Что будет, если всегда говорить"да"? Ответ на этот вопрос знает участник безбашенного эксперимента Александр Зайков.16 августа он получил "права", а 18-го выехал на купленном за 55 тысяч мотоцикле из Москвы в Магадан. Без денег, хорошей экипировки, шипованной резины, зато с дошираком и топором. И доехал. Мы предложили ему рассказать, как это было, и, конечно же, он не мог отказаться. Какой населенный пункт Колымы самый депрессивный, на какие услуги самые дикие цены, от чего рыдают путешественники и что заставляет их ехать в Магадан — в интервью с @mister.yess.
Ровно год с декабря 2018-го Александр говорил "да" всему, что предлагали подписчики и знакомые. Это был эксперимент по мотивам фильма "Всегда говори да" с Джимом Керри. Подняться на вулкан, сделать тату, прыгнуть со скалы, проехать автостопом по стране и поработать гастарбайтером в Корее — это лишь часть из списка заданий, которые он выполнил. Все это было нужно для того, чтобы побороть депрессию и встряхнуться: в 2017-м партнер по бизнесу исчез вместе с деньгами, и парень остался ни с чем. А занимались они, к слову, прокладкой канализаций в частных домах.
Эксперимент закончился, но подписчики канала остались. Один из них — руководитель мотоклуба Москвы Андрей Иванов написал в личку: "Давай сделаем из тебя мотоциклиста".
— Я на тот момент жил в Нижнем Новгороде и хотел переезжать в Москву. И говорю: "А ладно, давай". Переехал, познакомились. До этого я с мотоциклистами ни разу не общался, а он мне рассказал, как ездил по Европе, Африке. Я вдохновился. А еще рассказал, как он на спортивном мотоцикле ездил в Магадан.
Я спросил, что мотоциклисту прикольно сделать за свою карьеру, он говорит — съездить в Магадан.
И записал меня в мотоакадемию. В конце января я впервые сел на мотоцикл. Правда, особо не практиковался — пандемия началась и все такое. В июле уехал в Казань снова заниматься канализацией.
В своем блоге спросил у подписчиков, не продает ли кто мотоцикл. Отозвался парень с Нижнего Новгорода — продавал Stels Flame 200 с пробегом 1000 км за 60. Сторговались за 55 тысяч.
13 августа я купил его, а 14-го без "прав" поехал в Москву. Это была моя первая самостоятельная поездка по городу. 16 августа получил права. 18-го выехал с нулевого километра в Москве в сторону Магадана.
— Кто спонсировал путешествие? Во сколько обошлась поездка в Магадан?
— Челлендж изначально был очень сложный, потому что у меня не было подготовки и денег. Подписчик с Благовещенска мне прислал мотоботинки и перчатки. Куртку и шлем покупал на донаты.
Мотоцикл был без тюнинга, я только поставил на него прикуриватель, которым ни разу не воспользовался, и держатель для телефона. Взял старую дорожную сумку и подвязывал ее витой парой.
По пути у меня появлялись запчасти, вещи. Сама поездка обошлась примерно в 200 тысяч рублей. С мотоциклом, экипировкой, запчастями, гостиницами, бензином. На топливо ушло тысяч 25-30 — это где-то 450 литров.
Еду почти не готовил, питался в кафешках. Когда ехал без остановок, в ход шли энергетики. Благо, читатели поддерживали, и я не задумывался о деньгах — они просто появлялись в нужный момент. Когда попал в Уфу, занял 500 рублей у товарища, чтобы заправиться. Денег не было вообще.
— Что брал с собой в поездку? Готов ли был к снегу на перевалах?
— Костюм, мотоботинки. Была защита на колени, локти, спину и шлем. Правда, кроссовый. Это единственный подходящий по размеру в магазине был — времени не было искать. Пробовал с собой еду брать — как-то купил военный сухпаек. Воспользовался им один раз, и он был отвратительный. По "Колыме" когда ехал, у меня была тушенка, дошираки, кружка и газовая горелка. В случае поломки была бы еда. Но я ей не воспользовался. Приехал в Магадан с пакетом.
Начиная с Иркутска, я докупал термобелье, флисовые кофты, дождевик. Потому что уже мерз и попадал под дождь. Для мотоцикла было очень сложно подобрать резину, поэтому ехал на шоссейной стоковой. Еще купил канистру и смазки.
Насчет снега — мне с самого начала говорили, что я выезжаю ужасно поздно. Надо было планировать на июнь — начало июля. Но я планировал поездку на конец августа, потому что у моего товарища была свадьба, и я должен был на нее попасть.
Всю дорогу мне говорили, что будет снег. Если честно, мне это на нервы очень сильно капало. Мне говорили, что я не доеду, а нужно было говорить, как доехать.
— Сколько травм получил по пути? Как часто хотелось все бросить и почему продолжал ехать?
Первые 8 тысяч км я проехал по асфальту вообще без проблем. И мне было скучно. Реально скучно. Я не понимал, почему мотоциклисты отправляются в такие путешествия. Веселье началось, когда я повернул с федеральной трассы на Тынду.
Началось бездорожье, и стал потихонечку кайфовать от таких сложностей. До Якутска доехал без проблем и падений. Только перед самим Якутском, так как опаздывал на паром, пару раз упал на песке. А вот потом на колымской трассе, в районе 665 км, где "Заячья петля", хорошенько упал. Я ехал 65 км/ч, было очень красиво. Засмотрелся и не сразу заметил камень. Разбил мотоцикл — фары, пластик и пробил правое колено. Обошлось без переломов и хорошо, что упал недалеко от вахтового поселка дорожников. Меня быстро подобрали и отвезли в поселок, где я пролежал два дня. Потом на такси доехал до Хандыги, чтобы в больнице мне прочистили рану и наложили швы. Неделю пробыл там — нога болела. Пока лежал, заказал дополнительные запчасти с Якутска.
После падения не знал, что делать. Было очень обидно, потому что до Магадана оставалось примерно 1,5 тысячи км. Я думал, либо поехать домой лечиться, либо доехать автостопом до Магадана. Третий вариант родился через 3 дня — ехать дальше.
Когда из Хандыги выезжал, нога до конца не сгибалась. Ехал с прямой ногой, которую положил на палку, примотанную к двигателю.
После падения уже страшновато было, что-то вроде фобии — вдруг опять упаду. Переосмыслил я отношение к здоровью, но доехать все-таки хотелось. Проехал 300 км до Усть-Неры, и это было для меня на тот момент достижением. Ехал все время на переднем тормозе — задним бы не смог воспользоваться из-за ноги. Зато научился тормозить двигателем. Правда, особо это не помогало на льду — все-таки упал на одном из перевалов и несколько раз ронял мотоцикл.
— Не было проблем с ночлегом и с заправкой?
— За мной наблюдали мотоциклисты со всей России, помогали, подсказывали. Ночевал я чаще всего у подписчиков, которые предлагали свою помощь. Дважды снимал хостел. По дороге от Якутска до Магадана оставнавливался в гостиницах.
Я офигел, конечно, от цен — какое-то койко-место стоит от 1 тысячи! Но потом смирился.
В Якутке я ночевал у подписчицы, в Магадане тоже меня встретил подписчик. Самый крутой хостел был в Ягодном. За 700 рублей была почти двухспальная кровать.
Где заправляться, я знал. Была с собой канистра, где я вез 10-11 литров бензина. Мне этого всегда хватало. По колымской трассе тоже предупредили, где "мертвые" зоны.
— Какой самый жесткий участок трассы?
— Усть-Нера — Сусуман. В первый день я проехал 250 км до Усть-Хакчана, на последних 40 км выпал снег на перевале. Ехал со скоростью 20-25 км.
Мне до этого мотоциклисты сказали, что в поселке живет дед Валерий, к которому можно обратиться. Он пустил меня переночевать.
Проснулся и увидел сугробы. Как ехать дальше? Все пишут, что нужна шипованная резина, без нее не уеду. До Сусумана оставалось 138 км. За час по снегу я проехал 10 км.
Вот тогда да, хотелось все бросить, остановить какого-нибудь дальнобойщика, закинуть мотоцикл и ехать до Магадана. Я устал.
Но я сам себя уговаривал: "А давай проедем километр, а давай еще 5, а потом отдохнем". И так я проехал 30 км. И там снова началась осень. Поднялось настроение, и я без проблем доехал до Сусумана. Оттуда до Ягодного решил ехать без остановки — 100 км оставалось. Из-за того, что был снежный перевал и дорога под наклоном, уронил мотоцикл и долго не мог вытащить. Потом наступила ночь.
Как парень, который всегда говорил да, доехал из Москвы до Магадана на мотоцикле. Фото: https://vk.com/alexandrzaykov
За несколько километров до Ягодного я просто начал орать. Выплескивать эмоции. И я заплакал. И не от того, что тяжело, а потому что я себя победил на этом участке. Преодолел себя, как никогда в жизни. И наверное, в тот момент я и понял, почему едут сюда мотопутешественники, почему загоняют себя в такую задницу. Я был так горд, что не сдался. Именно в том месте произошло все самое главное. То, для чего мне нужно было проехать 10 300 километров.
После Ягодного мне уже было все равно, доеду я до Магадана или нет, потому что все, что я хотел получить от путешествия, я уже получил.
— Чего не хватало больше всего во время путешествия?
— Наверное, общения. Бывало одиноко. Не с кем было поделиться своими эмоциями. Не хватало людей, которые подскажут, как ехать, а не будут говорить, почему этого сделать нельзя.
— Сусуман — на первом месте среди депрессивных поселков/городов в твоем топе. Почему?
— На первом месте у меня сначала был Челябинск. Когда туда попал, мне реально стало грустно от того, какой город, как одеты люди. Серость. Сусуман мне его напомнил. Я восхищаюсь масштабами СССР, и по Колыме я ехал, по сути, по его останкам.
В Сусумане было очень серо. Это казалось мне таким смешным и нелепым — серые дома, посередине несколько ярко-желтых, красных.
А еще там была фраза мотивирующая из серии: "Сусуман — делаем историю". Что-то в этом роде. Мне действительно стало грустно из-за отсутствия красок.
— За сколько планировал добраться до Магадана и сколько ехал по факту?
— Выехал 18 августа, Андрей Иванов говорил, что хорошо бы за 3 недели добраться. По тысяче в день ехать, а я останавливался. Решил, что все-таки это мое путешествие и я хочу от него получить удовольствие. Поэтому я доехал почти за 2 месяца — в Магадане был 17 октября в час ночи.
— Готов был к встрече с медведем?
— Кстати, когда выбирал август для поездки, мне говорили, что в этом месяце медведи уже сытые. Наелись ягоды и рыбы. Но это шутки. Меня пугали тем, что медведи развивают скорость до 80 км/ч. У меня мотоцикл едет 100-110 км/ч по трассе. И местные говорили, что медведей полно. Но я никого не встретил. Я представлял, что встречу, но не понимал, что буду делать. Но у меня был топор :) Я просто знал, что мне повезет — с аномальной теплой осенью повезло и с медведями тоже.
— На личном опыте: три ошибки, которые не стоит совершать в путешествии.
— У меня философское отношение: что случилось, то и спланировали. Если какие-то ошибки совершаются, значит, нужны для опыта. У меня нет такого списка.
— Что важнее и приятнее для путешественника — пройти путь или добраться до цели?
— В прошлом году я ездил 11 тысяч км в Таиланд, в этом — в Магадан. Исходя из этого делаю вывод, что сам путь гораздо интереснее, чем конечная цель. У меня тоже было некое опустошение, когда мы доехали до Таиланда, как и сейчас, когда добрался до Магадана. Самое интересное происходит именно в пути. В этом году разбил колено, а в прошлом — на 6 дней потерялся в Китае.
Конечно, путь интереснее. Как говорится: "У самурая нет цели, только путь". :)