Долговая нагрузка на региональный бюджет напрямую зависит от доходов региона. Сейчас, благодаря росту цены на драгметаллы и эффективной работе колымских недропользователей, налогооблагаемая база растет, а значит, доходная часть областной казны увеличивается. По подсчетам федерального и регионального Минфинов, за четыре года долговая нагрузка Колымы снизится, и объем госдолга составит порядка 50% от объема налоговых и неналоговых доходов, сейчас он составляет 68%. Это хороший прогноз наравне с положительной кредитной историей, которую себе заработала область. Поэтому банки и дальше продолжат помогать региону с займами, ведь федеральный центр, поддерживающий дальневосточную территорию дотациями, работает по принципу: "чем больше субъект зарабатывает, тем меньше средств ему достанется из бюджета страны". Об этом корреспонденту ИА MagadanMedia в интервью рассказала и.о. министра финансов Магаданской области Диана Самандас.
– Диана Леонидовна, сейчас в регионе активно обсуждают госдолг Колымы, который из года в год растет. С чем это связано, и чем грозит такое "нехорошее" повышение жителям области?
– Это не совсем верная информация, хотя действительно, в 2013, 2014 и 2015 годах на Колыме шел рост госдолга: в 2013-м он составлял 22,8% по отношению к собственным доходам, в 2014-м – 52,2%, а в минувшем – 77,5%.
Сейчас, поскольку он привязан к объему собственных доходов региона (а они у нас растут) и зафиксировался на отметке в 12 млрд рублей, его процентное соотношение уменьшается.
Сегодня госдолг Магаданской области к величине собственных доходов уже составляет не 77,5%, а 68%.
Причем, по нашим расчетам, к концу 2016-го он должен еще уменьшиться, ведь мы заложили рост собственных доходов в 17%, а в прошлом году добились всех 28%, а сейчас мы можем наблюдать вообще очень высокие темпы роста прибыли.
Например, к 1 июня по областному бюджету рост налоговых и неналоговых доходов составил 155,1% к аналогичному периоду прошлого года. То есть по году у нас будет не та сумма, которую мы предусмотрели в бюджете, 18,2 млрд рублей, а больше. Соответственно, соотношение госдолга к величине собственных доходов еще снизится (составит меньше 68%).
Хочу напомнить, что параметры государственного долга определены Бюджетным кодексом страны и могут составлять до 100% собственных доходов без учета безвозмездных поступлений.
Поэтому в нашем случае никакого "краха", которым так пугают общественность, у нас не предвидится.
– А в связи с чем региону вообще нужно брать кредиты, и насколько это может быть невыгодно для Колымы?
– Необходимость привлечения средств в последние годы стала возникать в связи с тем, что с ростом собственных доходов при расчете финансовой помощи федеральный центр стал уменьшать дотацию Колыме.
Ведь, чем больше субъект зарабатывает, тем меньше средств ему выделяется из бюджета страны.
Так, если в 2013 году дотация для Колымы составляла 8,3 млрд рублей, в 2014-м – 7,4 млрд рублей, то в минувшем году она уже была 5,6 млрд рублей. Таким образом за 2 года к уровню 2013-го мы потеряли 3,5 млрд рублей.
Однако, вместе с тем нам необходимо было обеспечить выполнение "майских указов" Президента РФ, по которым к концу 2012 года началось повышение зарплат, и с каждым годом суммы, направляемые на оплату труда работников бюджетной сферы Колымы и МРОТ, только нарастали.
В конечном итоге за 3 года (с 2013-го по 2015-й) на эти цели потребовалось 4,8 млрд рублей наравне с уменьшением дотации на 3,5 млрд.
Также с 1 января 2014 года заработная плата работникам дошкольных учреждений стала выплачиваться из областного бюджета. За три года на эти цели было потрачено 2,4 млрд рублей.
Конечно, на протяжении многих лет областной бюджет остается социально направленным. Ежегодно индексируются социальные выплаты на 4,5–5%. Это и стипендии, и пенсионные доплаты, и исполнение публичных обязательств, например, социальная поддержка ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поэтому, для того, чтобы исполнить все необходимые обязательства, властями области привлекаются средства.
Кроме этого, каждый месяц мы обращаемся в федеральный центр по выделению дополнительных средств в связи со снижением дотаций.
Как заметила Диана Самандас, такие обращения – нормальная практика практически для всех регионов страны, ведь только 14 субъектов РФ являются недотационными.
В основном это регионы, где добывают нефть и газ. Например, из дальневосточных территорий в этот список входит Сахалинская область, а также города федерального значения, у остальных же наблюдаются бюджеты с дефицитами. В этой связи и сам госдолг наращивается из-за дефицитности казны.
– Кстати, долгое время (вплоть до конца 2015-го) Магаданской области Минфин отказывал в бюджетных кредитах, объясняя это тем, что долговая нагрузка Колымы не столько высока, в сравнении с другими регионами. И лишь в минувшем году министерство выдало Колыме бюджетный кредит под ставку 0,1%. Все же остальное время для покрытия дефицита, выплат зарплат бюджетникам по указам Владимира Путина и обеспечения всех социальных обязательств регион вынужден был привлекать коммерческие займы.
В этот период бюджету области, конечно, пришлось непросто: во-первых, резко выросла ключевая ставка Центробанка, соответственно и банки-кредиторы стали предъявлять очень высокие тарифы. Однако, весь 2015 год мы вели с ними переговоры, проводили торги, чтобы перекрыть дорогие кредиты более дешевыми, которые брали вновь.
Тем самым предложенную нам ставку в 20,5% мы довели до 12,5% с учетом ключевой ставки Центробанка в 11% и сэкономили 82 млн рублей бюджетных средств.
Кстати, надо отметить, что в последние годы Минфин РФ кредитует субъекты только, если у региона есть в текущем году обязательства по погашению коммерческих кредитов. Но нам удалось в 2015 году получить бюджетный кредит на покрытие дефицита бюджета в объеме почти 1 млрд рублей.
Уже в апреле 2016 года Колыма стала одним из первых субъектов, который получил бюджетный кредит на замену рыночных заимствований, работа для этого началась сразу с первых дней года.
Сейчас колымский Минфин ведет планомерную работу по замене коммерческих кредитов бюджетными. Таким образом, будем экономить на обслуживании госдолга. Наши обращения в Минфин страны не прекратятся, ведь нам необходимо покрывать бюджетный дефицит, который, напомню, сегодня составляет 9,9%.
– Тем не менее, брать коммерческие кредиты регион не перестанет?
– Нет, не перестанет, но в этом нет ничего страшного для субъекта. Действительно, сейчас Колыма берет больше коммерческих кредитов, но на это субъекты нацеливает само министерство финансов страны. И даже в долговой политике, которую оно рекомендует регионам, прописано, что работу с банками необходимо продолжать для зарабатывания хорошей репутации, занятия лидирующих позиций в рейтингах, то есть иметь положительную кредитную историю. А у Колымы как раз таки она положительная, ведь все необходимые выплаты по кредитам мы предоставляем вовремя и даже, если возможно, стараемся заплатить их раньше срока.
Диана Самандас напомнила, что гораздо сложнее пришлось региону, когда нужно было расплачиваться с "золотым" кредитом, который был взят в 90-е. И вот как раз таки основной пик возврата "золотого" кредита пришелся на 2013–14–15 годы.
До этого область ежегодно возвращала по 2,5 млн долларов, а в последние три года Колыма выплачивала по 10 млн американских денег. И именно в 2014 году курс доллара вырос в два раза.
Таким образом в этот период, когда как раз снизил дотацию федеральный центр, субъекту удалось расплатиться по этому кредиту уже в декабре 2015 года. И с "золотым", который висел на области более 20 лет, наконец, было покончено.
– Уже в этом году депутаты колымского парламента внесли поправки, согласно которым общий объем доходов региональной казны увеличен на 1,23 млрд рублей и составил более 26,931 млрд рублей. Дефицит бюджета уменьшен, и теперь, как мы знаем, он составляет 9,9%. Это хороший результат, но каковы перспективы бюджета в дальнейшем, ведь при хорошем "заработке региона" федеральный центр уменьшает дотации субъекта?
– Бюджет Колымы в основном завязан на добыче драгметаллов. Цена на золото и серебро растет, так же, как и возрастают объемы добычи полезных ископаемых. И даже несмотря на кризис, в этих отраслях идет прирост. Предприятия, добывающие драгоценные металлы, сегодня демонстрируют свою эффективность и увеличение производственных мощностей, в связи с чем растет и объем инвестиций, вкладываемый в золотодобычу. Следовательно, и налогооблагаемая база будет увеличиваться. Доходная часть бюджета субъекта сокращаться не будет.
Однако, да, несмотря на рост собственных доходов, федеральный центр будет уменьшать размер дотаций для региона. Но мы и дальше будем обращаться к властям за помощью для исполнения всех необходимых финансовых обязательств.
На ближайшую перспективу перед бюджетом региона стоят задачи по увеличению доходной базы, выполнению долговых обязательств, социальных гарантий перед жителями субъекта. Главное – стремление к бездефицитному бюджету.