Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики разработало изменения в федеральный закон о "дальневосточном гектаре", которые позволят усовершенствовать действие этой программы, в частности, установят возможность однократной смены предоставляемого земельного участка ввиду невозможности применения выбранного вида использования, сообщили MagadanMedia в пресс-службе Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" разработан Минвостокразвития для совершенствования правового регулирования предоставления и последующего использования гражданами земельных участков по программе "Дальневосточный гектар".
"Программа "Дальневосточный гектар" работает более четырех лет. Поскольку ранее в нашей стране подобной практики не существовало, то на протяжении всего этого срока Минвостокразвития анализирует действие программы и старается совершенствовать, учитывая в первую очередь интересы дальневосточников. Предлагаемые в это раз изменения позволят отладить ряд моментов в процессе выдачи земельного участка", — сказал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.
Законопроектом предусматривается возможность однократно поменять предоставленный в безвозмездное пользование земельный участок, если выбранный ранее нельзя использовать так, как хотел получатель земли.
Причинами могут стать, в том числе, пересечение границ земельного участка с границами зоны с особыми условиями использования территории, неблагоприятные природные, климатические, ландшафтные или иные особенности местности, где расположен земельный участок, отсутствие необходимых объектов инфраструктуры или их удаленность от предоставленного земельного участка. В совокупности эти причины не всегда позволяют человеку своевременно и объективно оценить характеристики выбранного им "дальневосточного гектара" на местности.
Законопроект также направлен на решение проблем, возникающих при оформлении строительства жилья на "дальневосточных гектарах", применительно к которым не утверждены правила землепользования и застройки.
Согласно действующему законодательству, перед строительством жилого или садового дома человек должен направить уведомление в уполномоченные органы, которые проведут проверку соответствия планируемых параметров строительства разрешенным. Если правила строительства для выбранного участка не определены, заявителю будет выслан отказ. Теперь же человек сможет использовать выбранный участок под индивидуальное жилищное строительство даже при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки и положений градостроительного законодательства, обязывающих уполномоченные органы проводить соответствующую проверку.
По информации авторов документа, необходимость внесения этих изменений подтверждаются обращениями дальневосточников, которые выбрали земельные участки для жилой застройки и не могут получить необходимые разрешительные документы из-за отсутствия утвержденных правил землепользования и застройки.
Проект федерального закона предусматривает и решение актуальной проблемы неполучения уполномоченными органами подписанных гражданами проектов договоров в установленный срок. По сведениям уполномоченных органов, значительное количество проектов договоров безвозмездного пользования земельным участком, выданных или направленных гражданину, подписываются более 30 дней, установленных законом, или остаются не подписанными. При этом законом не определены последствия несоблюдения 30-дневного срока, а также не определена судьба земельных участков, в отношении которых предполагалось заключение договоров. Законопроект устанавливает 60-дневный срок для подписания договора со дня выдачи документов, и если человек его не подписывает за это время, то земельный участок снова становится доступным для выбора.
Чтобы исключить необоснованные отказы в предоставлении "дальневосточного гектара", предлагается установить требование об информировании заявителя о причинах отказа.
Кроме того, законопроектом предлагается решение проблемы недостаточной определенности правового режима предоставленных "дальневосточных гектаров" из состава земель лесного фонда и затем переведенных в земли населенных пунктов в упрощенном порядке, а также неопределенности "юридической судьбы" древесины, произрастающей на таких земельных участках.
Чтобы изменить сложившуюся из-за разницы положений в разных законах противоречивую правоприменительную практику, предлагается передать полномочия по распоряжению переведенными из одной категории в другую земельными участками соответствующим органам местного самоуправления муниципального района или городского округа, а также исключить такие земельные участки из границ лесничеств. Одновременно предлагается наделить получателя "дальневосточного гектара" правом в случае необходимости проводить расчистку расположенного за границами лесничества участка от деревьев, кустарников, лиан, в том числе путем их рубки, если она не запрещена законодательно.
Законопроектом предлагается предоставить уполномоченным органам право по своей инициативе образовывать земельные участки в упрощенном порядке с использованием Федеральной информационной системы. Это даст возможность просто, быстро и без финансовых затрат формировать "земельный банк" для последующего предоставления земельных участков и введения неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот.