"Сложнейший период для отрасли", — так опрошенные редакцией ИА PrimaMedia рыбопромышленники называют 2017-2019 годы. Угроза кардинального изменения "правил игры" в российском рыболовстве и, соответственно, масштабный передел рынка, по оценке участников рынка, были более чем реальны, однако в целом – "не случилось". Впрочем, стабильности в госрегулировании бизнес не чувствует и сейчас, воспринимая нынешнее "затишье" (обусловленное, вероятно, и сменой правительства) скорее как передышку перед новым "сезоном штормов". Соответственно, у редакции агентства появилась возможность вспомнить, как проявила себя в последние три года Всероссийская ассоциация рыбопромышленников – отраслевое объединение, оказавшееся "на острие" острейшего диалога между властью и предприятиями рыбохозяйственного комплекса страны.
В январе 2017 года Общее собрание членов Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) избрало президентом объединения Германа Зверева – на тот момент многолетнего руководителя дальневосточной Ассоциации добытчиков минтая, председателя комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, члена правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса РФ. Согласно уставу ВАРПЭ, руководитель отраслевой ассоциации избирается сроком на 3 года, и поэтому в повестке Общего собрания членов ВАРПЭ, назначенного в этом году на 7 февраля есть как минимум один, но очень важный кадровый вопрос, решение по которому – дело абсолютно свободного выбора рыбацкого сообщества, капризного и своенравного. На сегодняшний день известно лишь, что кандидатуру Германа Зверева на следующий срок уже поддержали Союз рыбопромышленников Камчатки, Союз рыбопромышленников Севера, Ассоциация рыбопромышленных предприятий Приморья, Союз рыбопромышленников Карелии и Магаданская ассоциация рыбопромышленников.
Справка: Некоммерческая организация "Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров" (ВАРПЭ) — на сегодняшний день крупнейшее объединение предприятий рыбохозяйственного комплекса РФ, также входит в "пятерку" самых влиятельных ассоциаций в мировой рыбной отрасли. На долю предприятий – участников ВАРПЭ приходится более 90% ежегодного общероссийского вылова водных биоресурсов. В состав Ассоциации входит 77 крупных участников-партнеров — лидеров рыбопромышленного рынка, представляющих всю географию рыбной отрасли страны от Калининграда до Камчатки и от Мурманска до Астрахани, а также крупнейшие ассоциации отрасли федерального и регионального масштаба. Среди членов ВАРПЭ — предприятия, осуществляющие добычу, переработку, хранение, транспортировку продукции из водных биологических ресурсов, а также предприятия аквакультуры (рыбоводства) и производства биокормов.
Девять месяцев перед бурей
С начала 2017 года рыбная отрасль РФ смотрела в будущее с уверенностью. Принятые в 2016 году поправки в закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" гарантировали, что по истечении срока действия 10-летних квотных договоров в 2018 году с добросовестными пользователями ВБР новые договоры будут заключены уже на 15 лет – согласно "историческому принципу".
Некоторую тревогу у рыбаков вызывали поддержанные правительством РФ инициативы Росрыболовства по введению так называемых "инвестиционных квот", однако активная включенность отраслевого сообщества (в лице, прежде всего, ВАРПЭ) в обсуждение параметров программы "квоты в обмен на новые суда и береговые заводы" рождало уверенность, что инвестквоты будут выделяться насколько возможно прозрачно и действительно дадут импульс инвестициям в отрасли.
Практически весь 2017 год ВАРПЭ посвятила выстраиванию коммуникаций с госорганами – регуляторами отрасли, и здесь объединению удалось многое: предложения ВАРПЭ по механизму инвестквот и необходимости снижения административных барьеров в рыболовстве получили личное одобрение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, был продолжен конструктивный диалог с Россельхознадзором и Минсельхозом – соответственно, по введению электронной ветсертификации рыбопродукции и по предполагаемому пересмотру ставок сборов за пользование ВБР и льгот по их уплате.
Малозамеченным в деловой прессе, но очень важным для рыбаков стало и начало прямой коммуникации отраслевого сообщества с Пограничной службой ФСБ РФ – 19 сентября во Владивостоке состоялось совещание "Об исполнении законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении ВБР, состоянии и результатах контрольно-надзорной деятельности и мерах, направленных на ее оптимизацию" под председательством заместителя руководителя ФСБ России — руководителя департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России Геннадия Медведева. Росрыболовство на совещании представлял заместитель руководителя Михаил Иваник, а все отраслевое сообщество – президент ВАРПЭ Герман Зверев.
"Главное – не уйти в противостояние с властью"
Завершился же 2017 год для отрасли шоком: стало известно, что президенту РФ некие участники рынка предложили вывести из действия "исторического принципа" до 50% квот на добычу крабов и распределить эти промысловые лимиты на аукционах. Помимо очевидной тревоги предприятий, уже заплативших государству за доли квот на добычу крабов на аукционах 2003-2004 годов, неприятие отраслью "аукционных инициатив" было вызвано опасениями (впоследствии подтвердившимися), что "передел" крабовых квот может быть только началом разрушения "исторического принципа" как такового.
Подготовка обоснования и оформление "аукционных инициатив" в отношении крабов были поручены Росрыболовству. Это прямо порождало огромные риски того, что отраслевое сообщество на волне неприятия передела в отрасли "войдет в клинч" с госорганом-регулятором. Последствия такого противостояния, судя по дальнейшим действиям ВАРПЭ, для бизнес-объединения были очевидны: всякая дискуссия с отраслевым сообществом была бы прекращена, на все предложения рыбаки слышали бы один ответ: "Ресурс – государственный, несогласные могут быть свободны".
Защита "исторического принципа" — и в отношении отдельных видов, и всех "одуемых" ВБР – оперативно была выстроена ВАРПЭ, как представляется, из трех ключевых моментов.
Первое: консолидация отрасли. Второе: компетентный анализ угроз и рисков возвращения аукционного принципа распределения квот. И третье: широкое информирование исполнительной и законодательной власти РФ о позиции отраслевого сообщества и той роли, которое рыболовство играет в социально-экономическом положении страны.
Понятно, что без сохранения коммуникации отраслевого объединения с главной на тот момент "точкой входа" в правительстве – то есть с Росрыболовством – все эти моменты не имели бы никакого смысла, и борьба рыбаков за сохранение "исторического принципа" с большой долей вероятности могла бы закончиться в 2018 году, что называется, "всухую".
президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников
Автор фото: ИА PrimaMedia
- Я никого не хочу обидеть из предыдущих руководителей ВАРПЭ, потому что каждый из них на своем уровне пытался объяснить, доказать, рассказать власти, чем живет и что нужно отрасли. Но раньше это было объективно проще сделать, потому что в государственных органах работали по преимуществу профессионалы. В последнее годы ситуация, как мы знаем, поменялась. И вот тот анализ, который принес с собой Герман Станиславович Зверев, тот глубочайший анализ различных законов, постановлений, экономические выкладки, оценки воздействия - это здорово помогло. Рыбную отрасль стали изучать лучшие научные организации страны, стал рассматриваться международный опыт в рыболовстве.
Все это, насколько я понимаю, отрасли удалось сделать. И мы можем высказывать свою позицию и многое решать. ВАРПЭ удалось, во-первых, нас консолидировать. А во-вторых - определить те "точки", на которые мы должны сегодня обращать особое внимание. И все наши заседания, совещания - это не просто крики "все пропало", как это, что уж скрывать, иногда бывало раньше. Это уже глубочайший анализ, это попытка найти нужное решение, понимая и социально-политическую, и экономическую, и финансовую ситуацию в стране в целом. Мы пытаемся показать власти, что рыбная отрасль развивается вместе со всей страной, и нужно не только с нее требовать, но и в чем-то помогать. А главное – отрасль требует стабильности, понятного пути развития на 15-20 лет. И ВАРПЭ делает все, чтобы доказать: рыбаки сегодня готовы участвовать во всех главных проектах государства по развитию как всей страны, так и ее отдельных регионов.
Вопреки стремлению некоторой части отраслевого сообщества предпринять попытки оказать "давление" на государство (путем, например, организации протестных акций рыбацких коллективов или транслирования в прессе "всей подноготной" появления пресловутого "письма Путину про крабовые аукционы"), ВАРПЭ предпочла пойти трудным путем и вести диалог с властью по правилам. И именно такая позиция, как можно предположить, привела к тому, что организатором IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ в феврале 2018 года наряду с отраслевым объединением и профсоюзами выступило Росрыболовство, а в диалог с рыбаками включилось руководство кабмина на уровне вице-премьера Аркадия Дворковича, который публично констатировал высокий уровень консолидации рыбопромышленников и заверил, что в целом "исторический принцип" будет сохранен – хотя и не понятно, в какой степени.
Очевидно, что дискуссии о параметрах и "степенях" сохранения базового для рыбохозяственного комплекса РФ принципа предоставления прав доступа к промресурсам именно в феврале 2018 года был дан "зеленый свет". Мнения рыбаков по ключевым отраслевым вопросам были представлены на самых статусных экономических форумах страны — Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) и Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
Так что во многом переломный 2018 год принес не только тревоги отраслевому сообществу, но и "открыл" рыбную отрасль, для всего бизнес-сообщества страны.
И совсем не случайно президент ВАРПЭ, с 2010 года возглавлявший комиссию РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, именно в 2018 году был избран вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей и председателем Координационного совета региональных отделений РСПП в ДФО, что объективно повысило значимость "рыбной темы" в повестке самого статусного бизнес-объединения страны.
Что же касается взаимоотношений ВАРПЭ непосредственно с регулятором отрасли, то на сегодняшний день, напомним, они в значительной степени закреплены и формально: руководитель крупнейшего объединения рыбной отрасли возглавляет Общественный совет при Росрыболовстве (избран весной 2018 года), а также является сопредседателем от бизнес-сообщества рабочей группы "Рыболовство" при правительстве РФ по введению механизма "регуляторной гильотины", сопредседателем же рабгруппы от органов власти назначен руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
председатель рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина (Камчатский край)
Автор фото: ИА Fishnews
- Всероссийская ассоциация рыбопромышленников поддерживает всех рыбаков. Сам Герман Станиславович Зверев пользуется большим уважением в сообществе - за счет своего профессионализма, отношения к делу, отношения к людям, к тем проблемам, которые поднимаются рыбаками. Сам спектр вопросов и проблем, которые рассматривает и решает Ассоциация, очень широк, деятельность ВАРПЭ касается и рыболовства, и судостроения, и судоремонта, и налогового регулирования. Руководитель ВАРПЭ - человек глубокий, погружается во все проблемы, эффективно может их решать. Есть у человека, что называется, внутренний стержень, из-за чего люди его и поддерживают. Хорошие коммуникации выстраивает со всеми организациями и органами власти, особенно с Росрыболовством смог выстроить хорошие коммуникации.
Отметим также, что в 2019 году свои плоды, по всей видимости, принесла и начатая в 2017-м работа по выстраиванию коммуникаций отраслевого сообщества не только непосредственно с профильным правительственным агентством, но и с самим правительством РФ. Как известно, в июне прошлого года председатель кабмина дал поручение об исключении из подготовленной Федеральной антимонопольной службой "дорожной карты" по развитию конкуренции в РФ пункта о разработке перехода на полностью аукционный принцип распределения квот на все виды "одуемых" водных биоресурсов.
В значительной степени такое решение (которое рыбопромышленное сообщество явно может записать себе в актив) означает, что разрушение "исторического принципа" приостановлено.
Впрочем, осенью прошлого года ФАС вновь реанимировала свои инициативы, предлагая "развивать конкуренцию" в рыболовстве по обкатанной на крабах схемы, то есть изъять из "исторического принципа" для аукционов 50% лимитов ВБР.
Кризис и его возможности
Очевидно, что неопределенность с "историческим принципом" — это надолго, и его судьба во многом продолжает зависеть от усилий и компетенций отраслевого сообщества в диалоге с государственной властью. Причем — со всеми ее ветвями.
Конечно, дискуссия о будущем отрасли в 2018 году – в разрезе, естественно, сохранения или же разрушения "исторического принципа" — шла не без участия и представителей законодательной ветви российской власти: парламентарии, представляющие в Госдуме и Совете Федерации несколько приморских регионов, озвучивали свои опасения в связи с предстоящим "аукционным переделом" крабового промысла.
В апреле 2019 года, когда законопроект о введении так называемых "инвестиционных квот" на добычу 50% лимитов крабов уже вплотную рассматривался Госдумой, уровень "погруженности" обеих палат российского парламента в проблематику рыбохозяйственного комплекса страны совершил качественный скачок. В публичном пространстве это выразилось в беспрецедентно активном участии парламентариев (уровня руководителей комитетов ГД и СФ) в сугубо отраслевом мероприятии — Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса РФ, проведенной в Москве ВАРПЭ, Общероссийским объединением работодателей рыбной отрасли и ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства.
Основной посыл рыбопромышленного сообщества об острой необходимости парламентского контроля применения "рыбного" законодательства, как представляется, отклик в Федеральном Собрании нашел.
Тем более что опыт конструктивного взаимодействия отраслевого сообщества, госрегулятора и законодателей уже имелся: в ходе кампании 2018 года по перезаключению квотных договоров удалось в рекордные сроки законодательно ликвидировать так называемый "договорный разрыв" и позволить рыбакам, формальное право на добычу ВБР у которых истекало в ноябре-декабре 2018 года, без осложнений продолжить промысел до вступления в силу новых договоров 1 января 2019 года.
член Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
Автор фото: сайт ГД РФ
- Могу сказать точно, и это не хвалебные дифирамбы: в ВАРПЭ работают профессионалы, которые знают свое дело. Причем это профессионалы, которые душой болеют за всю рыбную отрасль России.
Примеров нашего взаимодействия с Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников очень много. Это и отстаивание "исторического принципа" в рыбной отрасли, и исключение рыбы из "дорожной карты" по проведению квотных аукционов. Совместными усилиями депутатов ГД, Росрыболовства и ВАРПЭ мы в конце 2018 года внесли оперативные изменения в закон "О рыболовстве" и предотвратили так называемый "договорный разрыв", чреватый массовыми простоями рыбацкого флота, недоловом и снижением налоговой базы рыболовства.
На данный момент могу сказать следующее: ВАРПЭ свою роль выполняет в полном объеме, а ее руководитель – на своем месте.
член Комитета Государственной Думы РФ по аграрным вопросам Автор фото: сайт ГД РФ - Выскажу свое мнение, и я думаю, что члены Комитета тоже к нему присоединятся. В рамках аграрного комитета создан целый подкомитет по рыбохозяйственному комплексу, то есть целое направление, очень серьезное и важное. И хочу объективно сказать, что именно с ВАРПЭ у нас налажено деловое профессиональное взаимодействие. Прежде всего, потому, что непосредственный руководитель ВАРПЭ - очень грамотный, подготовленный человек, который действительно в курсе тех событий, которые происходят в отрасли. ВАРПЭ - наиболее, на наш взгляд, профессиональная организация, которая взаимодействует не только с нами, но и с иными государственными органами, в том числе и с Федеральным агентством по рыболовству. Лучшего отраслевого объединения я не встречал.
Одной из вероятных – но не предопределенных – возможностей развития интеграции "рыбной повестки" в работу законодательных органов РФ может быть создание специальной рабочей группы с участием членов Федерального Собрания РФ, представителей объединений рыбаков, экспертов и ученых, которая займется анализом действующего отраслевого законодательства и предложений по его корректировкам. Во всяком случае, именно такое предложение обсуждалось в декабре 2019 года на конференции "Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации: прошлое, настоящее, будущее. К 15-летию принятия Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", которую по инициативе ВАРПЭ провел Комитет Госдумы РФ по аграрным вопросам под председательством своего председателя Владимира Кашина.
Как представляется сегодня, одним из приоритетов в работе такой группы (помимо, разумеется, судьбы "исторического принципа") может стать еще один этапный для всей отрасли вопрос – уже упомянутые изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся роста ставок сборов за пользование ВБР и пересмотра льготных режимов по уплате этого аналога "природной ренты" в отечественном рыболовстве. Давно обсуждаемые поправки, скорее всего, в 2020 году все-таки будут внесены в Госдуму, поскольку вслед за решением вопроса о "второй продаже" половины крабовых квот демонстрируемая государством логика требует продолжить увеличение финансовой отдачи с предприятий рыбной отрасли.
Компромиссный же характер увеличения фискальной нагрузки на отрасль, скорее всего, как раз и может быть реализован в рамках формального закрепления характера взаимодействия консолидированных рыбопромышленных предприятий и Федерального Собрания РФ.
Возможность эта сегодня имеется, но, разумеется, при определенных условиях.
член Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Автор фото: сайт СФ РФ
- В последнее время ВАРПЭ приобретает все новые черты – больше ведется научной работы, наращивается взаимодействие с профильным институтами и ведомствами. Появились глубокие аналитические срезы в области экономики и налогообложения отрасли, представляемые в профильный комитет Совета Федерации.
Ассоциация становится все более открытой. По отзывам рыбопромышленников, фактически в еженедельном режиме идет отчет о деятельности ВАРПЭ.
Отдельно необходимо отметить справочно-аналитические материалы, предоставляемые сегодняшним руководителем ВАРПЭ Зверевым Германом Станиславовичем. Они обладают глубокой и всесторонней проработкой рассматриваемого вопроса, и используются сенаторами для разработки законопроектов и формирования позиции при голосовании по ним.
Команды "Вольно!" не будет
Как уже говорилось, консолидация рыбной отрасли в 2017-2018 годах проходила на фоне общей угрозы пересмотра базовых основ распределения прав доступа к промресурсам. Внутриотраслевой консенсус ВАРПЭ удается поддерживать и сегодня, хотя после завершения истории с "крабовыми аукционами" и наступлением зыбкого затишья в обсуждении будущего "исторического принципа" естественно переключение региональных отраслевых сообществ на вопросы "местного значения".
В такой ситуации для подтверждения статуса "всероссийской" (не по названию, а по сути) ВАРПЭ, по всей видимости, придется прикладывать много усилий.
Прежде всего — в части выстраивания коммуникаций своих членов с властями "рыбацких" регионов и осуществления общеотраслевой экспертизы тех или иных инициатив представителей субъектовых сегментов рыбохозяйственного комплекса страны.
В этой связи характерны и показательны, например, два недавних письма ВАРПЭ в правительство РФ, направленных в поддержку инициатив губернаторов Архангельской и Магаданской областей, касающихся, соответственно, снятия запретов на формирование рыболовных участках в реках и озерах и необходимости развития государственно-частного партнерства для исследования новых объектов и районов промысла.
президент Союза рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий «Каспийская рыба»
Автор фото: скриншот видео
- Значение такой работы ВАРПЭ сложно переоценить, потому что рыбная отрасль в каждом регионе - это уникальная частица той России, которую мы знаем. Ведь рыбная отрасль, рыбные регионы как бы опоясывают Россию. И выражение того, что нужно рыбакам, какие вопросы возникают у рыбаков, выражение этого, правильное и четкое, на государственном уровне чрезвычайно важно. Потому что это не только консолидирует мнение рыбаков, это делает слышным в органах власти голоса тех регионов, которые являются не окраиной страны, а ее началом. Очень важно, что Ассоциация очень четко высказала наше мнение: Россия – очень большая, и правила регулирования для рыбаков должны учитывать местную специфику, поскольку социально-экономическое положение "рыбных" регионов от этого зависит очень сильно.
Большое значение для отраслевого объединения, как представляется, в будущем продолжит иметь и уровень анализа ситуации в "рыбной" экономике страны. Причем здесь особую ценность в диалоге (а скорее, в острой дискуссии) с органами власти по ключевым вопросам регулирования будут иметь по понятным причинам данные и выводы экспертов, с одной стороны — формально не связанных с рыбной отраслью, а с другой – являющихся представителями системообразующих исследовательских центров.
Первые шаги в этом направлении, напомним, ВАРПЭ сделало еще в 2017-2019 годах, начав сотрудничать, в частности, с НИУ "Высшая школа экономики" (ВШЭ) и Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ).
Очевидно, что сотрудничество отраслевой ассоциации и Центра оценки регулирующего воздействия ВШЭ необходимо отраслевому сообществу для эффективного участия в реформе контрольно-надзорной деятельности – в частности, с помощью профильной рабочей группы по запуску механизма "регуляторной гильотины" в рыболовстве.
Задел здесь уже есть: в ходе первого совместного проекта в 2018 году ВШЭ изучила регуляторную политику в рыбопромышленной отрасли и выявила в 55 нормативных правовых актах 550 потенциальных избыточных, устаревших и дублирующих требований, а в августа 2019 года началось новое совместное исследование, направленное на анализ затрат исполнения избыточных регуляторных норм в рыбопромышленной отрасли (оно должно завершиться к лету 2020 года).
директор Центра ОРВ НИУ «Высшая школа экономики»
Автор фото: сайт НИУ "ВШЭ"
- Я считаю, что усилия ВАРПЭ и ВШЭ дают пример не просто стратегического сотрудничества крупной бизнес-ассоциации и "фабрики мысли", но демонстрируют важность для российской регуляторной политики таких принципов, как системность и четкость, методически проработанных инструментов измерения административных и материальных издержек адресатов регулирования, использования счетных аргументов и др.
Два исследования по заказу ВАРПЭ выполнил и ВЦИОМ. Они, напомним, были посвящены изучению внутреннего рынка потребления рыбопродукции (в целом и его "молодежного" сегмента). Что интересно, представители ВЦИОМ отмечают выраженный некоммерческий характер совместного с ВАРПЭ проекта и его общегосударственное значение.
директор ВЦИОМ по работе с органами государственной власти
Автор фото: сайт ВЦИОМ
- Я бы обратил внимание на значимость этих исследований с точки зрения национальных интересов и вопроса национальной безопасности страны в целом. Поскольку мы сейчас являемся свидетелями того, сколь активно разворачивается борьба за формирование стандартов здорового образа жизни в рамках реализуемых нацпроектов. В этой связи качество питания и составляющих питания являются одними из элементов как раз этой стратегии, которая реализуется в рамках поставленных национальных целей. И с этой точки зрения исследования, инициированные ВАРПЭ, носят далеко не коммерческий характер, а, в первую очередь, являются некоторым воплощением того, что мы называем "социальной ответственностью" бизнеса перед обществом.
И такого рода исследования, конечно, позволяют выйти на масштаб определенного рода серьезных государственных решений. Поэтому, я думаю, это действительно позиция Ассоциации, это ее социальная ответственность перед обществом в целом, и это корреспондирует с теми целями, для которых Ассоциация и создавалась.
PS
Разумеется, редакция ИА PrimaMedia не ставила себе целью проанализировать все аспекты деятельности крупнейшей ассоциации рыбохозяйственного комплекса РФ, ограничившись лишь теми, которые наиболее активно были представлены за прошедшие 3 года в медиа-пространстве. Как известно, уже 7 февраля в Москве состоится Общее собрание членов Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, участники которого заслушаю отчет руководителя ВАРПЭ и дадут оценку работе отраслевого объединения в далеко не самый простой для отраслевого сообщества период. А поскольку, как уже говорилось, полномочия президента объединения ограничены трехлетним сроком, по итогам отчета членам собрания предстоит либо переизбрать Германа Зверева на новый срок, либо отказаться, по сути, от предложенного им варианта отраслевого лоббизма и попытаться найти фигуру, способную всегда переигрывать государство на его же поле. И при этом — не утратив те позиции в системе управления отраслью, которые ВАРПЭ, несмотря на ряд болезненных для бизнеса неудач, все же удалось занять за последние годы.
президент Российского союза работодателей-рыбопромышленников
Автор фото: ИА Fishnews
- Период 2017-19 годов – самый сложный для рыбаков после 2003-2004 годов. Период, в который пришлось сейчас работать ВАРПЭ — это период изменения закона "О рыболовстве", это отход от "исторического принципа". Сложнейший, на мой взгляд, период. И главное, что ВАРПЭ удалось не уйти в противостояние с регулятором, а все-таки продолжить совместную работу, аргументированно отстаивать сохранение "исторического принципа". И что-то здесь получилось.
Повторюсь: "скатиться в критиканство" в такой сложнейшей ситуации было легко. Но все-таки благодаря Звереву, его умениям удалось сохранить диалог с властью - с учетом проведения съезда, конференции. Да, власть, в общем-то, сделала, как она хотела, но не совсем так, как это планировалось изначально. Удалось сохранить "исторический принцип", пусть и с определенными изменениями. Ассоциация под руководством Зверева, на наш взгляд, с честью прошла этот период.