Минздрав: Дефицита антирезусного иммуноглобулина на Колыме нет
4 декабря, 14:37
В Магаданской областной больнице проведена проверка трудовых и пенсионных прав
12:56
В Северо-Эвенском районе погашена задолженность по зарплате в 2 миллиона рублей
12:52
В Среднеканском округе устранено загрязнение ручья Косой
12:48
Прокуратура Магадана направила в суд уголовное дело об угрозе убийством
12:45
В Магадане задержали ранее судимого похитителя в одном из магазинов
12:45
Житель Ягоднинского района задержан за ножевые ранения мужчине
12:41
На Колыме подвели итоги опроса школьников и студентов
12:24
В нескольких домах на улице Берзина 5 декабря отключат холодную воду
12:10
Сильный ветер с метелью ожидают в Магаданской области 6 декабря
12:09
Новый закон о занятости: юрист разбирает, как изменится процесс поиска работы
12:05
Бесплодие, ожирение, воспаления выявила репродуктивная проверка у жителей Колымы
11:40
Менее месяца до окончания приема заявок на Всероссийский конкурс "Дальний Восток – Земля приключений"!
11:36
В Магадане продолжают уборку улично-дорожной сети
11:33
Покупки на "Черную пятницу" магаданцы делали в четверг
11:25
В Магадане полицейские впервые прекратили гражданство РФ иностранцу
11:12

Дороги в небо Колымы: Аэродром Таскан

Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Расположение аэродрома "Таскан" kolymastory.ru
Расположение аэродрома "Таскан"
Фото: kolymastory.ru

Василий Образцов уже давно пишет о Колыме и Магадане, о событиях и людях, повлиявших на историю региона. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.

Сейчас уже мало кто может рассказать о том, что в Тасканской долине было несколько аэродромов, правда, в разное время. И ещё меньше тех, кто сможет показать месторасположение самого первого… Впрочем, начнём по порядку.

Начиналось с планов строительства столицы Колымы… Летом 1935 года был решён вопрос со строительством нового административного центра Колымы. Директор Дальстроя Э.П. Берзин сказал: "Вопрос о выборе административного центра решён окончательно, это Тасканский район, в устье реки Таскан. Почему мы выбрали это место? Прежде всего, под боком будут все горнопромышленные районы, во-вторых, это хорошее место для города и подходящая почва, где можно будет заняться огородничеством и создать пригородное хозяйство".

В связи с этим в приказе Э. П. Берзина от 19 сентября 1936 г. указывалось: "В соответствии с результатом изысканий и на основании личного осмотра приказываю:

  • Строительство административного центра Колымского района осуществить на острове близ устья р. Таскан и на прилегающей к нему части левого берега реки Колымы.
  • На материковой территории расположить промышленные здания, а на острове — остальные сооружения и здания адмцентра.
  • Железнодорожный узел расположить в подходе к адмцентру на левом берегу р. Таскан.
  • УГПС (Управление горнопромышленного строительства) представить мне через НТБ (научно-техническое бюро) к 1-му октября с. г. проект и проектированную смету гидротехнических и мелиоративных работ по острову.
  • Подготовительные строительные работы осуществить в сроки предусмотренные утвержденным планом работ.
  • Проект озеленения административного центра согласовать с начальником Колымской опытной станции т. Тамариным.
  • УДС (Управление дорожного строительства) обеспечить в октябре месяце с. г. проезд от магистрали к стройплощадке адмцентра". 

Но позвольте, какое отношение имеет аэродром "Таскан" к выбору места расположения столицы Дальстроя? Ларчик открывался просто: в первую очередь была необходимость обеспечить связь между Тасканом и Магаданом, а в перспективе — завязать большую часть колымских воздушных трасс на новом аэродроме будущей столицы Колымы. Одним словом — аэродром Таскан ждало великое будущее.

Это нашло отражение в задачах, поставленными перед Дальстроем и его авиаотрядом на 1938 год. Намечалось установление и организация воздушных линий союзного значения: Нагаево (или Таскан) — Хабаровск; Таскан — Крест-Хольджай — Москва, Магадан — Таскан (500 км), Таскан — Амбарчик (1750 км).

Первая линия требовалась для установления воздушной связи Колымы с краевым центром. Полёты с пассажирами и грузами на борту начались в феврале 1938 г. через Николаевск-на-Амуре, и его продолжительность в обоих направлениях составляла 22 лётных часа.

Линия через Крест-Хольджай планировалась для организации авиасообщения с Москвой и другими центральными районами страны.

Наряду с решением общих задач авиатранспорта (перевозок пассажиров, почты и др.), в плане работ исключительное значение приобретала доставка на самолётах специального груза (золота), намеченного по направлению: Таскан — Якутск — Иркутск, что требовало проведения значительных работ по строительству и техническому обслуживанию воздушных линий и отдельных авиабаз.

Организация воздушных линий местного значения, которые обеспечивали внутрикраевую авиасвязь с отдалёнными пунктами. В эту категорию входили местные линии Таскан — устье Неры — Эльга и ряд других, которые развивались на базе промежуточных и узловых аэропортов основных авиалиний и обслуживались наравне с аэропортами местных линий ГВФ.

Контрольные талоны от авиабилета "Дальстроя" на рейс из затона Лабуя в Таскан

Контрольные талоны от авиабилета "Дальстроя" на рейс из затона Лабуя в Таскан. Фото: kolymastory.ru

Маршруты проектировались из Таскана вследствие того, что этот населённый пункт вновь предполагалось сделать административным центром, продолжив его строительство в 1938 г..

В связи с географическим размещением намечаемой сети воздушных линий основными пунктами базирования самолётного парка были намечены Магадан и Таскан, как узловые пункты всех авиалиний края.

Аэродром Таскана располагался на возвышенности между посёлками Пищевой и Усть-Таскан (примерно в 8-9 километрах от Усть-Таскана).

Но счастливое будущее аэродрома перечеркнул арест первого директора Дальстроя 18 декабря 1937 года по пути в Москву. Ставший в декабре 1937 г. новым директором треста Дальстрой старший майор госбезопасности К. А. Павлов "отказался от строительства города на Тоскане и переноса туда административного центра".

Статус столицы Колымы получил Магадан и планы превращения аэродрома "Таскан" в центральный аэродром пошли прахом, пальма первенства среди воздушных гаваней Колымы осталась за гидробазой в бухте Нагаева, а затем перешла к аэродрому "Магадан-13".

А в 1939 году была поставлена окончательная точка в судьбе колымской Венеции. "С 23 по 25 августа 1939 г. на реке Колыме, — воспоминает И. И. Лукин, — повторился паводок (1936 г.), вызванный многодневными ливневыми дождями. Остров (Таскан), на котором предполагалось размещение административного центра, был затоплен девятиметровым слоем воды. Бушевавшая в течение трёх суток стихия смыла большую часть растительности острова, размыла на десятки метров берег. Старые русла, проходившие по острову, превратились в бурные протоки, все постройки острова были снесены".

Как говорилось выше, аэродром "Таскан" создавался с прицелом на то, чтобы стать столичным аэродромом Колымы, но столицей стал Магадан и необходимость в аэродроме "Таскан" отпала.

Были полностью свёрнуты работы по организации воздушной линии Таскан — Эльга, а в 1940 году и линии Таскан — Амбарчик.

В декабре 1940 года аэродром "Таскан" был закрыт, а его хозяйство было частично передано Тасканскому энергокомбинату. 

В 50-х годах ХХ-го века территория бывшего аэродрома была засажена деревьями.

Но точку в истории аэродрома "Таскан", ставить было рано. Ему было суждено возникнуть в другое время и в другом месте. 

_____________

Обращаемся к нашим читателям с просьбой отозваться тех, кто может рассказать что-либо о малых аэродромах Колымы или готовых поделиться фотоматериалами или копиями документов на эту тему. Пишите на адрес was69cat@mail.ru редактору сайта "Моя родина — Магадан" Василию Образцову.

93090
31
60