Полный гайд: как выбрать велосипед
09:35
В ЖКХ предупредили о новом способе обмана собственников квартир
18:50
Губернатор Сергей Носов с рабочим визитом посетил подшефную Ждановку
18:39
Колымчанам напомнили об участии в конкурсе "Дальний Восток – Земля приключений"
18:26
Юных колымчан приглашают к участию во Всероссийской акции "Юный искусствовед"
17:52
Сотрудники МЧС России Колымы присоединились к акции "Красная гвоздика"
17:42
На Колыме стартует ежегодный проект "Экологический субботник "Зелёная Весна"
17:33
В Магадане готовятся к ежегодному Всероссийскому "Дню Эколят"
17:28
В Магаданской области за неделю выявлено более тысячи нарушений ПДД
17:25
В Магадане в результате ДТП на улице Якутской пострадали два человека
17:00
У некоторых россиян в мае вырастут пенсии
17:00
Склад городского резерва Хабаровска проверен в преддверии весеннего половодья
16:55
В Магадане внедрят сервис для сбора связи на межмуниципальных маршрутах
16:48
Сергей Абрамов: День местного самоуправления — праздник для каждого колымчанина
16:16
Юрий Гришан: Наша общая цель — работать для людей и в интересах каждого
16:12
Погода на выходные в Магадане
16:00
Собачий закон, штрафы за гадание и поддержка многодетных – заседание Думы Колымы 13:03
В Магадане прошло заседание депутатской фракции "Единая Россия" 09:56
Магаданская область стала лидером инвестиционного рейтинга Дальнего Востока 18 апреля, 18:22
Складывается позитивная тенденция в прогнозировании параметров бюджета Колымы 18 апреля, 16:31
Экспорт японских грузовиков, легковушек и запчастей в Россию стремительно падает 18 апреля, 10:10
О важных событиях из жизни Колымы за 12 лет покажет проект "ПУТИН. ВРЕМЯ РОССИИ" 17 апреля, 14:14
В программе долгосрочных сбережений приняли участие порядка 280 тысяч человек 17 апреля, 12:29
Геологи переходят на цифру 17 апреля, 10:33
Магаданская областная Дума проведет очередное заседание 19 апреля 16 апреля, 14:45
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 13:15
В Магадане прошло второе заседание Общественной палаты города VII созыва 16 апреля, 12:55
В магаданском магазине "Союз" прекратят продажу табачной продукции 16 апреля, 12:50
Депутаты Магаданской области рассмотрели 8 вопросов 16 апреля, 10:04
В Магадане состоялось заседание профильного комитета по социальной политике 15 апреля, 17:28
Что делать с бездомными собаками, вновь обсудили в Магадане 15 апреля, 16:00

Алексей Людевиг: Горжусь, что я внук Билибина

Журналист Дарья Гаврилова в блоге MagadanMedia представила интервью с родственником начальника Первой Колымской экспедиции
Алексей Людевиг Дарья Гаврилова
Алексей Людевиг
Фото: Дарья Гаврилова

Когда в далеком 1928 году будущий легендарный первопроходец золотой Колымы, начальник Первой Колымской экспедиции Юрий Билибин добивался своей отправки в центр еще не существующей тогда на карте Магаданской области (для проверки данных о ее золотоносности и оценки промышленного значения), и когда позже мерз в наших краях от холода и голода, вряд ли он мог себе представить, что спустя восемь десятков лет на эту землю приедет играть его прославленный внук, альтист с мировым именем Алексей Людевиг. Выдающийся музыкант провел в Магадане три дня: посетил музеи, памятник деду, улицу, названную в его честь, и сыграл колымчанам на своем альте работы Антонио Мариани 1661 года.

Приезд внука "золотого Моцарта" (как до сих пор называют Билибина геологи) Магаданская областная филармония организовала в рамках празднования юбилея "Дальстроя", которому сегодня исполнилось бы 85 лет. А одну из главнейших страниц в истории освоения территории Северо-Востока в первой четверти XX века вписал, как известно, как раз Юрий Билибин, результатом работы экспедиции которого явилось открытие нашего золотоносного региона. Дочь Юрия Билибина Наталья стала художником, в Магадане никогда не была. Зато приехал ее сын, блестящий альтист, дирижер и исполнитель огромного таланта, гибко владеющий всеми музыкальными стилями.

География выступлений Алексея Людевига охватывает четыре континента. В репертуаре альтиста – сочинения, созданные на протяжении последних трех веков. Алексею Людевигу принадлежит честь громких мировых премьерных исполнений произведений многих российских композиторов — Успенского, Слонимского, Сапожникова и других, а также произведений современных американских и французских авторов, многие из которых были написаны специально для него. Художественный со-руководитель Санкт-Петербургского фестиваля "Дворцы Санкт-Петербурга", художественный руководитель фестиваля "Новый серебряный век", основатель камерного ансамбля "Камерные Солисты Санкт-Петербурга", профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории, сегодня Алексей Людевиг совмещает сольные выступления, исполнение камерной музыки и преподавание в Санкт-Петербургской консерватории.

Алексей Людевиг и магаданский пианист Александр Горностаев

Алексей Людевиг и магаданский пианист Александр Горностаев . Фото: Дарья Гаврилова

Даже не очень хорошая акустика зала МЦК послужила прекрасной оправой невероятно красивого звука его альта. Как писала французская критика после одного из выступлений музыканта: "Алексей Людевиг знает, как заставить свой инструмент петь со всеми оттенками человеческого голоса. Таинственный и затененный, он мудро соразмеряет блеск с мягкой поэзией, его легко скользящий смычок способен извлекать глубочайшие звуки"...

Примечательно, что на сцене Муниципального центра культуры маэстро выступил совместно с нашим магаданским музыкантом Александром Горностаевым (фортепиано). Колымские слушатели с восхищением принимали их инструментальный дуэт, который звучал так, словно исполнители играли друг с другом долгие годы. Совместная концертная программа Алексея Людевига и Александра Горностаева соединила в одном изысканном музыкальном вечере И. С. Баха и Б.Джоела, Ф. Крейслера и Ск.Джоплина, Х.Глюка и Мясоедова, Марэ и Нардини, М.Таривердиева и Ф.Шуберта — калейдоскоп имен и эпох.

Впрочем, Алексей Людевиг поражает не только на сцене. В личном общении с первой секунды очевидно, что перед вами — человек из интеллигентной семьи, коренной петербуржец во всех смыслах этого слова: манера его речи, ясный и изысканный способ изложения мыслей, культурный облик, неуловимое сходство с дедом (Юрий Билибин, как известно, родился в старинной дворянской семье) — все это как продолжение прекрасной музыки, которую он играет. Говорить с таким человеком — истинное наслаждение, и после долго тоскуешь, прислушиваясь к затихающим на периферии сознания волшебным звукам его голоса и его альта.

Алексей Людевиг начал заниматься музыкой у своего отца — известного петербургского альтиста Алексея Людевига, а также у Юрия Башмета и Дмитрия Шебалина. В знаменитую ленинградскую детскую специальную музыкальную школу в переулке Матвеева, в которой учились Спиваков, Слонимский, Янсонс, и многие другие выдающиеся музыканты современности, Алексея Людевига приняли в 7 лет. Попасть в эту школу для "особо одуренных" или "Десятилетку", как ее в шутку называют сами выпускники, всегда было практически невозможно — образовательное учреждение для избранных. Тот факт, что эту школу окончил отец Алексея Людевига (а впоследствии и сын Федор), не сыграло существенной роли: экзамены сдавал на общих основаниях, как все. Окончив "Десятилетку" в восемнадцать, Алексей Людевиг поступил в старейшее в СССР высшее музыкальное учебное заведение — Ленинградскую государственную консерваторию. Сегодня он там преподает на кафедре скрипки и альта оркестрового факультета, как и в Санкт-Петербургском музыкальном колледже. Аспирантуру формально не окончил: сыграв экзамен по специальности, историю коммунистической партии сдавать не стал, потому что как раз в тот момент ему предложили гастроли по Южной Америке, и он предпочел отправиться выступать.

Альт Алексея Людевига работы Антонио Мариани 1661 г.

Альт Алексея Людевига работы Антонио Мариани 1661 г.. Фото: Дарья Гаврилова

– Алексей, какие рассказы о деде вы слышали в своей семье?

– Все мое детство было овеяно легендами о нем. Мама родилась у них в Ташкенте. Дед, к сожалению, умер задолго до моего рождения. У бабушки в кабинете всю жизнь, сколько себя помню, висело его фото, и у нас дома сейчас тоже стоят его фотографии. Бабушка ведь была геологом, и частенько мне рассказывала, какими приключениями была насыщена их работа: как однажды их чуть не убили басмачи, и как дед не любил все, связанное с "Шариковыми" — из другой среды был человек. Он и доносчиков своих простил, я уверен.

– А она ревновала его к работе, из-за которой толком и не видела его дома?

– Это работа. Они оба всю жизнь были в геологических партиях, чаще порознь, потому что бабушка занималась другой сферой геологии.

– Каково это — пройти по улице, названной в честь своего деда?

– Чувства волнительные, конечно. Магадан я посмотрел заранее, перед тем, как ехать, в интернете. Симпатичный город, улица Билибина, правда, не очень весело выглядит. А в вашем музее мне было страшно интересно! Мне показали фотографии, которых я никогда прежде не видел, у нас в семейном архиве таких и нет.

– В свое время на страницах "Магаданской правды" было обсуждение на тему "Кому достанется "голова" геолога Билибина?": своеобразный монумент около СВКНИИ по улице Портовой вызвал неоднозначную оценку горожан — одни "против" "головы на пике", другие "за"… А вы на чьей стороне в этом споре, каким видите памятник своему деду?

– Я совершенно не подумал об этом сегодня, когда возлагал к нему цветы. То, что он не похож на себя внешне, это другое дело. А вот относительно головы на пике… Мне мама еще сказала, что у вас около института стоит некий русский витязь, былинный герой… Знаете, я рад, что он есть, что Колыма хранит память о начальнике Первой Колымской экспедиции. Стоя сегодня у подножия памятника деду, я еще раз представил себе въяве, насколько это было неимоверно тяжело, — они ведь чуть не умерли тогда здесь в экспедиции, — голодали и прочие страшные вещи.

– Поэтому у вас и не было мысли пойти по стопам деда и стать геологом?

– Как мне кажется, дети копируют, прежде всего, своих родителей, а не дедов. Отец долгое время — более 40 лет — проработал концертмейстером альтов в оркестре Мравинского. И я с детства был погружен в музыку. Сам не помню, но родители рассказывали, что в три года я говорил, что хочу быть альтистом, как папа. В итоге я учился у своего собственного отца, у покойного Дмитрия Шабалина (выдающийся альтист, артист Квартета имени А. П. Бородина, педагог, Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, — прим.авт.), аспирантуру оканчивал у Юрия Башмета.

– Кстати, о Юрии Башмете. Помнится, во время нашего с ним интервью он дал мне примерить свой 15-граммовый изумрудный перстень, который придает нужный вес его запястью, когда он держит смычок. А у вас есть такого рода игровые хитрости?

– Нет, отсутствуют (смеется).

– Признайтесь, родители заставляли вас заниматься?

– В определенном возрасте заставлять приходится всех. Я это хорошо знаю, потому что моему сыну Федору 22 года, он очень хороший скрипач, учится сейчас в Тель-Авиве, в хорошем университете. Никто не рождается со смычком в руках. Хотя, у меня возникает такое ощущение, когда я слышу венгерских скрипачей — они словно в люльке уже со скрипкой. К примеру, Лакатош — уже третье поколение скрипачей. Но, как и любая профессия, а не увлечение, игра на скрипке предполагает профессионализм и работу, и ремесло. В академической музыке трудно добиться признания, как и во всей остальной музыке. Хотя с некоторыми и бывает такое, что проснулся знаменитым. Есть люди, которые появились на "Евровидении", получили приз, и наутро на них посыпались ангажементы. Но это все равно тяжело, потому что появиться и произвести впечатление требует неимоверного труда. Во всех случаях происходит по-разному: у кого-то очень долго, у кого-то мгновенно, но это всегда трудно, это работа, работа и работа.

Алексей Людевиг дает афтографы магаданским поклонникам после концерта в зале МЦК

Алексей Людевиг дает афтографы магаданским поклонникам после концерта в зале МЦК. Фото: Дарья Гаврилова

– Когда на Колыму приезжал известный скрипач Дмитрий Коган, он мне рассказывал, что как-то по-особому бережет свои руки...

– Нет (смеется). В отличие от Дмитрия Когана, я свои руки никаким специальным образом не берегу.

– Вашему альту 355 лет, ему нет цены. Вам его какой-то фонд выдал в пользование?

– Нет, это мой личный, я получил его в наследство от отца. А он, в свою очередь, его когда-то купил, очень давно. Стоил альт при этом какие-то жуткие деньги, помню, отец даже машину продал, чтобы его купить. Тогда еще можно было каким-то чудом приобрести подобный инструмент, сейчас — нет.

– О своем альте вы отзываетесь как о живом существе, при этом умеете извлекать необыкновенно разнообразные краски из своего инструмента. Каковы ваши с ним взаимоотношения?

– Когда мы с ним постоянно общаемся, — хорошие. Когда у меня мало времени, они начинают портиться. Инструмент действительно имеет свойство обижаться, особенно, когда я долго на нем не занимаюсь.

– Сколько часов в день вы с ним проводите?

– По-разному. Иногда безобразно мало, иногда — весь день. Вот сейчас вернусь обратно, и у меня концерт будет, где в первом отделении я дирижирую, а во втором играю. Дома еще ждет скрипка, и у меня есть мечта сыграть ре-минорный концерт Баха на ней.

– А смычок у вас старинный, французский? Или у Этьена Латло заказываете?

– Да, традиционно считается, что лучшие смычки делают французские мастера. Но, недавно разговаривая со своей хорошей подругой, прекрасной скрипачкой Ниной Белиной — она сейчас живет и работает в Америке, училась еще у последнего ученика Ауэра (Леопольд Ауэр, российский скрипач венгерского происхождения, педагог, дирижер и композитор, основатель русской скрипичной школы, — прим.авт.) — так вот она считает, что старый инструмент, да, держит свои свойства и даже приобретает их со временем, а вот смычки — нет. У меня очень хороший немецкий смычок "Карл Шмидт", достаточно новый, куплен в конце 80-х гг.

– В Магадане нет специально оборудованного зала для камерной музыки, как вам игралось на магаданской сцене?

– Вы знаете, неплохой зал. Неплохой. Вам было слышно?

– Конечно. И видно. Вы блестяще импровизировали по ходу концерта, все эти ваши штучки просто прелесть!

– Акустика в зале, естественно, могла бы быть и получше — немного больше отзвука было бы хорошо, но я понимаю, что все упирается в средства. В Японии, например, можно заказать такие панели, при помощи которых можно менять акустику.

– Чем отличается зарубежная публика от нашей?

– Зарубежная, она тоже разная. По-настоящему знающая публика осталась в немецкоговорящих странах. Когда у нас играли на свирелях и гуслях, у них уже был Бах. Ты можешь где-нибудь в Бонне выйти на сцену, и в первом ряду будет сидеть какой-то с виду чернорабочий с партитурой изысканнейшего произведения и сидеть весь концерт по партитуре смотреть, как ты играешь. Такое было, и не раз. У нас такого не бывает. Наша публика более непосредственная, но уж если любят, так любят. Вот в Южной Америке, к примеру, могут начать хлопать посреди произведения, потому что им понравилось.

– Альт — не самый распространенный инструмент, как вам удалось достичь успеха в профессии, которая считается показателем высшего статуса в музыке?

– Знаете, хорошо играть сложно на любом инструменте.

– А ваш личный секрет успеха — в чем он?

– Если говорить об умении играть, то это работа. И думать. Думать о том, что ты делаешь, зачем ты это делаешь.

– Нет ощущения, что жизнь прошла мимо? За окном — сменяющие друг друга времена года, а вы с инструментом круглосуточно… Так?

– Да нет. Я в молодости даже каратэ успевал заниматься, тогда у меня была возможность находить на это время. Но сейчас его все меньше, потому что постоянные выступления, гастроли, студенты в Петербурге, которые требуют большого внимания. Поэтому времени очень мало, чему я на самом деле очень рад. Всегда лучше работать слишком много, чем слишком мало.

– Вы и в армии служили, и каратэ занимались… удивительная смесь для столь рафинированного человека.

– В 10-м классе школы меня побили хулиганы на улице. Я шел домой с инструментом и с пакетиком, в котором лежало то, чего ценнее в те времена не было — виниловая пластинка Rolling Stones. Обе руки были заняты, и вот на меня налетели двое. Били по телу, по голове. Среди бела дня все это происходило, никто не остановился. Сначала я от них убежал, так как понимал, что не имею права вступать в драку с инструментом в руках. Они меня-таки поймали, и в тот день я заинтересовался боевыми искусствами и довольно серьезно начал заниматься. С тех пор ко мне больше никто не подходил, так как я, будучи молодым и глупым, порой стремился испытать свою силу на уличной шпане. Каратэ, айкидо, соревнования. Но, когда начал заниматься в Консерватории дирижированием у Мариса Арвидовича (Марис Янсонс — известный советский и российский дирижер, в наст.время — гл.дирижер нидерландского Концертгебау) и постепенно это оставил, потому как приходить в класс со стертыми в кровь костяшками пальцев было как-то неприлично.

– Вы выступали во всех концертных залах мира, а какой ваш самый любимый? Есть такой?

– О каких-то залах остались хорошие акустические воспоминания, есть и безумно красивые: в Германии, например, в старинном университетском городке Тюбинген есть зал, в котором играли просто все! Там потрясающая акустика, пугающая архитектура, очень хорошо звучащий зал. Еще зал Арсенал-Мец во Франции, зал в Сарагосе, в Астане. Сходное впечатление было от Макао — остров недалеко от Гонконга, бывшая португальская колония. Впечатления от места затмили сам концерт.

– В одном из ваших интервью я читала, что всю жизнь путешествуя по миру с гастролями, вы успеваете увидеть только гостиницу и концертный зал. Так и есть? Все — мимо?

– Признаюсь честно: я уже столько раз был в Мадриде и ни разу не был в Prada. Так же, как в Бильбао я все никак не мог попасть в галерею Гуггенхайма — одну из самых великолепных и именитых коллекций. До Гугенхайма я все-таки недавно добежал, до Prado — нет. Нет времени: приезжаешь, репетиция, спать, утром репетиция, вечером концерт, уехал. Видишь что-то из окна машины. Печали, что не успеваю побывать, посмотреть — нет. Это жизнь. Такая работа. Нужно уметь принимать обстоятельства.

– А вас не угнетает то, что современная молодежь не ориентирована на классическую музыку? Или это не так?

– Это, к сожалению, так, более того, это во всем мире сейчас происходит. Печально. У нас в стране очень сложно играть, например, Шостаковича. Или Канчели. Я играю периодически. Но вот "спроса" на них, говоря рыночным языком, нет. Наверное, у людей стала очень сложная жизнь и сильные глубокие переживания их не влекут.

Алексей Людевиг дает афтографы магаданским поклонникам после концерта в зале МЦК

Алексей Людевиг дает афтографы магаданским поклонникам после концерта в зале МЦК. Фото: Дарья Гаврилова

– А вы строгий преподаватель?

– Да. Без поблажек. Другое дело, что это может носить очень веселый характер, но тем не менее я спрашиваю сурово. Если учить молодых, то надо начинать учить как можно раньше. Потому что разница в 16 и в 18-19 лет критическая.

– Во сколько родителям нужно вкладывать своему ребенку смычок в руки, если они хотят вырастить из него гениального скрипача или альтиста?

– Это зависит от ребенка. Кто-то может уже в три года стоять со скрипкой, а кто-то не может и пяти минут на месте усидеть. Я начал заниматься в пять лет. Со мной занимался папа, но это было сложно. Считаю, что родители с детьми заниматься не должны. И вообще, это очень тяжелая профессия. Не мучьте детей! (смеется)

1463668228