Юрий Стародубцев, который был в 70-е годы ХХ века ответственным секретарем областной газеты "Магаданская правда" и, конечно, членом Союза журналистов СССР, в свое время написал небольшое эссе о Василии Шумкове. Его хочется привести сегодня, когда широко известного человека почти забыли, а ведь именно его снимки вы видите в краеведческом музее, когда бываете в зале, посвященному ГУЛАГу, именно он стал учителем многих российских фотографов.
Эссе "Слушая Север" дает возможность вспомнить этого замечательного человека.
"Хорошо помню момент, когда Василию Шумкову вручалась высокая награда (Орден Дружбы народов). Помню, как из зала вышел на трибуну немолодой человек, отдавший Северу более двух десятков лет, и сказал: "Одна из главных линий моей судьбы та, что пересеклась с судьбой Василия Николаевича. Долгая дружба с ним открыла мне глаза на самое глубокие и самые яркие грани в биографии нашего сурового края. Он научил меня любить Север".
Раздался взрыв аплодисментов. Выло ясно: эти слова мог бы сказать, пожалуй, каждый из сидящих в зале.
Имя фотохудожника и фотожурналиста Василия Шумкова хорошо известно не только северянам. Его работы экспонировались в США и Болгарии, Италии и Югославии, Дании и Норвегии, Алжире и Канаде, на фотовыставках в Москве, Ленинграде, Владивостоке, Мурманске, Риге, Новосибирске, Тольятти и других городах страны.
Каждая новая работа Василия Шумкова – это яркий рассказ о жизни Севера – его природе, замечательных людях, событиях, которыми так богата земля "замороженных меридианов".
Что определяет творческую позицию этого интересного мастера? В одной из бесед Василий Николаевич ответил на этот вопрос так:
– Мир – это я... От меня зависит, какие краски и полутона он приобретет, что я увижу, что отмечу для себя, что приму, что буду защищать, чему прегражу путь.
Мир принадлежат мне, и я за него в ответе. Я причастен к добру и злу; то, что победит во мне самом, станет и сутью окружающего мира. Что увижу в видоискатель моего фотоаппарата, на что нацелю его, то увидят и другие...
Василию Шумкову было двадцать два, когда он лицом к лицу встретился с суровым Севером. Из ста дверей, которые вели в новую жизнь, демобилизованный солдат должен был найти одну – свою. Он нашел ее и открыл. За ней оказалась не глухая стена, а богатейший мир, который, по словам Василия Николаевича, "невозможно было познать без фотокамеры в руках".
Шумков становится фоторепортером. 30 лет не изменяет он любимому делу. Этот человек побывал на всех горных предприятиях Колымы и Чукотки, на всех островах морей, омывающих Магаданскую область, на Камчатке, Курилах и Командорах. Вместе с рыбаками он прошел не одну тысячу миль в водах Тихого и Ледовитого океанов, на вертолетах и ледовых разведчиках избороздил небо Арктики, сжег не один десяток костров во время тундровых переночевок и на геологических маршрутах.
За преданность краю и за неистовость в работе Север дарил Шумкову самые яркие мгновения.
Схваченные фотообъективом, они становились отныне достоянием тысяч и тысяч людей.
Дипломы, почетные грамоты, золотые медали и хрустальные кубки, которыми в разные годы были отмечены работы, не ослепляли самолюбия Шумкова как фотомастера. Он работал еще азартнее, диапазон проблем, которые волновали его, становился с каждым часом все шире.
Уже на всю страну и за пределами ее стали известны имена учеников Василия Николаевича – Расула Месягутова, Сергея Бурасовского, Валерия Острикова, а учитель по-прежнему в поиске своего "главного кадра", своей жар-птицы.
Василия Шумкова знают как старшего научного сотрудника (фотохудожника) Магаданского областного краеведческого музея. Но он еще и художественный руководитель народной фотостудия "Магадан" – участницы одиннадцати международных фотовыставок, фотоконкурсов и фотосалонов, пяти всесоюзных и республиканских, семнадцати межклубных фотовыставок и конкурсов.
Сплотив вокруг себя лучшие фотожурналистские и фотолюбительские силы области, студия помогла рождению многих новых фотоклубов и фотокружков в чукотских городах и поселках – Анадыре, Певеке, Эгвекиноте, Беринговском, Провидения, Иультине, экспериментальной группы "Ровесник" в Магадане. Они объединили около 250 фотолюбителей – геологов, учителей, портовиков, строителей.
Писателю и поэту Сергею Баруздину принадлежат слова:
В чем жизни суть?
Чтоб в завтра заглянуть.
В чем жизни суть?
Людей не обмануть.
В чем жизни суть?
Прожить не как-нибудь.
В чем жизни суть?
Успеем отдохнуть.
На мой взгляд, философская мудрость этих строк с предельной полнотой определяет жизненное кредо мастера Василия Шумкова".
Василий Шумков и Николай Бобров. Фото: Николай Бобров