Чем кормят в магаданских больницах и сколько это стоит?
17 декабря, 15:40
Новую инженерную школу Магадана поставили на кадастровый учет в Росреестре
15:13
В поселке Талая завершили ремонтные работы улично-дорожной сети
15:10
Колымчан лишился 11 тысяч рублей при "продаже" на сервисе объявлений холодильника
15:08
"Единая Россия" исполнит мечты участников благотворительной акции "Елка желаний"
14:59
В Магадане 20 декабря на улице Дзержинского, 20, 22 отключат холодную воду
14:56
Центр занятости населения Магаданской области предлагает участникам СВО ряд госуслуг
14:46
В Новый год – с квартирой: 29 магаданских семей стали обладателями собственных метров в 2024 году
14:43
Сбер поднял ставку по СберВкладу и накопительному счету
14:20
Выгодные финансовые акции перед Новым годом: как не стать жертвой мисселинга
14:10
На Колыме выявили нарушения в работе ЧОП в области оборота оружия
14:09
В ЕР рассказали о планах по ремонту 11 тысяч школ к 2031 году
13:57
Россия обеспечила более 17% мирового экспорта мороженой рыбы по итогам 9 месяцев 2024 года
13:50
Колымчане могут задать вопрос президенту страны в прямом эфире
13:48
Розовая чайка в волнах Нагаевской бухты
13:46
Продажу льготных билетов на 2025 год открыла авиакомпания S7 Airlines
12:45

Строительство первого моста через Колыму было завершено в 1937 году

Уникальное по своей красоте и конструкции сооружение возвели за восемь месяцев
Строительство моста через Колыму было завершено 5 мая 1937 года из архива Александра Глущенко
Строительство моста через Колыму было завершено 5 мая 1937 года
Фото: из архива Александра Глущенко
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Строительство важнейшего для экономического развития региона моста через реку Колыму, который обеспечил сквозное движение от Магадана до Ягодного, было завершено 5 мая 1937 года. Восемь месяцев потребовалось строителям, состоявшим в основном из заключенных, чтобы возвести 385-метровую деревянную арочную переправу, сообщает MagadanMedia.

Колымский мост начали строить в октябре 1936 года. Пролеты были длинной около 100 метров, а высота моста достигала 15 метров. Уникальность сооружения заключалась в том, что он был сделан из дерева. Фермы делались из огромных лиственных бревен, скрепленных болтами, и сибирская лиственница оправдала свою славу.

К 1935 году на строительстве колымской трассы трудились 15 тысяч заключенных. Стройку моста объявили ударной, Берзин сказал — кто даст 200% выработки на протяжении всей стройки, тот будет освобожден. Работа велась в три смены, днем и ночью при любом морозе.

Вот как описывает события бывший заключенный К. Реев:

Обрывистый берег над Колымой на протяжении нескольких километров был застроен домами, бараками и даже коттеджами, где жили ИТР. Начали возводить первый железно-бетонный бык. Их всего должно было быть восемь или девять. Настил моста и фермы деревянные. Река в том месте примерно с километр шириной. Был конец ноября-начало декабря 1936 года. Морозы доходили уже до 50 градусов. Ребята мерзли страшно. Нас в УРЧ лагеря зарегистрировали. Предупредили, что будем работать без конвоя, что вокруг всего строительства в пределах нескольких километров — зона. Кроме того, за невыход на работу — РУР.

Алексей Яроцкий писал:

"У начальника Северного горнопромышленного управления, кажется Мусатова, была большая холеная черная борода; как-то, глядя на буйную Колыму, он сказал: "Ставлю свою бороду, что к 1 мая моста не построить". И на стройке, поперек будущей проезжей части моста, лицом к поселку Ягодному, где работал Мусатов, появился плакат: "Отрежем бороду Мусатову — дадим проезд 1 мая". И вот 1 мая 1937 года в присутствии Берзина, под хохот и свист строителей, огромными ножницами отрезали бороду Мусатову. Так тогда агитировали, и так работали.

Этот мост строил заключенный инженер Сенкевич, в день открытия движения по мосту его освободили по приказу Берзина. Однако после ареста Берзина его вновь посадили, но в 1939 году, когда мост выдержал совершенно исключительное по масштабам и нанесенному ущербу наводнение, снова освободили".

Глава "Дальстроя" Эдуард Берзин на торжественном открытии Колымского моста 10 июня 1937 года особо отмечал:

Наступление на Заколымье задерживал медленно курсировавший паром, поток грузов застревал на переправе. Отныне прочный мост соединил правый и левый берег могучей таежной реки. Впервые в СССР построен деревянный арочный мост с ездой поверху. Эта блестящая победа вызывает у нас заслуженную гордость за большевистскую технику, помноженную на стахановский труд.

Также в этот день:

В Доме культуры имени Горького 5 мая 1943 года состоялось общегородское собрание партийного, комсомольского и профсоюзного актива. С докладом о задачах организаций города в связи с началом промывочного сезона выступил начальник Дальстроя Иван Никишов.

Газета "Магаданская правда" 5 мая 1960 года сообщила, что в ознаменование 90-летия со дня рождения Владимира Ленина в центре поселка Дебин установлен бюст основателя первого в мире социалистического государства.

"Магаданская правда" в номере от 5 мая 1972 года писала, что городской исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся принял решение о продлении конкурса на лучший проект памятника-монумента Вечной славы в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов до 30 мая.

В радиоцентре Провиденского морского порта 5 мая 1977 года начал работать клуб интересных вcтреч.

5 мая 1979 года в Магадане открылся специализированный магазин "Цветы" по 2-му проезду Горького.

Коллектив районной газеты "Новая Колыма" (поселок Сеймчан) 5 мая 1983 года награжден денежной премией и Почетным дипломом журнала "Журналист" за лучшее освещение соцсоревнования в печати, по телевидению и радио в 1982 году.

5 мая 1984 года в Магадане состоялись гастроли Якутского государственного музыкального театра.

___________

18+. Информационное агентство MagadanMedia (МагаданМедиа), регистрационный номер ИА № ФС 77 — 76865 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 01.10.2019

149192
31
60