства.
При этом отмечают, что в случае заморозки цен на социально-значимые продукты, например, кефир 3,2% жирности, остается ассортимент продукции, которая не попадает в категорию социально значимых товаров, а значит не подлежит подобному регулированию. Но больше на данный момент молочников беспокоят не поправки относительно надбавок, а внедрение обязательной маркировки молочной продукции. Для того, чтобы перейти на новый порядок придется потратить значительные суммы. Сейчас фермеры взволнованы тем, как не допустить подорожания продукции в связи с вынужденными расходами.
Крупные производители видят ситуацию более масштабно и оценивают изменения не только с точки зрения своего производства, но и со стороны рынка в целом. Ситуацию прокомментировал генеральный директор ООО "Тихрыбком" Михаил Котов:
"Рыбаки — первые, кто заинтересован в невысокой, доступной для всех россиян цене на свою продукцию, и вряд ли найдется хоть одна рыбопромышленная компания, которая не искала бы возможности снизить ее себестоимость.
Другое дело, что возможностей таких страна нам оставила немного. В рыбной отрасли одна из самых громоздких и раздутых систем налогообложения. Сейчас к ней добавились крабовые квоты — это колоссальные вложения, плюс обязанность инвестировать в развитие отечественного судостроения.
Плюс армии проверяющих, которые только и смотрят, за что бы оштрафовать промысловиков. Завтра, вполне может быть, на аукционы выставят и квоты на добычу рыбы. Разговоры об этом родились не на пустом месте.
Как в таких условиях мы должны снижать цены? Чем тогда платить зарплаты рыбакам, производственникам, исполнять социальные обязательства, гасить кредиты, взятые в банках под большие проценты?
Регулирование цен государством — да, это приемлемо и полезно для всех, но только в том случае, когда это происходит не по принуждению производителей, не запретами и не под страхом страшных казней, а принятием реальных мер господдержки после тщательного изучения причин ценового роста.
К примеру, рыбацкое сообщество давно предлагает правительству разобраться, почему мы продаем лосось по 100 рублей за килограмм, а в магазине он стоит уже по 300 рублей?
Почему государство в упор не замечает многочисленных посредников-перекупщиков между промысловиками и конечным потребителем или непомерные тарифы на авиа— и железнодорожном транспорте, а предпочитает вешать всех собак на рыбаков?
Сегодня цена рыбы — это объективное отражение рынка, который при всем желании нельзя отрегулировать приказом. А вот создать условия, чтобы бизнесу было интересно и выгодно производить недорогое продовольствие, — можно, для этого у государства есть все инструменты".
О динамике цен в магазинах редакция спросила у колымских ритейлеров. По мнению предпринимателей, по крайней мере в крупных торговых сетях, наценка незначительная и обоснованная. Основную составляющую конечной стоимости все же закладывает именно производитель.
"Торговая надбавка давно регулируется во всех регионах на социально значимые продукты. В Магаданской области перечень продуктов, которые подвержены регулируемой надбавке — самый большой в стране. Это фиксирует, конечно, наценку для ритейлов региона, — говорит индивидуальный предприниматель Ольга Маглакелидзе (сеть "Мега 24"). — "Но основное — это цена, которая идет от производителя. В данном случае государство говорит о регулировании цен на сахар и масло. Это в первую очередь касается производителей этих товаров.
Любое регулирование государством торговли, это, конечно, нарушение принципов рыночной экономики. Рыночная экономика должна регулироваться понятиями спроса, предложения, конкуренции. Но в период кризисов и пандемий государство обязано контролировать такие вещи, и совершенно справедливо вмешиваться в эти процессы. Это вынужденная и временная мера.
Правительство Магаданской области определило перечень продуктов, которые имеют социальную значимость и которые нужно регулировать. Предприниматели, безусловно, выдерживают данные правила".